Политика управления оборотными активами




Управление оборотными активами

 

Теория финансового менеджмента рассматривает три варианта политики формирования оборотных активов организации – консервативная, умеренная и агрессивная.

 

 

· Консервативная – предусматривает полное удовлетворение потребности во всех видах оборотных активов и создание значительного объема их резервов на случай наступления различных непредвиденных ситуаций, например, задержки погашения дебиторской задолженности, повышения спроса на продукцию и др. Обеспечивает минимизацию рисков организации, но отрицательно влияет на эффективность использования оборотных активов.

· Умеренная – предусматривает полное удовлетворение потребности во всех видах оборотных активов и создание достаточного объема их резервов на случай наступления наиболее типичных непредвиденных ситуаций. Обеспечивает средний уровень риска и приемлемую эффективность использования оборотных активов.

· Агрессивная – заключается в минимизации всех форм резервов, что обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности использования оборотных активов при отсутствии сбоев в процессе операционной деятельности и приводит к значительным финансовым потерям в случае их возникновения.

 

Основные характеристики каждого из трех вариантов можно представить следующим образом.

 

Политика формирования оборотных активов

Политика Реализация на практике Соотношение доходности и риска
Запасы
Консервативная Формирование завышенного объёма страховых и резервных запасов на случай перебоев с поставками и прочих форс-мажорных обстоятельств Большие потери на хранении запасов и отвлечение средств из оборота, как следствие, – снижение доходности. Уровень риска остановки производства – минимальный
Умеренная Формирование резервов на случай типовых сбоев Средняя доходность. Средний риск
Агрессивная Минимум запасов, поставки «точно в срок» Максимальная доходность, но малейшие сбои грозят остановкой (задержкой) производства
Дебиторская задолженность
Консервативная Жёсткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надёжными клиентами Минимальные потери от образования безнадёжной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики
Умеренная Предоставление среднесрочных (стандартных) условий поставки и оплаты Средняя доходность. Средний риск
Агрессивная Большая отсрочка, гибкая политика кредитования Большой объём продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности
Денежные средства
Консервативная Хранение большого страхового остатка денежных средств на счетах Возможность вовремя совершать планируемые платежи даже при временных проблемах с инкассацией может привести к их обесценению
Умеренная Формирование сравнительно небольших страховых резервов, инвестирование только в самые надёжные ценные бумаги Средняя доходность. Средний риск
Агрессивная Хранение минимального остатка денежных средств, вложение свободных денежных средств в высоколиквидные ценные бумаги Организация рискует не расплатиться по срочным обязательствам или понести потери из-за привлечения незапланированного краткосрочного финансирования
         

 

Таким образом, различные варианты формирования оборотных активов организации, отражая различные соотношения уровня эффективности его использования и риска, в конечном счете определяют сумму и уровень этого капитала по отношению к объёму операционной деятельности. Из приведённых данных видно, что при альтернативных подходах к формированию оборотных активов организации, его сумма и уровень по отношению к объёму операционной деятельности варьируют в довольно широком диапазоне.


 

Https://vuzlit.ru/647213/politika_upravleniya_oborotnymi_aktivami

Политика управления оборотными активами

Политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективности работы. Это сводится к решению двух важных задач.

1) Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится в преддверии банкротства.

2) Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль. Каждое решение, связанное с производственными запасами, должно быть рассмотрено как с позиции оптимальной величины данного вида активов, так и с позиции оптимальной величины структуры оборотных средств в целом.

Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает знакомство с различными видами риска. (19, стр.516)

Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:

норматив собственных оборотных активов предприятия;

система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и другие.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная краткосрочная политика управления отдельными их видами:

1) запасами товарно-материальных ценностей (они включают запасы сырья, материалов и готовой продукции);

2) дебиторской задолженности;

3) денежными активами (к ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).

В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей краткосрочной политике управления оборотными активами предприятия. (12, стр.131)

2. 1. Управление запасами

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели - обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует текущий объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике финансового менеджмента к этому виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его незавершенности по отдельным видам продукции и в целом). При значительном объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов. (12, стр.118)

Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия. Так как предприятие вкладывает свои средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, то есть с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска. Большинство предприятий допускает, что образование запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения используют среднюю вмененную стоимость капитала предприятия. (19, стр.510-511)

Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида оборотных активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида актива характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на запасы, тем не менее, имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижение цен (так как большой размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидки клиентам. Задача финансового менеджера - выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс. (19, стр.511)

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами. (12, стр.131)

При управлении запасами основным индикатором эффективности управления является соотношение темпов изменения запасов и затрат и реализации продукции

Сравнивают следующим образом: если темп по выручки от реализации больше темпа по запасам и затратам, то управление эффективное. Иначе, качество управления запасами низкое и необходим поиск резервов.

Сумма срока хранения запасов и период погашения дебиторских счетов определяет производственно - коммерческий цикл. Производственно-коммерческий цикл (или период оборачиваемости текущих активов) - это время между приобретением сырья и материалов и поступлением денег от дебиторов. Длительность производственно-коммерческого цикла определяется влиянием факторов внешнего и внутреннего характера. Внешние: сфера деятельности, масштабы предприятия, инфляция, наличие хозяйственных связей и т.п. Внутренние: ценовая политика, структура активов, методика оценки запасов (FIFO, LIFO, по средней арифметической).

Высокий показатель оборачиваемости может указывать на недостаточность товарно-материальных ценностей, что в дальнейшем может тормозить развитию. Иногда, низкий уровень показателя оправдан, например, когда ожидается повышение цен на сырье и полуфабрикаты.

Высокая степень риска при реализации запасов существует тогда, когда товар подвержен воздействию изменения цен. Низко рискованные - это товары первой необходимости. Причем сырье обычно имеет меньший риск реализации, чем готовый товар.

В оценке качества управления запасами отдельно оцениваются расходы будущих периодов, так как они относятся к сомнительным активам с высоким риском, и зависят в большей степени от оценки вероятности событий в будущем, чем другие активы.

При оценки риска по расходам будущего периода определяются следующие показатели:

1) Отношение расходов будущего периода к объему реализации продукции.

2) Отношение расходов будущего периода к прибыли после уплаты налогов.

3) Отношение расходов будущего периода к общему объему расходов.

4) Отношение расходов будущего периода к общей сумме активов.

При этом следует отметить, что увеличение данных показателей указывает на увеличение риска.

Таким образом, существует три цели управления запасами:

1) обслуживание потребителей;

2) минимальные вложения в запасы;

3) максимальная эффективность работы организации.

Данные три цели взаимно противоречивы, поэтому нельзя добиться 100% выполнения всех трёх целей, не поступившись друг другом.

Суть финансовой политики управления запасами заключается в обеспечении бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

2. 2. Управление дебиторской задолжностью

Дебиторская задолженность характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п. (12, Стр.119)

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга. (12, стр.139)

Дебиторская задолженность - ещё один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому или оказывает услуги, это вовсе не означает, что товары или услуги будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности.

С целью решения данной проблем необходимо более строго подходить к к выбору деловых партнеров, а также более продуманно составлять договора поставок.

Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Одним из ресурсов снижения дебиторской задолженности - это с целью снижения риска неплатежеспособности покупателей принимать векселя в такой форме, как конвертируемые ценные бумаги, которые более ликвидны, чем обычные векселя.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

дебиторская задолженность по векселям полученным;

дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая краткосрочная финансовая политика по управлению дебиторской задолженностью (или его кредитная политика по отношению к покупателям продукции).

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование краткосрочной политики управления дебиторской задолженностью предприятия (или его кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам: контроль и анализ уровня дебиторской задолженности по срокам, контроль за безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п. (12, стр.141)

Управление дебиторской задолженности предполагает контроль и анализ уровня дебиторской задолженности. Контроль включает в себя такие процедуры как ранжирование дебиторской задолженности по срокам, контроль за безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п.

Качество дебиторской задолженности определяется тем, насколько быстро она обращается в деньги. При оценки качества дебиторской задолженности разумно считать показатели риска (надежности), к которым можно отнести:

оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение доходов к средней дебиторской задолженности по счетам);

период погашения дебиторской задолженности (360 делится на оборачиваемость);

омертвление текущих активов в дебиторской задолженности (отношение дебиторской задолженности к сумме текущих активов);

доля авансированного капитала (отношение дебиторской задолженности к валюте баланса);

доля сомнительной задолженности (отношение сомнительной задолженности к дебиторской задолженности). К сомнительной дебиторской задолженности относят безнадежные долги и потери от хищений и порчи товарно-материальных ценностей.

Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;

пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;

когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;

продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;

избегать дебиторов с высоким риском. (11, стр. 11-12)

Таким образом, суть финансовой политики управления дебиторской задолженности заключается в: определение степени риска неплатежеспособности покупателя с целью выбора более надежных деловых партнеров, разработка рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями; поиск более надежных покупателей; постоянный контроль и анализ уровня дебиторской задолженности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: