Цель работы: ознакомиться с требованиями к организации загородных магистралей и парковых дорог.
Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей и парковых дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения.
Архитектурно-планировочные элементы дорог
Разделительные полосы без устройства покрытий устраиваются для раздела многополосных дорог. На них укладывают грунтовые валы или формируют полосы растительности. Посадка деревьев уменьшает встречное ослепление, шум и влияние отработанных газов, но толщина ствола не должна превышать 15 см для предотвращения сильных ударов автомобилей об него в случае аварии.
Придорожная полоса. Охраняемая часть придорожного пространства включает всю видимую зону, для которой при проектировании дороги разрабатывается схема функционального зонирования и ландшафтной организации с детальной проработкой объемно-пространственного решения основных узлов трассы - участков размещения памятников архитектуры, примечательных объектов природы, мемориальных участков, мест кратковременного отдыха у дороги, транспортных развязок.
Примыкающее к дороге пространство разграничивают на две зоны - ближнюю и дальнюю, В ближней, кроме полотна дороги, размещают придорожные сооружения - станции технического обслуживания, автостоянки и павильоны остановок, информационные знаки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, декоративные и защитные зеленые насаждения. В дальней зоне, помимо местного пейзажа, могут просматриваться памятники архитектуры, мемориалы, панорамы населенных мест, сельскохозяйственные и промышленные объекты.
|
Полоса остановочных площадок. Ее ширина - от 3 до 8 м в зависимости от класса дороги. Служит для размещения павильонов, телефонных будок, туалетов, дорожных кафетериев.
Полоса безопасности. Это - препятствие для попадания на дорогу велосипедистов, детей и животных. Ширина ее определяется местными условиями, окраска и форма поверхности должны обеспечивать хорошую видимость с большого расстояния, отпугивать животных необычностью (например, плиточным покрытием).
Пешеходные тропы устраивают в таком отдалении от дороги, чтобы уровень звукового давления свыше 70 дБ полностью глушился природными экранами (холмами, грядами, откосами выемок, хвойной растительностью). Ширина от 0,75 до 1,5 м.
Сопутствующие тропы и дорожки (пешеходные, велосипедные, для мотоциклистов) располагаются в придорожной полосе обычно не строго параллельно существующей дороге, что обеспечивает безопасность движения по ним. Для устройства сопутствующих дорожек широко используются старые аллеи и просеки в лесу.
Велосипедные дорожки по возможности не должны совмещаться с пешеходной тропой. Ширина их принимается 1-2 м.
Остановочные площадки. По размерам и расположению могут быть разнообразными.
Площадки отдыха в местах с красивыми видами. Там, где с дороги открываются красивые виды (например, на горных перевалах) устраивают площадки для обзора, чаще всего - небольшие, ввиду непродолжительности остановки, путем уширения дорожного полотна.
|
Мотели - придорожные гостиницы для ночного отдыха - и кемпинги - стояночные площадки для летнего и зимнего туризма. Простейшие кемпинги - это, практически, пикниковые площадки в лесу, размещенные на просеках, отделенных густой растительностью от дороги.
Павильоны на автобусных остановках устанавливаются на всех дорогах, по которым проходит пассажирское движение, на придорожной полосе. Архитектура и материалы определяются местными условиями.
Роль зеленых насаждений в функционировании
Зеленые насаждения дорог выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается несколько факторов (табл. 5.1).
Таблица. 5.1. Факторы, влияющие на озеленение дорог
Основные требования, предъявляемые при проектировании | Функция зеленых насаждений | Способ реализации функции |
Строительные и эксплуатационные | Замена растительности, поврежденной при строительстве. Отделение дороги от прилегающих полей и пастбищ. Задерживание снега перед дорогой. Закрепление осыпей, оползневых участков, оврагов, задерживание снега на лавиноопасных участках. Снижение шума. | Восстановительные и реконструктивные посадки. Устройство живых изгородей. Создание густых придорожных посадок из высоких, средних деревьев и кустарников. Создание почво- и снегозащитных посадок из полос и групп специальной конструкции. Шумозащитные посадки из деревьев с плотными кронами и кустарников. |
Повышение безопасности движения | Зрительное ориентирование водителей (обозначение трассы на значительном расстоянии, особенно за пределами видимости) Защита водителей от ослепления фарами встречных автомобилей. Защита от бокового ветра. Задержка автомобилей, съехавших с проезжей части. | Посадка групп и одиночных высоких деревьев. Устройство полос густых кустарников, не развивающих толстых стволов, перпендикулярно к оси дороги, через 25-30 м. Гасящие или отражающие рядовые посадки. Кустарниковые посадки шириной 2-4 м, высотой ниже уровня глаз водителя. |
Обеспечение лучшего включения дороги в ландшафт | Закрепление грунтовых откосов, обнаженных при устройстве выемки или созданных при отсыпке насыпей. Подчеркивание и выявление форм рельефа. Скрадывание геометрически правильных очертаний земляного полотна. Членение монотонного пейзажа и декорирование нежелательных видов и неэстетических сооружений. | Одерновка откосов и почвозащитные посадки кустарника. Посадка деревьев и кустарников для зрительного увеличения высоты холмов. Посадка кустарников на откосах. Формирование декоративных растительных групп в придорожной полосе. |
Технологические и сельскохозяйственные | Создание благоприятного микроклимата придорожной полосы | Озеленение дорог в комплексе с полезащитными насаждениями |
Санитарно-гигиенические задачи | Защита мест отдыха, придорожных от шума, пыли и вредных газов. | Озеленение придорожной полосы в комплексе с прилегающими территориями |
|
Специфика озеленения дорог заключается в противоречивости влияния насаждений на состояние дороги и безопасность движения. Поэтому при проектировании обязательно учитывают все особенности каждого типа посадок в данных конкретных условиях (табл. 5.2).
Таблица 5.2. Особенности озеленения дорог
Тип озеленения | Влияние озеленения | Особенности размещения насаждений | |
положительное | отрицательное | ||
Густой ряд деревьев | Защищает дорогу от солнца, создает прохладу | Скрывает от водителя окружающую местность | Устраиваются разрывы в рядах |
Густые посадки деревьев с кустарниками | Защищают дорогу от боковых снегозаносов | При продольном ветре способствуют накоплению снега | В метелевых районах применяют групповые посадки кустарников с учетом уборки снега механизмами |
Ряды деревьев вдоль дороги | Ориентируют водителя издали в направлении поворотов | Небезопасны в случае наезда на дерево | Деревья размещаются на расстоянии от края дороги |
Разреженный ряд деревьев | Не скрывает вида на окружающую местность | Не спасает от снегозаносов и вызывает в определенные часы «зебра»- эффект | Посадка кустарников |
Плодовые насаждения | Красивое ранневесеннее цветение, урожай плодов | Опасны скользким листопадом, падением плодов и веток, появлением сборщиков урожая | Размещают на разных расстояниях вдоль дороги: неодинаковых размеров, укрупненного масштаба |
Групповые посадки | Способствуют незаносимости дорог снегом | Расположенные слишком ритмично и одинаковых размеров создают беспокойное зрительное восприятие | Размещают на разных расстояниях вдоль дороги; неодинаковых размеров, укрупненного масштаба |
Организация ландшафта автомобильных дорог
Как инженерное сооружение дорога является очень активным композиционным элементом ландшафта. Поэтому основная цель озеленения - не только украсить ее, но и усилить связь с окружающим ландшафтом. Это достигается подчеркиванием красивых мест, разграничением ландшафтных бассейнов, использованием динамичности зеленых насаждений по возрасту и временам года, архитектурной выразительностью и оригинальностью сооружений и участков, находящихся в зоне зрительного восприятия (рис5.1).
При необходимости трансформации рельефа и видоизменения растительного покрова - маскировки высоты откосов, насыпей и выемок растительными средствами - применяются; посадка на откосе живописных групп деревьев и кустарников, а вдоль дороги - высокорослых деревьев; уменьшение видимой высоты откоса устройством бермы и посадка деревьев и кустарников выше нее; устройство нескольких берм с насаждениями.
Композиция зеленых насаждений
Для создания эстетически совершенной среды автодорог используются, главным образом, два основных типа композиции.
Свободное размещение древесно-кустарниковых групп, взаимосвязанных с ландшафтом, - наиболее совершенный вид озеленения современных дорог. В сочетании с элементами благоустройства, малыми архитектурными формами, декоративной скульптурой, визуальной информацией создаются запоминающиеся дорожные ансамбли.
Рис. 5.1. Приемы формирования ландшафта автомобильных дорог: |
а - сохранение групп или отдельных деревьев; б - подсадка контрастных окружению насаждений; в - пробивка визиров и создание открытых пространств; г - создание просветов в аллейных посадках; д - организация благоустроенных мест отдыха; е - организация автобусных остановок; ж - акцентирование ландшафтных компонентов; з - нейтрализация монотонности закрытых пространств; и - нейтрализация шумового фона; к - акцентирование опасных мест; л - сочетание дороги с природным ландшафтом и дополнительное озеленение (создание доминант); м - восстановление эстетических качеств нарушенных территорий; н - маскировка негативных элементов ландшафта. |
Группы создаются значительных размеров, с учетом восприятия их в условиях высокой скорости движения. Крупные объемы формируются из деревьев первой величины с плотной кроной и высоких кустарников.
Аллейные посадки привлекательны вдоль узких дорог, когда высота деревьев превышает ширину полотна, при широком полотне современных автомагистралей и они становятся невыразительны и целесообразны лишь в некоторых специфических случаях; на откосах высоких насыпей в долинах рек и на затапливаемых участках; в районах искусственного орошения, мелиорации или развития полезащитных насаждений, где существующий ландшафт уже включает ряды насаждений или перечерчен четкими геометрическими правильными линиями каналов; на пригородных участках у въездов в населенные пункты, где по мере приближения к застроенным территориям могут переходить в бульвары; на подъездах к расположенным у дороги памятным местам.
Практическая работа №6