Причины появления термина «менеджмент» в российской терминологии. Схема модели предприятия как объекта управления.
Менеджмент – совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли организации.
Менеджмент- способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления организациями и коллективами (оксфордский словарь)
Цель дисциплины – формирование базовой системы знаний в области общей теории управления оргпнизацией.
Причины усложнения задач менеджмента:
● Избыточная информационная нагрузка менеджеров
● Множество объектов управления
● Динамика состояния объектов управления
● Взаимовлияние объектов управления
● Единство пространства рынков поставщиков и потребителей
● Высокая значимость цикла «ресурсы-продукция-деньги»
● Разделение на внутреннюю и внешнюю среду
● Высокая неопределенность внешней среды
● Значимость налогового регулирования
2. Пирамида управления. Уровни, слои. Функции, задачи, решения, должности менеджмента. Уровни и горизонты планирования менеджмента.
Стратегическое управление:
● большой разрыв между принятием решения и его последствием;
● решения принимают в условиях полной неопределенности будущей информации;
● принимающий решения не чувствует ответственности за принимаемые решения;
● связаны с большими инвестициями;
● решения выносятся на 5 и более лет.
Уровни решений:
· Тактическое планирование характеризуется привязкой принимаемых решений к конкретным временным интервалам: до 5 лет, году, полугодию, кварталу, месяцу.
|
· Оперативное управление — краткосрочные управленческие решения, направленные на выполнение тактических планов, их корректировку. Это решения на период от минуты до квартала.
· Организация деятельности — это управление деятельностью людей по выполнению плановых заданий. Организация реализуется через принуждение и убеждение.
Функции менеджера:
Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена (учтены:способы, сроки, ресурсы)
Решение-результат задачи, принятие решения -часть управления организацией, систематизированный процесс руководителя, тяжелое бремя.
Уровни и горизонты планирования:
· Топ менеджеры(стратегическое планирование)-долгосрочные планы (исследования, разработки, инвестиции)
· Руководители служб (тактическое планирование) – среднесрочные планы(продажи, ресурсы, производственное планирование)
· Линейные менеджеры(Оперативное планирование) – краткосрочные планы (расписание работ, назначение)
Типовые концепции предприятия. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция совершенствования сбыта. Концепция удовлетворения потребности.
Концепция-ведущий замысел, конструктивный прицип, идеология деятельности, главная идея предприятия.
Совершенствование производства: Повышение производительности, снижение издержек. Ориентирована на крупные предприятия, серийное производство. Потребители благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, концентрируются усилия на интенсификации производства, снижении себестоимости, массовости продукции.
|
Совершенствование товара: Приоритет и объект внимания – качество продукции. Потребители благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, необходимо сосредоточиться на постоянном совершенствовании показателей товара.
Концепция сбыта: приоритет – продажа, расширение рынков сбыта и рекламы продукции. Потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если не предпринять значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования покупателя. Новые рынки, яркая упаковка, широкая реклама, доставка.
Удовлетворение потребностей: Искать товар, обеспечивая удовлетворение потребности \ спроса. Становление гибких производств. Определение нужд и потребностей покупателя и целевых рынков, обеспечение более высокой степени желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными товарами. Не продавать товар, а удовлетворять потребность.
Правила формулирования целей предприятия. Уровни дерева целей. Цель деятельности (требования, правила, уровни).
Цель деятельности – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности
Направление целей - определяют направления бизнеса, предопределяют действия, определяют приоритет усилий в конкретной сфере, определяют значимость служб предприятия, задают уровни для оценки результата.
Требования к целям - должны быть реальными, должны детализироваться по подразделениям, должны быть измеримыми, должны быть однозначными, могут быть множественными, должны быть понятными исполнителям, не должны противоречить объективным законам.
Правила задания целей - задаются с учетом объема работ, задаются с учетом сроков, задаются с учетом исполнителей, задаются с учетом имеющихся возможностей.