Проблема нарушения учащимися дисциплины и пути её решения.




(советы начинающим педагогам и не только им)

В современной школе проблема нарушения дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных.

Дисциплина в нашем случае рассматривается как поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.

Решать проблемы дисциплины в образовательном учреждении — означает внедрить в его организационную культуру технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учащихся, которые ведут себя подобным образом.

Содержание дисциплины в образовательном учреждении и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила:

ü не опаздывать и не пропускать занятия;

ü добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями;

ü бережно относиться к оборудованию, инструментам, пособиям, предоставляемым учреждением для обучения, и личным вещам окружающих людей;

ü соблюдать порядок и тишину во время занятий;

ü проявлять вежливость в отношениях со взрослыми и детьми;

ü принимать участие в общественно полезной деятельности, труде и различных досуговых мероприятиях;

ü не допускать грубости и оскорбительных слов;

ü быть требовательным к своему внешнему виду;

ü поддерживать честь своего творческого объединения, образовательного учреждения и т.д.

Дисциплина в образовательном учреждении предусматривает также добросовестное выполнение учащимся требований и поручений педагогов, администрации учреждения. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.

Но для начала необходимо разобраться, что представляет собой так называемое «плохое» поведение.

«Под «плохим» поведением в данном случае понимается любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение.

Причин нарушения дисциплины великое множество, но есть основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу:

ü нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни);

ü материнская депривация, есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек;

ü попустительский стиль семейного воспитания;

ü неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к обучению в образовательных учреждениях;

ü нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;

ü установление детьми собственной власти над коллективом;

ü месть как цель «плохого» поведения;

ü избегание собственных неудач;

ü эффект стадности, которому подвержен большой процент детей;

ü негативное влияние СМИ, компьютера.

Естественно, что на часть обозначенных выше причин нам повлиять очень сложно, так как они в большинстве своём касаются семейного воспитания. Некоторые из них требуют вмешательства специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов и пр.)

 

Давайте более подробно остановимся на наиболее распространённой сегодня проблеме нарушения учащимися дисциплины с целью привлечения внимания, которая может быть решена педагогами самостоятельно.

Некоторые дети ведут себя плохо для того, чтобы взрослые уделили им особое внимание. Объясним термин «особое внимание».

Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем. Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание, требуя его все больше и больше. Их «корзинка» никогда не наполняется, в ней как будто дыра, и через нее уходит все внимание, которое они получают от окружающих. Ощущая недостаток внимания к себе, дети придумывают различные выходки, суть которых — демонстративность.

Потребность во внимании — базовая психологическая потребность. На самом деле дети показывают, что они хотят взаимодействовать с нами, но не знают, как сделать это позитивно.

Такие дети действуют как настоящие артисты, они нуждаются в зрителях. В младшем возрасте их действия обязательно предназначаются педагогу. В более старшем - им нужна уже широкая аудитория.

Такое поведение детей может проявляться в активной и пассивной формах.

Пример активной формы поведения ребёнка, требующего особого внимания, - второклассник Сеня периодически стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подставляет ножку ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах, постоянно подзывает учителя и просит помочь, как только все получили самостоятельное задание. Такие поступки действуют беспроигрышно - отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Пример пассивной формы поведения ребёнка, требующего особого внимания.

В отличие от «активных» детей привлекающие к себе внимание учащиеся пассивного типа редко «заводят» класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: «Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня», как через несколько мгновений осознаете, что в классе есть несколько тихих саботажников — пассивных нарушителей поведения.

Они не отказываются выполнять ваши требования, но… делают все в темпе, который можно назвать «в-час-по-чайной-ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, потом еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тетрадь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы «из болота тащите бегемота», и при этом вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.

 

Как поступать педагогу в таких ситуациях?

Применяем стратегию «Минимизация внимания», которая содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным:

 

ü Игнорирование. Если Вы понимаете, что целью плохого поведения ребёнка является привлечение внимания, игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение – перестать на него реагировать. Это парадоксально: естественным образом реагируя на выходки таких детей, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение?

ü Зрительный контакт. «Пристально посмотрите на него, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает “хватит”. Пристальный взгляд (без осуждения) — это все внимание, которое они “выручили” за свою проделку. Никаких слов — только взгляд».

ü Встаньте рядом. Физическое приближение — другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести занятие, просто подойдите и встаньте рядом с учащимся. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда педагог стоит так близко.

ü Упоминайте имя учащегося. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать учащемуся присоединиться к тому, что вы объясняете. Педагог делает это, периодически вставляя имя учащегося-нарушителя в контекст урока. Это может звучать так: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме...» Или: «Тогда, Игорь, Петр I издал указ о...».

ü Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс». Вот интересный рассказ одной учительницы: «Однажды, разговаривая с второклассником Борей, который очень раздражал меня на уроке, я поинтересовалась: «Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята другими детьми?» Боря поднял над головой скрещенные руки, как это делает баскетбольный судья. «Что это значит?» — спросила я. «Это означает, что игра окончена» — ответил Боря. Всегда и везде теперь, когда Боря шалил, я делала ему этот знак — и он помогал! К этому основному сигналу я часто добавляла подмигивание, и Боря улыбался и успокаивался, удовлетворенный тем, что получил хотя бы две секунды моего внимания только себе. Прошло время, Боря вырос. Но где бы мы ни встречались с ним, в коридоре или на школьном дворе, я подмигивала ему и скрещивала руки — это были наши особые отношения».

ü Формулируйте «Я - высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают, и просто хочется крикнуть ребёнку, который заводит всех детей: «Прекрати немедленно!». Психологи советуют в этих случаях применять «Я-высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»

Меры педагогического воздействия при нарушении детьми дисциплины.

В современной школе используются разнообразные методы решения проблемы дисциплины, самые распространённые - «репрессивные» методы (вызовы родителей, записи в дневнике, удаление из класса и др.).

К сожалению, многие педагоги не имеют достаточной подготовки в области предупреждения нарушений дисциплины, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, плохо знакомы с основными подходами к решению проблемы дисциплины в современной психологии и педагогике.

Какие же советы можно дать педагогам по профилактике нарушений дисциплины учащимися?

ü Самое главное необходимо понять, в чём причина нарушения дисциплины учащимися на Вашем занятии? Проанализируйте контингент своих детей, составьте социальный паспорт, который поможет Вам сложить представление об общественно-экономическом состоянии Ваших учащихся и их родителей по ряду параметров. Зная причину негативного поведения учащегося, Вам будет проще найти способ её решения.

ü В качестве общей профилактики нарушения дисциплины необходимо проводить с детьми различные мероприятия (беседы о правилах поведения в учреждении, на занятиях, во время проведения различных мероприятий, размещение информации о правилах поведения на видном для детей месте, просматривание и обсуждение эпизодов из художественных и мультипликационных фильмов, социальных видеороликов и многое другое).

ü Обязательно поощряйте тех, кто соблюдает дисциплину, и наказывайте тех, кто её нарушает. Но помните, что наказание не должно унижать личность учащегося. Эффективное наказание следует сразу за проступком, относится к настоящему времени. Оно не распространяется на все поведение или личность ребёнка, а касается только конкретного деяния и всегда содержит в себе информацию о том, как стоило поступить правильно. Порицание или выговор делайте коротко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Не оценивайте личность ребёнка, не касайтесь его семьи, дружеских и романтических отношений, особенностей внешности, не высказывайте свои представления о его будущем.

ü Не смотря на все многообразие подходов к решению проблемы дисциплины, хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины во время образовательного процесса и обеспечить его эффективность. Педагог должен тщательно готовиться к каждой встрече со своими учащимися, не допускать ни малейшей некомпетентности.

ü Личность педагога является основой и залогом дисциплины на занятиях: позитивный настрой, дисциплинированность, требовательность, эстетически привлекательный внешний образ — все это несет воспитывающую функцию и формирует мотивацию к предмету, который ведет этот педагог.

ü Необходимо помнить, что развитие дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях взрослых и детей. Огромное значение имеет качество отношений между педагогом и учащимися, их партнерство, а также атмосфера в группе: поддерживающая или декструктивная.

ü Одна из наиболее важных стратегий поддержания дисциплины, которую необходимо помнить - произвести правильное впечатление на ваших учащихся в самом начале, при первом знакомстве. Дети внимательно оценивают каждое движение, взгляд педагога в течение первых нескольких минут и понимают, как себя надо вести. Они очень чувствуют неуверенность педагога, поэтому тверже голос, уверенней взгляд, больше решительности.

ü Заведите в Вашем творческом объединении приятную и полезную традицию в начале каждого занятия приветствовать каждого ребёнка по имени и говорить что-нибудь приятное, например, комплимент, чтобы почувствовать настроение учащегося в этот момент и дать понять, что его здесь ждут, и ему здесь рады. Это устанавливает позитивный тон для занятия или для учебного процесса в целом.

ü «Соберите» внимание детей перед началом занятия. Убедитесь, что вы привлекли их внимание, прежде чем начать занятие: это может быть коротенькая история из жизни, небольшая шутка, интересный случай.

ü Часто шум и гам на занятии возникает из-за того, что дети не совсем понимают, что конкретно от них хочет педагог. Использование трудных для понимания терминов, неоднозначные пояснения, инструкции могут привести к недисциплинированности. Постановка четких и точных инструкций, задач является одним из наиболее эффективных методов управления учащимися.

ü Будьте последовательными. Создание правил поведения и соблюдение их очень важно для поддержания дисциплины. После того, как вместе с ребятами вы составите правила, договоритесь, при каких условиях и как именно они будут действовать. Будьте последовательны в своих действиях, сверяйтесь с договоренностями.

ü Не бойтесь шутить.Юмор разрешает даже самые сложные ситуации. Веселая история может мгновенно ослабить напряжение между педагогом и учащимися в ходе занятия. Тем не менее, не путайте юмор с сарказмом, если только вы не хотите испортить ваши отношения с детьми. Не смущайте и не унижайте своих учащихся под именем юмора.

ü Демонстрируйте уважение. Если вы проявляете уважение, доверие, интерес и вежливость в повседневных отношениях со своими учащимися, они ответят вам тем же. Дети быстро перенимают манеру поведения. Если Вы заработаете авторитет, Ваши учащиеся будут ценить каждую встречу с Вами и контролировать свое поведение. Не забывайте хвалить, отмечать детей, если они поддерживают дисциплину.

ü Используйте «тихое» вмешательство. Когда вы видите ребёнка, который плохо себя ведет, отвлекает других, сделайте замечание, но незаметно. Произнесите его имя в ходе объяснения материала, например: «В качестве примера, давайте измерим рост Саши в сантиметрах». Саша, который отвлекал своего соседа, услышав свое имя, обязательно отреагирует.

ü Управляйте грамотно временем. В своей книге «Ключевые элементы управления классом» Джойс Маклеод, Ян Фишер и Джинни Гувер объясняют, что дисциплина зависит от грамотного планирования времени на уроке. Проблемы с дисциплиной, как правило, возникают, когда дети устают и теряют интерес. Чтобы держать их в тонусе, необходимо планировать все этапы занятия, продумывать каждую минуту. Старайтесь делать занятия интерактивными. Чередуйте теоретический материал с практическими заданиями. Например, можно провести игру, разделить ребят на группы и дать им коллективное задание. Если занятие будет активным и динамичным, у детей будет меньше времени на посторонние разговоры или действия.

ü Старайтесь относиться ко всем своим учащимся одинаково: не делите их на «любимчиков» и «не любимчиков». Дети достаточно умны, чтобы определить, нравятся ли они вам или нет. Следовательно, не делайте ваши предпочтения очевидными.

ü Начинайте каждый день заново. Это не означает, что вам каждый день необходимо придумывать новый план, как завладеть вниманием детей. Как бы ни сложился ваш день, какие бы отношения не сложились с Вашими учащимися в предыдущий день - каждый день с чистого листа, как будто ничего не было: ровный уверенный голос, приветливое лицо.

ü И помните, родители играют огромную роль в успеваемости и поведении детей. В течение учебного года необходимо периодически связываться с родителями и рассказывать им об успехах их детей, о проблемах и неудачах, сообщать о поведении, советоваться, привлекать к участию в жизни образовательного учреждения. Постарайтесь с каждым родителем найти контакт, сделать из родителей союзников, и тогда Вам будет проще наладить дисциплину детей на Ваших занятиях.

Вывод: сколько существует школа, столько существует и проблема с дисциплиной. Взаимодействие детей и педагогов — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас того же.

Педагогическое вмешательство — это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ребёнок, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого» поведения.

Волшебной таблетки от плохой дисциплины, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина учащихся начинается с самодисциплины педагога. Если вы предъявляете строгие требования к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! Удачи!

 

С уважением, Метельская Н.А.,

методист МАУДО «Киришский Дворец

творчества имени Л.Н. Маклаковой»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: