ТЕМА 4. МОРАЛЬ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ




Понятие и структура морали. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность». Понятие «этоса» (местоположения человека в мире) как антропологического и онтологического истока этики. Сократовская антропологизация «этоса». Понятие добродетелей и пороков души. Учение Платона о четырех добродетелях идеального государства (мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости). Аристотель как систематизатор этических знаний и родоначальник этики (нравственной философии) как самостоятельной философской дисциплины. Место этики в системе философских знаний. Учение Аристотеля о добродетелях и пороках в «Никомаховой этике». Этика как практическая философия.

Проблема происхождения морали в истории культуры: талион – «золотое правило» нравственности – заповедь милосердной любви.

Автономная и гетерономная этика как основные модели обоснования морали. Теономная этика и ее характерные черты.

Мораль как нормативная система. Соотношение нравственных и других культурных норм (обычаев, традиций, права и т.д.).

Система категорий этики. Добро и зло как центральные этические понятия. Н.А.Бердяев о происхождении и критериях добра и зла. Нравственный идеал: этико- философский и историко-культурный аспекты.

Культурно-исторические формы морали и типологии этических учений. Моральный абсолютизм и моральный релятивизм. Понятие мотива как побудительного начала поступка. Основные мотивы человеческих поступков: 1) желание блага себе; 2) желание блага другому; 3) желание зла другому и 4) желание зла себе. Определение и обоснование мотивов человеческого поведения в их соотношении и сочетании друг с другом как одна из главных задач этики. Ценностная иерархия мотивов как основание типологизации этических учений. Центральная этическая антиномия: противоположность между мотивом «желания блага себе» – эгоизмом – и мотивом «желания блага другому» – альтруизмом. Основные этические учения, обосновывающие приоритет «желания собственного блага»: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, теории разумного эгоизма. Нравственный смысл эгоизма: различие себялюбия и самолюбия. Себялюбие как основа и предпосылка «желания блага другому». Исторические типы обоснования ценностного приоритета мотива «желания блага другому»: христианская этика любви к ближнему; этика сострадания: учение А.Шопенгауэра и В.С.Соловьева о сострадании (жалости) как основе морали; этика долга и нравственных обязанностей: категорический императив Канта; этика «благоговения перед жизнью» в философии культуры А.Швейцера. Ценностное обоснование мотива «желания зла другому»: аргумент «будущего блага». Ницшеанская этика «любви к дальнему»: мораль «сверхчеловека». Этическая ценность мотива «желания зла себе» в сочетании с мотивами «желания блага себе» и «желания блага другому»: этика подвижничества и этика «радикального альтруизма».

Прикладная и профессиональная этика как феномен современной культуры.

Природа нравственных ценностей и проблемы нравственного воспитания.

ТЕМА 5. НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Наука как феномен культуры, ее природа и функции в обществе. Наука как специфический способ познания мира и социокультурная система. Место и роль науки среди других форм общественного сознания (наука и религия, наука и философия). Понятие и структура науки. Сущностные особенности и формы научного знания (научные факты, гипотезы, проблемы, законы, теории, концепции, научные картины мира). Критерии научности: объективность, истинность, логическая обоснованность (доказуемость), непротиворечивость, системность, предметность, полнота, интерсубъективная проверка, открытость для компетентной критики, практическая применимость.

Классификации наук по целям и объекту (предмету) исследования (фундаментальные и прикладные исследования; естествознание, обществознание, технические науки и т.п.).

Культурно-исторические условия возникновения и основные этапы эволюции науки. Основные культурно-исторические типы (модели) научной рациональности: античная, классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Научные революции и научно-технический прогресс.

Понятие техники и ее место в культуре. Современная технократическая цивилизация: условия и перспективы развития.

Предмет и основные проблемы этики науки. Биомедицинская и экологическая этика и их роль в развитии самосознания современной европейской культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: