В результате изучения дисциплины «Культурология» студенты должны:
знать:
- содержание базовых культурологических категорий в их философско-теоретическом и феноменологическом аспектах;
- структуру культурологического знания на основе оптимального сочетания философского и сравнительно-исторического подходов к анализу феномена культуры;
- историю развития мировой культуры;
- основную проблематику курса «культурология».
уметь:
- систематизировать знания, отвечая на вопросы теста;
- самостоятельно подбирать материал по заданной теме;
- соотносить культурологию в системе современного гуманитарного знания с философией культуры и другими науками о культуре, устанавливать межпредметные связи;
- применять основные методы современного культурологического исследования;
- терпимо и уважительно относиться к иным культурным ценностям, нормам и традициям,
- осознавать смысл и значение культурологии как области современного гуманитарного знания и учебной дисциплины;
- свободно и корректно оперировать культурологической терминологией и системой ключевых понятий и категорий философии культуры.
владеть:
- свободного владения базовыми культурологическими понятиями;
- подготовки рефератов, творческих работ по темам курса;
- самостоятельной работы с классическими философскими и культурологическими текстами и монографическими исследованиями по истории культуры;
- всестороннего анализа истоков и перспектив глобализации современной культуры, выяснения специфики отечественной культуры и установление ее места в мировой культуре;
- навыками творческого и самостоятельного исследования истории культуры.
Обладать общекультурными компетенциями:
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальнокультурные различия (ОК-3);
способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (OK-Ю);
способностью анализировать свои возможности,
самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способностью к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14).
Обладать профессиональными компетенциями:
в области правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); в области правоприменительной деятельности:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-4);
способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-5);
в области экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-8);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации, осуществлять юридическую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-9);
в области правоохранительной деятельности:
способностью обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства (ПК-10);
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);
в области организационно-управленческой деятельности: способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-23);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-26);
в области педагогической деятельности:
способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-29);
способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).
Промежуточный контроль знаний студентов по дисциплине «Культурология» осуществляется в форме компьютерного тестирования.
Итоговый контроль по дисциплине «Культурология» осуществляется в форме зачета.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие и фундаментальные характеристики культуры.
2. Философия и культурология. Развитие философских представлений о культуре.
3. Основные концепции культурогенеза.
4. Система и функции культуры.
5. Соотношение понятий «природа» и «культура», «культура» и «цивилизация» (Ж.Ж. Руссо, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
6. Культурный прогресс как философская проблема. Критерии уровня развития культуры личности и общества.
7. Философские представления о причинах кризиса современной культуры.
8. Проблема единства и многообразия культур.
9. Проблема соотношения культур Востока и Запада.
10. Место и роль России в мировой культуре.
11. Типологии культуры. Виды и формы культур.
12. Интеграция и дифференциация как объективные тенденции культурного развития. Проблема глобализации современной культуры.
13. Культура и культ. Религиозные истоки культуры.
14. Понятие и структура религии. Социокультурные функции религии.
15. Базовые концепции происхождения религии.
16. Принципы классификации религий.
17. Исторические формы религий и их культурологический анализ (конфуцианство, даосизм, синтоизм, брахманизм, индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам).
18. Религиозная культура: истоки, содержание, пути развития.
19. Традиции религиозного скептицизма и атеизма в истории человеческой культуры.
20. Понятие и структура морали. Соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность».
21. Проблема источника морали. Автономная и гетерономная этика.
22. Фундаментальные этические категории. Добро и зло.
23. Типологии этических учений.
24. Эстетические основы культуры. Философское понимание природы творчества.
25. Искусство как объект культурологического анализа. Виды и жанры искусств.
26. Понятие, структура и характерные черты классической и современной науки. Классификация наук.
27. Первобытная культура.
28. Культура древнейших цивилизаций (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Япония).
29. Культура доколумбовой Америки.
30. Античная культура.
31. Западноевропейская средневековая культура.
32. Арабо-мусульманская культура средних веков.
33. Культура Ренессанса.
34. Культура Нового времени.
35. Культура эпохи Просвещения.
36. Западноевропейская культура ХIХ века.
37. Ведущие тенденции и перспективы развития современной культуры. Модерн и постмодерн.
38. Культура Древней Руси.
39. Средневековая отечественная культура.
40. Культура России ХVIII века.
41. Культура России ХIХ века.
42. «Серебряный век» русской культуры конца ХIХ – начала ХХ века.
43. Культура русского зарубежья.
44. Феномен советской культуры.
- Современная социокультурная ситуация в России.