Материал для самопроверки по главе 2
Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл изречения:
Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями
А. Моруа
2. Раскройте понятие коммуникативная культура личности.
3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-исполнительского мастерства личности.
4. Сравните понятия «коммуникативная культура личности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный потенциал».
5. Дайте сравнительную характеристику коммуникативной компетентности с точки зрения психологических и лингвистических позиций.
6. Представьте в виде таблицы характеристику основных коммуникативных способностей и умений учителя.
7. Подберите синонимы к словам: уравновешенность, сочувствие, безучастный, упрямство.
8. Подберите антонимы к словам: замкнутость, грубость, тревожность, тактичность.
9. Определите свои положительные и отрицательные коммуникативные качества при выполнении упражнения:
«Мой черно-белый коммуникативный портрет»
– +
Что мне в себе не нравится … Что мне в себе нравится…
10. Оцените собственные возможности в овладении коммуникативными умениями, которые выделяют английские педагоги (методика «Профиль умений»).
Разговорные умения
Могу начать и поддержать разговор с людьми, которых я знаю.
Я могу начать и поддержать разговор, встретив новых людей.
Я могу выбрать правильную манеру разговора.
Я могу услышать мнения других людей.
Я могу воспринимать и отбирать необходимую информацию.
Я могу уверенно говорить в неформальных ситуациях или общаясь с друзьями.
Я могу говорить уверенно в официальных ситуациях или общаясь с друзьями.
Я могу объяснить мое собственное мнение.
Я могу говорить и сделать сообщение в группе как формально, так и неформально, выступать в обществе с речью, докладом.
Вопросы, инструктирование
Я могу спросить о чем-то, если мне это непонятно.
Я могу дать инструкции, которые могут быть понятны.
Я могу выполнять данные инструкции.
Групповая работа
Я могу сотрудничать с другими на групповых занятиях.
Я могу вести себя в восприимчивой манере по отношению к другим членам группы.
Я могу научить других делать или понимать что-то.
Я могу понимать, как разные роли влияют на поведение людей.
Я могу узнавать стереотипы и понимать их эффекты.
Я могу оценивать свои собственные особенности, черты других членов общества.
Я чувствителен к проявлениям дискриминации и несправедливости в вопросах пола, классовых вопросах, в вопросах нетрудоспособности.
11. Определите возможные проявления коммуникативного (речевого и невербального) поведения учителя с целью создания у учащихся ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата общения.
12. Какие, на ваш взгляд, школьные предметы дают больше возможностей для формирования коммуникативной культуры учащихся?
Задания в тестовой форме
1. Определите положительные коммуникативно-значимые качества личности:
а) открытость (общительность);
б) обидчивость;
в) эгоистичность;
г) эмоциональная стабильность;
д) способность к сопереживанию.
2. Укажите правильный ответ.
Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению:
а) тактичность;
б) безучастность;
в) терпимость;
г) доброжелательность, дружественность в поведении;
д) застенчивость, неуверенность в себе.
3. Укажите правильный ответ.
Коммуникативную культуру учителя в рамках культурологического подхода изучали:
а) В.А. Сластенин;
б) И.А. Зимняя;
в) Е.В. Руденский;
г) В.А. Кан-Калик;
д) О.М. Казарцева.
4. Укажите правильный ответ.
Определите наиболее важные для педагога качества коммуникативной культуры личности:
а) творческое мышление;
б) культура речевого действия;
в) культура жестов и пластики движений;
г) культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению;
д) все перечисленное.
5. Укажите правильный ответ.
К умениям эмоционально-психологической саморегуляции относятся:
а) умение верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению;
б) умение перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров;
в) умение эмоционально-мимического сопровождения высказывания;
г) умение устанавливать необходимый контакт с собеседником;
д) культура речевых высказываний.
6. Укажите правильный ответ.
Коммуникативный потенциал личности составляют:
а) коммуникативные свойства;
б) коммуникативные способности;
в) коммуникативная компетентность;
г) все перечисленное;
д) ничего из перечисленного.
7. Укажите правильный ответ.
Наиболее емким понятием из представленных является:
а) коммуникативная компетентность;
б) коммуникативные умения;
в) коммуникативно-исполнительское мастерство;
г) коммуникативная культура;
д) коммуникативная компетенция.
8. Укажите правильный ответ.
Предметная компетенция складывается на основе:
а) знания единиц языка и правил их соединения;
б) знания лингвистики как науки;
в) активного владения общей лексикой;
г) обусловленности коммуникативными целями;
д) всего перечисленного.
9. Укажите правильный ответ.
Понятие «коммуникативная культура педагога» включает:
а) устную коммуникативную культуру;
б) письменную коммуникативную культуру;
в) невербальную коммуникативную культуру;
г) все перечисленное.
10. Укажите правильный ответ.
Специфическим личностным качеством в структуре коммуникативной компетентности учителя является:
а) общительность;
б) педагогическая коммуникабельность;
в) экстравертированность;
г) коммуникабельность;
д) все перечисленное.
11. Расположите следующие задатки и способности, необходимые для развития речевых умений учителя, в порядке их востребования в момент речи:
а) мгновенный отбор нужных языковых средств;
б) общительность как черта характера;
в) логичное построение и изложение высказывания;
г) умение ориентировать речь на собеседника;
д) умение слушать, сопереживать, сочувствовать.
12. Укажите правильный ответ.
К умениям ориентироваться в партнерах по общению относятся следующие:
а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения;
б) знать правила общения;
в) понимать настроение, характер, читать экспрессию поведения;
г) анализировать и оценивать достигнутое;
д) входить в уже имеющуюся ситуацию.
13. Укажите правильный ответ.
Визуально можно наблюдать следующие показатели невербального поведения учителя:
а) интонация;
б) жестикуляция;
в) темп речи;
г) сила и тембр голоса;
д) тон речи.
14. Укажите правильный ответ.
Стереотипному уровню овладения экспрессивной культурой учителя соответствует: а) самовыражение осознанное, но не отличающееся самобытностью и мастерством;
б) спонтанное самовыражение;
в) неосознанное самовыражение;
г) осознанное, нестандартное самовыражение;
д) импровизационное, артистичное самовыражение.
15. Укажите правильный ответ.
В структуру технологического блока входят умения учителя:
а) строить общение на гуманной, демократической основе;
б) использовать учебно-воспитательные средства, методы, различные формы взаимодействия;
в) использовать механизмы коммуникативного воздействия: заражение, внушение, убеждение;
г) быть артистичным, эстетически выразительным;
д) руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета.
16. Укажите правильный ответ.
Стиль общения учителя отличают следующие признаки:
а) доброжелательность, позиция заинтересованности в успехе ученика;
б) наличие эмпатии;
в) рефлексия;
г) внимание к мыслительному процессу учеников;
д) все перечисленное.
17. Укажите правильный ответ.
Какие показатели способствуют выработке неправильного стиля общения учителя с учениками?
а) доверие;
б) стремление к доброжелательному взаимопониманию;
в) страх;
г) радостное отношение к учению;
д) все перечисленное.
18. Расположите следующие критерии по степени их значимости для оценки уровня коммуникативной культуры учителя-логопеда:
а) способность к сотрудничеству с детьми;
б) педагогическая культура речи;
в) коммуникативные и организаторские способности;
г) готовность к сотрудничеству с коллегами;
д) готовность к сотрудничеству с родителями.
19. Укажите правильный ответ.
Для репродуктивного уровня владения учителем коммуникативными способностями характерны:
а) недостаточно устойчивый потенциал коммуникативных склонностей;
б) проявление инициативы в общении;
в) постоянное стремление к расширению круга знакомых;
г) оказание помощи близким и друзьям;
д) ощущение потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
20. Укажите правильный ответ.
Какие из перечисленных К.М. Левитаном умений особенно необходимы педагогу в кризисные моменты, когда внезапно обостряются взаимоотношения со школьниками?
а) понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
б) умение управлять своим поведением;
в) умение «подать себя» в общении с учащимися;
г) умения речевого и неречевого контакта с учащимися;
д) гностические умения.
Тестирование
1. Определите состояние своей мотивационной сферы с помощью теста-опросника МУН А. Реана [92].
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте в виду, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.
Текст опросника:
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. В деятельности я обычно активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее, продуманно.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно еслиотсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели, даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику
ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
Обработка результатов
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
1–7 баллов – диагностируется мотивация боязни неудачи.
14–20 баллов – диагностируется мотивация успеха.
8–13 баллов – мотивационный полюс ярко не выражен.
8-9 баллов – есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи.
12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха.
1. Определите уровень коммуникативного самоконтроля в общении с помощью теста М. Снайдера [94].
Инструкция. Оцените каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации, применительно к себе по позиции: верное (В) или неверное (Н).
1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов
По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
Оценка
0–3 балла — низкий коммуникативный контроль;
4–6 баллов — средний коммуникативный контроль;
7–10 баллов — высокий коммуникативный контроль.
3. Определите свои возможности с помощью теста «Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком » [99].
Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
Вопросы:
1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе?
а) неуспевающий; б) недисциплинированный; в) каждый.
2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы?
а) требую, чтобы он остался после уроков;
б) предлагаю выбрать подходящий день;
в) терпеливо жду удобного случая.
3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетными в беседе с ребенком?
а) уточнение мотивации поведения;
б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки;
в) побуждение к осознанию своих ошибок.
4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся?
а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по имени, а не по фамилии.
5. С чего начинаете беседу?
а) с постановки конкретных вопросов;
б) с создания доверительной атмосферы;
в) с сообщения цели разговора.
6. На чем акцентируете свое внимание?
а) на содержании получаемой информации;
б) на подтексте речевых высказываний;
в) на манерах, внешности ребенка.
7. Как часто ставите прямые вопросы?
а) часто; б) редко; в) никогда.
8. Какая ситуация у вас складывается чаще?
а) больше говорите вы;
б) больше говорит ребенок;
в) Вы и ребенок говорите пропорционально.
9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в беседе с ребенком?
а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов;
б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами;
в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздействие;
10. Что вас воодушевляет в собеседнике?
а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться.
11. Каковы ваши реакции на детский обман?
а) открыто выражаю возмущение;
б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять причины;
в) объясняю, почему обманывать стыдно.
12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу?
а) скрытность; б) агрессивность; в) лживость.
13. Что вы считаете педагогически целесообразным?
а) добиться от ребенка согласия с вами;
б) побуждать к открытой критике вашей позиции;
в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.
14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу беседы?
а) раскаяние в ошибках и действиях;
б) уверенность в способности самому решать свои проблемы;
в) неудовлетворенность собой.
15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы'?
а) огорчение, так как не добиваюсь раскаяния ребенка в неблаговидных поступках;
б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему;
в) уверенность, что найден правильный путь в его воспитании.
16. Какую беседу считаете педагогически результативной?
а) если она помогла лучше понять ребенка;
б) если она помогла ему понять себя;
в) если она помогла ребенку лучше понять вас.
17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане?
а) свежий взгляд на мир;
б) импульс к самосовершенствованию;
в) более адекватное представление о резервах детской личности.
Обработка результатов
Оценка: вариант а – 3 балла; вариант б – 5 баллов; вариант в – 3 балла.
0 – 27 баллов – крайне низкий уровень развитиякоммуникативной готовности к диалогу с ребенком;
28 – 45 баллов – критический уровень;
46 – 65 баллов – достаточный уровень;
66 – 85 баллов – высокий уровень.
4. Определите уровень своей социально-перцептивной культуры [99].
Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
Вопросы:
1. Хорошо ли вы разбираетесь в языке жестов?
а) да; б) и да, и нет; в) нет, не умею.
2. Чувствительны ли вы к нуждам детей?
а) да, чувствителен; б) не знаю; в) нет, не чувствителен.
3. Сразу ли вы замечаете, что детям стало скучно при разговоре с вами?
а) сразу; б) нечто среднее; в) не замечаю вообще.
4. Вы умеете слушать своих учеников?
а) да, умею; б) и да, и нет; в) не умею.
5. Всегда ли вы обходительны в общении с ними?
а) да, всегда; б) от случая к случаю; в) никогда.
6. Можете ли вы верно определить, что коллеги, родители, ученики осуждают вас?
а) да, могу; б) не всегда; в) нет, не могу.
7. Всегда ли вы верно оцениваете других людей?
а) да, всегда; б) от случая к случаю; в) никогда.
8. Можете ли вы сразу почувствовать, что вызываете у ученика / коллеги симпатию, расположение?
а) да, могу; б) и да, и нет; в) нет, не могу.
9. Способны ли вы предсказать, между кем из ваших учеников может завязаться дружба?
а) да, способен; б) не знаю; в) нет, не способен.
10. Всегда ли вы чувствуете, что у собеседника что-то скрытое на уме?
а) да, всегда; б) в зависимости от обстоятельств; в) не всегда.
11. Умеете ли вы вовремя почувствовать, когда не следует быть слишком настойчивым?
а) да, умею; б) когда как; в) нет, не умею.
12. Часто ли ученики приходят к вам со своими проблемами?
а) часто; б) от случая к случаю; в) редко.
13. Как вы думаете, всегда ли вам удается распознать ложь?
а) думаю, что всегда; б) не знаю; в) думаю, что нет.
14. Сразу ли вы чувствуете, что ученик, коллега, родитель находится в плохом расположении духа?
а) да, сразу; б) и да, и нет; в) нет, не сразу.
15. Предчувствуете ли вы, что собеседник может вот-вот неожиданно разрыдаться?
а) да, предчувствую; б) когда как; в) нет, не предчувствую.
Обработка результатов
Ключ: ответы а) – 2 балла; б) –1 балл, в) – 0 баллов.
Преобразовать в стены в соответствии с суммой сырых баллов.
Стены | ||||||||||
Баллы | 1 – 4 | 5 – 8 | 9 – 12 | 14– 17 | 18 –21 | 22 – 25 | 26 – 29 | |||
Уровень | Низкий –1 группа | Средний – 2 группа | Высокий – 3 группа |
Ответы на тестовые задания
1 а, г, д; 2 б, д; 3 а; 4 д; 5 а; 6 г; 7 г; 8 в; 9 г; 10 б; 11 г, а, в, б, д; 12 в; 13 б; 14 а; 15 б; 16 д; 17 в; 18 а, б, в, д, г; 19 а; 20 а, б, г.