Тема: Общие требования к организации загородных магистралей и парковых дорог




Цель работы: ознакомиться с требованиями к организации загородных магистралей и парковых дорог.

 

Задача архитектурно-ландшафтной организации загородных магистралей и парковых дорог заключается в создании информационно насыщенной среды, способствующей активному восприятию прилегающей территории, безопасности движения, быстрой и точной пространственно-временной ориентации и выбору рационального скоростного режима движения.

Архитектурно-планировочные элементы дорог

Разделительные полосы без устройства покрытий устраиваются для раздела многополосных дорог. На них укладывают грунтовые валы или формируют полосы растительности. Посадка деревьев уменьшает встречное ослепление, шум и влияние отработанных газов, но толщина ствола не должна превышать 15 см для предотвращения сильных ударов автомобилей об него в случае аварии.

Придорожная полоса. Охраняемая часть придорожного пространства включает всю видимую зону, для которой при проектировании дороги разрабатывается схема функционального зонирования и ландшафтной организации с детальной проработкой объемно-пространственного решения основных узлов трассы - участков размещения памятников архитектуры, примечательных объектов природы, мемориальных участков, мест кратковременного отдыха у дороги, транспортных развязок.

Примыкающее к дороге пространство разграничивают на две зоны - ближнюю и дальнюю, В ближней, кроме полотна дороги, размещают придорожные сооружения - станции технического обслуживания, автостоянки и павильоны остановок, информационные знаки, элементы благоустройства, малые архитектурные формы, декоративные и защитные зеленые насаждения. В дальней зоне, помимо местного пейзажа, могут просматриваться памятники архитектуры, мемориалы, панорамы населенных мест, сельскохозяйственные и промышленные объекты.

Полоса остановочных площадок. Ее ширина - от 3 до 8 м в зависимости от класса дороги. Служит для размещения павильонов, телефонных будок, туалетов, дорожных кафетериев.

Полоса безопасности. Это - препятствие для попадания на дорогу велосипедистов, детей и животных. Ширина ее определяется местными условиями, окраска и форма поверхности должны обеспечивать хорошую видимость с большого расстояния, отпугивать животных необычностью (например, плиточным покрытием).

Пешеходные тропы устраивают в таком отдалении от дороги, чтобы уровень звукового давления свыше 70 дБ полностью глушился природными экранами (холмами, грядами, откосами выемок, хвойной растительностью). Ширина от 0,75 до 1,5 м.

Сопутствующие тропы и дорожки (пешеходные, велосипедные, для мотоциклистов) располагаются в придорожной полосе обычно не строго параллельно существующей дороге, что обеспечивает безопасность движения по ним. Для устройства сопутствующих дорожек широко используются старые аллеи и просеки в лесу.

Велосипедные дорожки по возможности не должны совмещаться с пешеходной тропой. Ширина их принимается 1-2 м.

Остановочные площадки. По размерам и расположению могут быть разнообразными.

Площадки отдыха в местах с красивыми видами. Там, где с дороги открываются красивые виды (например, на горных перевалах) устраивают площадки для обзора, чаще всего - небольшие, ввиду непродолжительности остановки, путем уширения дорожного полотна.

Мотели - придорожные гостиницы для ночного отдыха - и кемпинги - стояночные площадки для летнего и зимнего туризма. Простейшие кемпинги - это, практически, пикниковые площадки в лесу, размещенные на просеках, отделенных густой растительностью от дороги.

Павильоны на автобусных остановках устанавливаются на всех дорогах, по которым проходит пассажирское движение, на придорожной полосе. Архитектура и материалы определяются местными условиями.

Роль зеленых насаждений в функционировании

Зеленые насаждения дорог выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается несколько факторов (табл. 5.1).

Таблица. 5.1. Факторы, влияющие на озеленение дорог

Основные требования, предъявляемые при проектировании Функция зеленых насаждений Способ реализации функции
Строительные и эксплуатационные   Замена растительности, поврежденной при строительстве. Отделение дороги от прилегающих полей и пастбищ. Задерживание снега перед дорогой. Закрепление осыпей, оползневых участков, оврагов, задерживание снега на лавиноопасных участках. Снижение шума. Восстановительные и реконструктивные посадки. Устройство живых изгородей. Создание густых придорожных посадок из высоких, средних деревьев и кустарников. Создание почво- и снегозащитных посадок из полос и групп специальной конструкции. Шумозащитные посадки из деревьев с плотными кронами и кустарников.
Повышение безопасности движения Зрительное ориентирование водителей (обозначение трассы на значительном расстоянии, особенно за пределами видимости) Защита водителей от ослепления фарами встречных автомобилей. Защита от бокового ветра. Задержка автомобилей, съехавших с проезжей части. Посадка групп и одиночных высоких деревьев. Устройство полос густых кустарников, не развивающих толстых стволов, перпендикулярно к оси дороги, через 25-30 м. Гасящие или отражающие рядовые посадки. Кустарниковые посадки шириной 2-4 м, высотой ниже уровня глаз водителя.
Обеспечение лучшего включения дороги в ландшафт Закрепление грунтовых откосов, обнаженных при устройстве выемки или созданных при отсыпке насыпей. Подчеркивание и выявление форм рельефа. Скрадывание геометрически правильных очертаний земляного полотна. Членение монотонного пейзажа и декорирование нежелательных видов и неэстетических сооружений. Одерновка откосов и почвозащитные посадки кустарника. Посадка деревьев и кустарников для зрительного увеличения высоты холмов. Посадка кустарников на откосах. Формирование декоративных растительных групп в придорожной полосе.
Технологические и сельскохозяйственные Создание благоприятного микроклимата придорожной полосы Озеленение дорог в комплексе с полезащитными насаждениями
Санитарно-гигиенические задачи Защита мест отдыха, придорожных от шума, пыли и вредных газов. Озеленение придорожной полосы в комплексе с прилегающими территориями

 

Специфика озеленения дорог заключается в противоречивости влияния насаждений на состояние дороги и безопасность движения. Поэтому при проектировании обязательно учитывают все особенности каждого типа посадок в данных конкретных условиях (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Особенности озеленения дорог

Тип озеленения Влияние озеленения Особенности размещения насаждений
положительное отрицательное
Густой ряд деревьев Защищает дорогу от солнца, создает прохладу Скрывает от водителя окружающую местность Устраиваются разрывы в рядах
Густые посадки деревьев с кустарниками Защищают дорогу от боковых снегозаносов При продольном ветре способствуют накоплению снега В метелевых районах применяют групповые посадки кустарников с учетом уборки снега механизмами
Ряды деревьев вдоль дороги Ориентируют водителя издали в направлении поворотов Небезопасны в случае наезда на дерево Деревья размещаются на расстоянии от края дороги
Разреженный ряд деревьев Не скрывает вида на окружающую местность Не спасает от снегозаносов и вызывает в определенные часы «зебра»- эффект Посадка кустарников
Плодовые насаждения Красивое ранневесеннее цветение, урожай плодов Опасны скользким листопадом, падением плодов и веток, появлением сборщиков урожая Размещают на разных расстояниях вдоль дороги: неодинаковых размеров, укрупненного масштаба
Групповые посадки Способствуют незаносимости дорог снегом Расположенные слишком ритмично и одинаковых размеров создают беспокойное зрительное восприятие Размещают на разных расстояниях вдоль дороги; неодинаковых размеров, укрупненного масштаба

 

Организация ландшафта автомобильных дорог

Как инженерное сооружение дорога является очень активным композиционным элементом ландшафта. Поэтому основная цель озеленения - не только украсить ее, но и усилить связь с окружающим ландшафтом. Это достигается подчеркиванием красивых мест, разграничением ландшафтных бассейнов, использованием динамичности зеленых насаждений по возрасту и временам года, архитектурной выразительностью и оригинальностью сооружений и участков, находящихся в зоне зрительного восприятия (рис5.1).

При необходимости трансформации рельефа и видоизменения растительного покрова - маскировки высоты откосов, насыпей и выемок растительными средствами - применяются; посадка на откосе живописных групп деревьев и кустарников, а вдоль дороги - высокорослых деревьев; уменьшение видимой высоты откоса устройством бермы и посадка деревьев и кустарников выше нее; устройство нескольких берм с насаждениями.

Композиция зеленых насаждений

Для создания эстетически совершенной среды автодорог используются, главным образом, два основных типа композиции.

Свободное размещение древесно-кустарниковых групп, взаимосвязанных с ландшафтом, - наиболее совершенный вид озеленения современных дорог. В сочетании с элементами благоустройства, малыми архитектурными формами, декоративной скульптурой, визуальной информацией создаются запоминающиеся дорожные ансамбли.

Рис. 5.1. Приемы формирования ландшафта автомобильных дорог:
а - сохранение групп или отдельных деревьев; б - подсадка контрастных окружению насаждений; в - пробивка визиров и создание открытых пространств; г - создание просветов в аллейных посадках; д - организация благоустроенных мест отдыха; е - организация автобусных остановок; ж - акцентирование ландшафтных компонентов; з - нейтрализация монотонности закрытых пространств; и - нейтрализация шумового фона; к - акцентирование опасных мест; л - сочетание дороги с природным ландшафтом и дополнительное озеленение (создание доминант); м - восстановление эстетических качеств нарушенных территорий; н - маскировка негативных элементов ландшафта.

 

Группы создаются значительных размеров, с учетом восприятия их в условиях высокой скорости движения. Крупные объемы формируются из деревьев первой величины с плотной кроной и высоких кустарников.

Аллейные посадки привлекательны вдоль узких дорог, когда высота деревьев превышает ширину полотна, при широком полотне современных автомагистралей и они становятся невыразительны и целесообразны лишь в некоторых специфических случаях; на откосах высоких насыпей в долинах рек и на затапливаемых участках; в районах искусственного орошения, мелиорации или развития полезащитных насаждений, где существующий ландшафт уже включает ряды насаждений или перечерчен четкими геометрическими правильными линиями каналов; на пригородных участках у въездов в населенные пункты, где по мере приближения к застроенным территориям могут переходить в бульвары; на подъездах к расположенным у дороги памятным местам.


Практическая работа №6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: