Родителям
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7-ми годам ребенок должен знать:
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль будущего школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в группе. Она предполагает способность включиться в детское общество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчинятся или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Помощь в развитии. Речь. Разговаривайте с ребенком как можно чаще – о конкретных вещах и простых понятиях, четко произнося слова. Не следует подражать его невнятному выговору и в умилении коверкать свою собственную речь. Иначе ошибки и неправильности, поначалу милые родительскому сердцу, могут закрепиться, овладение правильной дикцией будет затруднено и растянется на долгие годы…
Не пресекайте естественного любопытства ребенка, наоборот, возбуждайте и провоцируйте его интерес в разных направлениях. Чем разнообразнее занятия, которые вы поощряете, тем точнее ребенок (а с ним вместе и вы) определит, что его интересует и в чем его сильные стороны.
Моторика. Помощь в развитии. Воспринимайте подвижность ребёнка как норму. Не мешайте ему удовлетворять естественную потребность активно двигаться. Чаще и с удовольствием балуйтесь вместе с ним. Играя, будьте корректны: создавайте ситуации, в которых малыш сможет себя проявить. Демонстрируя собственную ловкость, не вышучивайте ребенка, но с уверенностью говорите, что он становится все более умелым. Отмечайте его успехи и поддерживайте при неудачах.
Музыкальные способности. Максимальная восприимчивость: с трех до десяти-одиннадцати лет.
Новые данные. Музыкальные занятия существенно улучшают интеллектуальные способности и мелкую моторику.
Помощь в развитии. Петь вместе с ребенком, играть приятные для него мелодии, предлагайте послушать детские песенки и классическую музыку. Поощряйте попытки петь и музицировать. Если малыш заинтересуется, познакомьте его с музыкальным инструментом – предпочтительно струнным или фортепиано. Обучайте нотной грамоте в раннем возрасте.
Эмоциональная сфера. Максимальная восприимчивость: с момента рождения, но наиболее интенсивно – с шести месяцев до конца подросткового возраста, вплоть до полного полового созревания.
Помощь в развитии. Открыто проявляйте свои нежные чувства и не раздражайтесь по пустякам. Нельзя относиться к будущему школьнику критически, сравнивая с другими детьми, взрослыми и с собой. Не требуйте от детей достижения ваших жизненных целей! Ребенок похож на вас, но его жизнь отнюдь не продолжение вашей. Наблюдая, старайтесь понять, чем он отличается от вас, примите и полюбите его таким, каков он есть. Отмечайте его успехи и ободряйте при неудачах. Будьте как можно больше терпеливы. С годами сын или дочка начнет замечать, как вы сами относитесь к себе и своим достижениям: чтобы ребенок, ориентируясь на родителей, сумел выработать адекватную самооценку, не отступайте перед первой же неудачей и не переоценивайте успех.
Педагог-психолог
МАДОУ «Снежинка»
М. А. Сандуляк
Тел. 89129192147
Благодарю за сотрудничество.