Принцип защиты низковольтных устройств СЦБ




Атмосферные перенапряжения в низковольтных устройствах СЦБ возникают в результате их непосредственного перехода с воз­душных проводов линейных цепей и низковольтных силовых це­пей, а также при обратной трансформации с высоковольтных про­водов через силовой трансформатор, от которого осуществляется электроснабжение устройств СЦБ.

Защита низковольтных устройств СЦБ построена на принципе ограничения до минимума атмосферных перенапряжений, возни­кающих в линейных цепях и низковольтных силовых цепях, а также коммутационных перенапряжений — в рельсовых цепях. Поскольку довести атмосферные перенапряжения до необходимых пределов практически невозможно из-за низкой электрической прочности изоляции низковольтных устройств СЦБ, то при по­строении схем грозозащиты используется метод выравнивания по­тенциалов.

Этот метод допускает появление высоких по абсолютной ве­личине потенциалов как на токоведущих, так и на заземленных частях устройств СЦБ (релейного шкафа, мачты, светофоров, рель­сов и др.), в которые проникает атмосферное электричество при грозовых разрядах. Путем непосредственного электрического со­единения, а также через разрядники этих частей добиваются того, чтобы разность их потенциалов не превышала электрической проч­ности изоляции низковольтных устройств. При этом важным фак­тором является использование рельсовой колеи в качестве зазем- лителя разрядников.

Большое значение для повышения эффективности грозозащиты имеет использование защитного действия металлических оболочек и брони кабеля, прокладываемого от высоковольтной линии авто­блокировки или объединенной линии СЦБ и связи к сигнальным установкам и служебным помещениям, в которых находятся при­ о что при этом амплитуда ат-мосферного перенапряжения снижается в десятки раз.

Следует заметить,

релейного шкафа РШ, мачты светофора и рельсов (рис.3).

Рис 3. Места разряда молнии на сиг­нальной установке автоблокировки

На электрифицированных участках это оборудование соединяется непосредственно друг с другом, а на участках

с автономной тягой—через выравниватели В. На рис. 3 такое соединение условно показано штриховой линией; А — силовая цепь 220 В; В — линейная сигнальная линия.

Из этого рисунка следует, что до срабатывания разрядника Р все токоведущие части сигнальных и путевых приборов приобре­тают потенциал по отношению к земле, равный импульсному пробивному напряжению разрядника (точки 3, 4, 5 на рисунке). После того как сработает разрядник, потенциал в точке отвода тока молнии (точка 2), а также на всех токоведущих частях при­боров (точки 3, 4, 5) резко возрастает в зависимости от величины тока молнии и сопротивления заземляющего устройства. При токе молнии 2000 А и сопротивлении заземленного оборудования 10 Ом этот потенциал достигает 20 кВ, что значительно превосходит электрическую прочность изоляции токоведущих частей по отно­шению к заземленному оборудованию. Казалось бы, в этом слу­чае все приборы автоблокировки должны быть повреждены. Однако этого не происходит, поскольку заземляющий зажим раз­рядника электрически соединен с металлическим корпусом релей­ного шкафа, мачтой светофора и рельсами (точки 6—10), то по­следние также приобретают потенциал, равный 20 кВ. В этом слу­чае разность потенциалов между токоведущими частями сигналь­ных и путевых приборов (точки 3, 4, 5) и заземленным оборудова­нием (точки 6—10) равна нулю и, следовательно, не произойдет каких-либо повреждений.

Защита приборов перегонных сигнальных установок

о что при этом амплитуда атмосферного перенапряжения снижается в десятки раз.

 

Схемы защиты сигналь­ных и путевых приборов ав­тоблокировки предусматри­вают электрическое соединение металлического корпуса

На участках железных дорог с электро­тягой постоянного тока на каждой перегонной сиг­нальной установке приборы автоблокировки, автоматической локо­мотивной сигнализации защищают от перенапряжений, возникаю­щих в воздушных и линейных цепях, низковольтных силовых це­пях напряжением 110/220 В и рельсовых цепях по схеме, приве­денной на рис. 4.

 

Рис 4. Схема защиты сигнальной установки на электрифицированных участках постоянного тока

 

Указанные приборы, включенные в воздушные линейные цепи, заканчивающиеся кабельным вводом, защищаются вентильными разрядниками РВНШ-250 или РВН-250 с обоих концов кабельного ввода, за исключением цепей смены направления движения, где разрядники устанавливаются только на линейном конце кабель­ного ввода — в кабельном ящике.

Для защиты линейных цепей допускается установка газо­наполненных разрядников Р-35 или Р-350, за исключением цепей с рабочим напряжением более 40 В.

Приборы СЦБ, включенные в низковольтные силовые цепи 110/220 В, защищают вентильными разрядниками РВНШ типа РВНШ-250 или РВН-250, которые устанавливают в релейном шкафу, соединяя их заземляющие выводы со средней точкой дрос­сель-трансформатора стальным круглым проводником диаметром не менее 12 мм. К средней точке дроссель-трансформатора присоеди­няют также металлические корпуса релейного шкафа и мачты светофоров. Для защиты от коммутационных перенапряжений, возникающих на приборах автоблокировки, автоматической локо­мотивной и переездной сигнализации, при коротких замыканиях контактной сети на питающих и приемных концах рельсовых це­пей устанавливают керамические выравниватели ВК.-220, которые включают параллельно дополнительным обмоткам дроссель- трансформаторов.

На участках железных дорог с электро­тягой переменного тока приборы автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации защищают от пере­напряжений, возникающих в низковольтных силовых цепях на­пряжением 110/220 Вив рельсовых цепях по схеме, приведенной на рис. 5.

 

Рис 5 Схема защиты сигнальной установки на электрифицированных участках переменного тока

Низковольтные силовые цепи напряжениям 110/22Й В защищают с одного конца кабельного ввода вентильными разрядниками РВНШ типа РВНШ-250 или РВН-250, которые устанавливают в релейном шкафу.

Металлический корпус релейного шкафа и мачта светофора присоединяются к средней точке дроссель-трансформатора сталь­ным круглым проводником диаметром не менее 10 мм.

Защита путевых приборов от коммутационных перенапряже­ний, вызываемых короткими замыканиями контактной сети пере­менного тока, выполняют с помощью селеновых выравнивателей ВС-90, которые включают на питающих и приемных концах рель­совых цепей автоблокировки параллельно обмоткам изолирующих трансформаторов.

На участках железных дорог с автоном­ной тягой приборы автоблокировки, автоматической локо­мотивной сигнализации защищают с помощью вентильных разряд­ников РВНШ-250 или РВН-250 и выравнивателей ВК.10 по схеме,

показанной на рис. 6.

 

Рис 6 Схема защиты сигнальных и путевых приборов автоблокировки на неэлектрнфицированных участках

На этих участках должны быть защищены все линейные цепи с обоих концов кабельного ввода. В качестве средств защиты используются вентильные разрядники, а также газонаполненные разрядники Р-35 или Р-350.

Вентильные разрядники, включаемые в низковольтные силовые цепи напряжением 110/220 В, устанавливают в каждом релейном шкафу. В релейном шкафу для заземления разрядников исполь­зуется медный проводник сечением не менее 20 мм2, который при­соединяется к металлическому корпусу релейного шкафа. Шкаф с помощью двух выравнивателей ВК-10 и бутлежного кабеля при­соединяется к рельсам, используемым в качестве заземлителя. Для выравнивания и снижения потенциалов, возникающих на токоведущих частях сигнальных и путевых приборов, металли­ческие корпуса релейных шкафов, мачты светофоров и рельсы электрически соединяются с низковольтным заземлением, находя­щимся у основания опоры высоковольтной линии автоблокировки 6 или 10 кВ.В качестве соединительных проводов используются соединен­ные вместе металлическая оболочка и броня сигнального кабеля, проложенного между релейным шкафом и высоковольтной линией автоблокировки. Если применяются кабели без металлической оболочки, то это соединение выполняется стальным жгутом, свитым из трех стальных проводов диаметром 5 мм и проложенным в земле на глубине 30—40 см (на рис.6 такое соединение пока­зано штриховой линией). На участках с автономной тягой приборы, включенные в рельсовые цепи, защищены выравнивателями типа ВК-Ю. Эти вырав­ниватели включаются параллельно путевым приборам релейных и питающих концов рельсовых цепей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: