Материал для самопроверки по главе 3
Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл следующих изречений:
Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А. Толстой
Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.
Аристотель
Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
М. Монтень
2. Представьте в виде схемы или таблицы этапы развития речи в онтогенезе.
1. Определите основные условия нормального речевого развития.
2. Дайте характеристику основным формам общения дошкольников (по М.И. Лисиной).
3. Раскройте специфику общения в подростковом возрасте.
4. Сравните понятия «речевое общение», «речевая деятельность».
5. Назовите максимальное число известных вам признаков, раскрывающих понятие «речевая деятельность». Дайте определение этому понятию на основе предложенных признаков.
6. Попробуйте составить кроссворд из ряда понятий данного раздела пособия.
7. Оформите в виде таблицы примерный перечень умений, обеспечивающих создание и восприятие высказываний (по М.С. Соловейчик).
8. Сравните процессы слушания и говорения.
9. Перечислите правила эффективного слушания.
10. Составьте логические цепочки из терминов, определяющих понятия: речевое общение, речевое поведение, культура речевого общения учителя.
11. Оформите в виде таблицы представленные ниже в случайном порядке характеристики хорошего и плохого слушателя с учетом особенностей их речевого поведения [17]:
Получает как вербальную, так и невербальную информацию.
Считает, что хранит композицию выступления в голове.
Тратит время на обдумывание посторонних тем.
|
Не хочет концентрироваться на трудных моментах.
Помогает оратору.
Внутренне реагирует на любое эмоциональное выражение.
Сосредоточен и терпелив, не перебивает оратора.
Расслабляется, позволяя себе отвлекаться.
Видит, чувствует и слышит.
Улавливает голые факты и не понимает главной идеи.
Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными.
Считает скучным внимательно слушать.
Отвлекается на критику оратора.
Пытается осмыслить недопонятое.
Способен абстрагироваться от визуальных и эмоциональных факторов.
Слишком возбужден и часто отвлекается.
12. Сравните понятия «культура общения, культура речевого поведения, культура речи».
13. Определите показатели, от которых зависит успешность речевого общения.
14. Подберите синонимы к словам: заносчивый, галантный, корректность, находчивость.
15. Подберите антонимы к словам: учтивый, импульсивный, доброжелательный, грубый.
16. Сформулируйте основные правила речевого этикета.
17. Прокомментируйте с точки зрения речевого поведения учителя основные заповеди речевого общения: 1. Избегай многословия. 2. Говори просто, понятно, доступно. 3. Всегда знай, зачем говоришь. 4. Умей находить общий язык с любым человеком. 5. Следуй высоким образцам. Ищи свой вариант речевого поведения. 6. Помни, что вежливость – основа успеха в любой сфере жизни человека. 7. Умей не только говорить, но и слушать (Т.Г. Винокур).
18. Соотнесите перечисленные требования к личностным качествам учителя с особенностями речевого поведения учителя-логопеда: компетентность, корректность, сдержанность, вежливость, находчивость, творчество, целеустремленность, ориентация во времени, умение слушать собеседника, безукоризненная речь.
|
Задания в тестовой форме
1. Расположите формы общения в порядке их формирования у дошкольников (по М.И. Лисиной.).
а) ситуативно-деловая;
б) ситуативно-личностная;
в) внеситуативно-личностная;
г) внеситуативно-познавательная.
2. Укажите правильный ответ.
Для какой формы общения (по М.И. Лисиной) характерны следующие параметры: общение развертывается в ходе совместной со взрослым ведущей предметной деятельности и ее обслуживает; основные средства общения – предметно-действенные?
а) ситуативно-деловая;
б) ситуативно-личностная;
в) внеситуативно-личностная;
г) внеситуативно-познавательная.
3. Укажите правильный ответ.
Для какой формы общения (по М.И. Лисиной) характерны следующие параметры: общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром и ее обслуживает; основные средства общения – речевые операции?
а) ситуативно-деловая;
б) ситуативно-личностная;
в) внеситуативно-личностная;
г) внеситуативно-познавательная.
4. Укажите правильный ответ.
Какие их указанных умений и навыков обеспечивают процесс говорения?
а) навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи;
б) умение применять разные виды высказываний в соответствии с условиями и целями сообщения;
в) умение узнавать слова в соответствии с их значением;
|
г) умение строить грамматически правильные высказывания;
д) все ответы верны.
5. Определите рецептивные виды речевой деятельности:
а) говорение;
б) слушание;
в) чтение;
г) письмо;
д) все ответы верны.
6. Укажите правильный ответ.
Определите, какие из этих утверждений по поводу процесса слушания являются ложными:
а) Если человек научился говорить, он одновременно научился слушать.
б) Говорение – более важная часть процесса коммуникации, чем слушание.
в) Слушание требует небольших затрат энергии, оно легче, чем другие виды речевой деятельности.
г) Слушание – это только понимание слов говорящего.
д) все утверждения ложные.
7. Укажите правильный ответ.
Какие способности человека формируют эффективное слушание?
а) слуховая способность;
б) внимательность;
в) способность к пониманию;
г) способность к запоминанию;
д) все ответы верны.
8. Укажите правильный ответ.
К объективным факторам, от которых зависит эффективность процесса слушания, относятся следующие:
а) пол слушателя;
б) шумы и помехи;
в) тип нервной системы человека, его темперамент;
г) интеллектуальные способности человека;
д) все ответы верны.
9. Укажите правильный ответ.
Определите тип слушателей, которые без возражений принимают то, о чем говорит оратор.
а) Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи.
б) Те, кто слушает наполовину. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.
в) Те, кто слушает с пассивным восприятием. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.
г) Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, извлекает максимум информации из услышанного.
д) все ответы верны.
10. Укажите правильный ответ.
От каких параметров зависит эффективность слушания?
а) от отношения слушателей;
б) их интереса;
в) мотивации;
г) эмоционального состояния слушателей;
д) все ответы верны.
11. Определите действия, которые способствуют взаимопониманию в процессе общения:
а) негативная оценка, принижение партнера;
б) псевдокомплименты;
в) сопереживание партнеру по общению;
г) уход от темы разговора, предложенной собеседником;
д) «чтение» неречевой информации.
12. Укажите правильный ответ.
Определите наиболее важные умения, повышающие эффективность слушания:
а) умение концентрироваться;
б) умение анализировать содержание;
в) умение слушать критически;
г) умение конспектировать;
д) все ответы верны.
13. Укажите неверное утверждение.
К основным приемам рефлексивного слушания относятся:
а) умение молча слушать собеседника;
б) выяснение (постановка вопросов);
в) перефразирование (пересказ);
г) отражение чувств;
д) резюмирование.
14. Укажите правильный ответ.
Какая из типичных ошибок, так называемых «эффектов», в оценке собеседников характеризуется тенденцией, когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или ущербным после неудачи?
а) эффект проекции;
б) эффект средней ошибки;
в) эффект ореола;
г) эффект порядка;
д) все перечисленное.
15. Укажите правильный ответ.
Определите критерии для выделения внешней (устной и письменной) и внутренней речи.
а) по функциональному назначению;
б) по форме выражения мысли;
в) по характеру взаимодействия участников общения;
г) по обобщенному значению;
д) по количеству участников.
16. Укажите правильный ответ.
Какая форма речи характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией?
а) диалог;
б) монолог;
в) полилог;
г) все перечисленное.
17. Укажите правильный ответ.
Какой из видов речи является наиболее произвольным, развернутым, не предполагающим непосредственного участия собеседника?
а) устная монологическая;
б) устная диалогическая;
в) письменная;
г) внутренняя;
д) все перечисленные.
18. Укажите правильный ответ.
От каких факторов зависит успешность речевого общения?
а) умения определить личностные особенности собеседников;
б) желания участников диалога выразить свои мнения, просьбы и т. д.;
в) корректировки общения на основе обратной связи;
г) коммуникативных умений;
д) всего перечисленного.
19. Укажите правильный ответ.
Формой проявления речевого общения собеседников является:
а) речевая деятельность;
б) речевое поведение;
в) речевая коммуникация;
г) все перечисленное;
д) ничего из перечисленного.
20. Укажите правильный ответ.
Компонентами речевого поведения являются:
а) вербальное поведение;
б) пространственное поведение;
в) жестово-мимическое поведение;
г) все перечисленное;
д) ничего из перечисленного.
21. Укажите правильный ответ.
Какие проявления речевого поведения человека можно зафиксировать с помощью магнитофона?
а) вербальное поведение;
б) акустическое поведение;
в) жестово-мимическое поведение;
г) все перечисленное;
д) ничего из перечисленного.
22. Укажите правильный ответ.
Определите ситуативно-целевые задачи фатического речевого поведения:
а) поддержание разговора;
б) говорить, чтобы высказаться и встретить понимание;
в) совместное решение задачи, достижение общей точки зрения;
г) все перечисленное;
д) ничего из перечисленного.
23. Укажите правильный ответ.
К основным коммуникативным качествам речи относятся:
а) точность и логичность;
б) уместность и доступность;
в) эстетичность;
г) выразительность;
д) все перечисленное.
24. Укажите ошибку.
Причины коммуникативных неудач коренятся:
а) во владении языковыми нормами;
б) в различии фоновых знаний говорящего и слушателя;
в) в неуместных замечаниях в адрес слушателя;
г) в разнице социокультурных стереотипов и психологии собеседников;
д) в наличии «внешних помех».
25. Укажите правильный ответ.
Какие из профессиональных требований к речи учителя особенно актуальны для логопеда?
а) точность;
б) правильность и чистота;
в) уместность;
г) коммуникативная целесообразность;
д) речевая этика.
26. Укажите правильный ответ.
Учителю противопоказан следующий тон общения:
а) обидный;
б) крикливый;
в) презрительный;
г) сюсюкающий;
д) все перечисленное.
27. Укажите ошибку.
К нежелательным особенностям невербального поведения учителя относятся:
а) устрашающие жесты;
б) чрезмерная мимика;
в) обидные замечания;
г) отсутствие выразительной мимики;
д) все перечисленное.
28. Укажите правильный ответ.
Специфика эффективного педагогического слушания заключается:
а) в активном слушании;
б) в одновременном слушании ученика и класса;
в) в способности к эмоциональному восприятию высказываний учеников;
г) во владении навыками эффективного слушания;
д) во всем перечисленном.
Тестирование
1. Определите уровень вашей коммуникабельности с помощью теста В.Ф. Ряховского [100].
Инструкция. Ответьте на следующие вопросы однозначно — «да», «нет», «иногда».
Вопросы:
1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет уже совсем невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании, собрании или другом мероприятии?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать который час и т. д.)?
7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, театральной кассе). Предпочтительнее ли для вас отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменном виде, чем в устном?
Обработка результатов
Ответ «да» оценивается в 2 балла; «иногда» – 1 балл; «нет» – 0 баллов. Общее число баллов суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.
От 30 до 32 баллов – вы явно некоммуникабельны, и в этом ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контактнее, контролируйте себя.
От 25 до 29 баллов – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь таким неудовольствием, в вашей власти изменить эти особенности характера.
От 19 до 24 баллов – вы в известной степени общительны: в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
От 14 до 18 баллов – у вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.
От 9 до 13 баллов – вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.
От 4 до 8 баллов – вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к вам с некоторой опаской.
3 балла и менее – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте и о своем здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.
2. Определите, приятно ли с вами общаться, отвечая на вопросы данного теста «да» или «нет» [90].
Вопросы:
1. Вы любите больше слушать, чем говорить?
2. Вы всегда можете найти интересную тему для разговора даже с малознакомым человеком?
3. Вы внимательно слушаете своего собеседника?
4. Любите ли вы давать советы?
5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это своему партнеру?
6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают?
7. Есть ли у вас собственное мнение по любому вопросу?
8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать?
9. Вы любите быть в центре внимания?
10. Может ли неудачное выражение партнера спровоцировать вас на грубость?
11. Раздражают ли вас иногда манеры собеседника?
12. Есть ли у вас привычка перебивать своего партнера?
13. Меняется ли ваш тон и выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник?
14. Есть ли у вас привычка делать вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о своем?
15. Поправляете ли вы собеседника, когда в его речи встречаются ошибки?
16. Следите ли вы за тем, чтобы во время разговора у вас не было снисходительного тона или пренебрежения к партнеру?
17. Смотрите ли вы время от времени в лицо и в глаза партнера во время беседы?
18. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете прочными и обширными знаниями?
19. Не смотрите ли вы периодически на свои часы во время беседы, давая понять собеседнику, что торопитесь?
20. У вас достаточно правильная и грамотная речь?
Обработка результатов
Используя данный ключ, сравните свои результаты и подсчитайте количество полученных баллов.
Ключ к тесту
Вопрос | Вариант ответа | Вопрос | Вариант ответа | ||
«да» | «нет» | «да» | «нет» | ||
-'———ЯЙ |
Интерпретация результатов
От 0 до 5 очков. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни одного слова, то ли вы настолько общительны, что вас стараются избегать ваши знакомые. Вам есть над чем задуматься.
От 6 до 12 очков. Вы, может быть, не слишком общительный человек, но почти всегда вы приятный собеседник. Хотя иногда вы бываете рассеянным во время разговора. Будьте более внимательны к собеседнику.
От 13 до 20 очков. Вы один из самых приятных собеседников. Вам трудно что-либо посоветовать. Оставайтесь таким же внимательным и доброжелательным во время бесед.
4. Проверьте собственные навыки слушания [100].
Инструкция. Отметьте крестиками номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком, или другие, указанные в утверждении, чувства.
Утверждения:
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник постоянно пытается опровергнуть меня.
10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т. д., и я уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает также.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, он вставляет различные истории, шутки, анекдоты.
22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.
24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.
25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?»
Обработка результатов
Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа. Если она колеблется в пределах от 70 до 100 % (18 и более утверждений) – вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40–70% (10–17 утверждений) – Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, вам не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10–40% (4–9 утверждений) – Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда вы отказываете партнеру в полном понимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0–10 % (до 3-х утверждений) – Вы отличный собеседник, вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Ответы на тестовые задания
1 б, а, г, в; 2 а; 3 г; 4 а, б, г; 5 б, в; 6 д; 7 д; 8 б; 9 в; 10 д; 11 в, д; 12 д; 13 б, в, д; 14 в; 15 б; 16 в; 17 в; 18 д; 19 б; 20 д; 21 а, б; 22 а, б; 23 д; 24 а; 25 б, г; 26 д; 27 в; 28 д.