Контрольные и тренировочные задания




Материал для самопроверки по главе 5

 

1. Объясните смысл следующих изречений:

Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.

Сенека, римский философ

Мысль входит вратами чувств.

Гельвеций

...Чтобы сделать, – необходимо уметь, а умение дается только изу­че­нием техники.

М. Горький

2. С целью осознанияпротиворечивостичеловеческой сущности вы­пол­ните упражне­ние «За фасадом имени». Для этого на листе бумаги на­пишите свое имя и добавьте к нему опреде­ление, отражающее вашу сущ­ность и на­чинающееся с той же буквы, что и имя. По­думайте и ска­жите: чего больше в вашем определении – любви, нежности, иронии, нега­тив­ного отноше­ния к себе? Попросите близкого вам человека выполнить это же задание. Срав­ните оба опреде­ле­ния. Есть ли различия в том, каким вы видите себя и как вас воспринимают люди? Задумай­тесь о причинах раз­личий.

3. Проверьте наличие собственной «зажатости». Согните и на­пря­гите указатель­ный па­лец ведущей руки, проверьте, куда идет напряже­ние (в со­седние пальцы, кисть, локоть, шею, напряглась ли другая рука). По­старай­тесь убрать лишнее напряжение – держите палец на­пряжен­ным; но осво­бодите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась сво­бодно, а палец оставался напряженным; освобо­дите остальные пальцы, а указатель­ный дер­жите на­пря­женным.По счету от одного до пяти освободите всю мускулатуру, а затем снова напрягите ее. Рас­слабьте мыш­цы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять рас­слабьте.

4. Попробуйте освободиться от «зажимов» с помощью следующего уп­ражнения. При­мите какую-либо заведомо неудобную позу: при­жать подбородок к ключице, поднять вверх или выдвинуть плечи, сесть неестественно пря­мо, кос­нуться паль­цами руки основания зад­ней ножки стула и т. п. При этом в определенных мыш­цах и суставах возникают локальные напря­жения – зажимы. Смысл задания заклю­чается в том, чтобы точно выде­лить область возникновения за­жима и, сконцентрировав в этой области расслаб­ление, снять зажим.

5. Оцените свои возможности в овладении техникойсаморегуля­ции по следующим па­раметрам:

- умение снимать излишнее напряжение, волнение;

- умение преодолевать в себе нерешительность перед вы­ступлением;

- умение мобилизовать рабочее самочувствие;

- умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях;

- умение создавать необходимое настроение.

6. Выполните упражнения, способствующие, по мнению С. Ключни­кова, накоплению пси­хической энергии человека с помощью мыс­ленной ви­зуализации ярких образов.

«Активизирующие образы». Ваши силы будут непре­рывно возрастать, если несколько раз в те­чение дня вы сумеете ярко представить, что ваше тело омыва­ет дождь бодрящей энергии; внутри вас океан освежающей силы, и вы впитываете его живительные флю­иды; на вас на­правлен сол­нечный луч, не­сущий исцеление и радость; вы полный сил и уверенности че­ло­век, излучаете бодрость и способны преодолеть любую преграду.

«Ураган энергии». Полезно пред­ставлять, как сквозь ваше тело, го­ло­ву, мозг проходит ветер или даже ура­ган свежей, бодрящей энергии и как бы вы­ветривает, выдувает состояние уста­лости, заряжая каждую клетку вашего существа необыкновенной силой, мощью и уве­ренно­стью.

7. Выполните упражнение «Голова», помогающее снять неприятные сомати­че­ские ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локали­зовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий голов­ной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувст­вуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмо­ционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой во­лосы, а затем резко опустите руки, как бы избавляясь от головной боли [100].

8. С учетом того, что «в каждой шутке есть доля шутки» проанализи­руйте шутливые со­веты «наоборот» с точки зрения последствий их вы­пол­нения.

1. Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте не­до­верчивы.

2. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можете, то за­гоните ярость по­глубже в себя.

3. Все, что не имеет отношения к делу, – чепуха и скука, поэтому не по­зволяйте себе ни­каких сла­бостей.

4. Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников.

5. У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не те­ряйте его даже на друже­скую беседу.

6. Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и тре­буйте все­гда по максимуму.

7. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно не­прият­ная штука [28].

9. Определите качества голоса, о которых писал Цицерон: «Нехо­рошо, когда звуки вы­говариваются слишком подчеркнуто; нехорошо, ко­гда их за­темняет излишняя небрежность; не­хорошо, когда слова произно­сятся сла­бым, умирающим голосом; нехорошо, когда их про­изно­сят пыхтя, как в одышке… Существуют такие недостатки, которых следует избегать, напри­мер, голос слабый, женственный или немузыкальный, неблагозвуч­ный и глу­хой» [117].

10. Раскройте значение и возможности применения каждого из приве­денных ниже ка­честв голоса учителя в конкретных педагогических ситуа­циях: чистый, ясный, благозвуч­ный, достаточно громкий, интонационно-вы­разительный, летящий, выносливый, гибкий, ус­тойчивый.

11. Оформите в виде таблицы максимальное число положительных и от­рицательных ка­честв профессионального голоса педагога.

12. Охарактеризуйте качества собственного голоса в рамках его соот­вет­ствия профес­сио­нальным требованиям.

13. Раскройте роль интонации, темпа речи, паузы в общении.

14. Прочитайте скороговорки с различной интонацией, чтобы пере­дать: а) недоумение; б) почтительный тре­пет; в) злорадство; г) готовность смеять­ся вместе с вами; д) сочувствие; е) восхищение.

Карл у Клары украл кораллы.

Проворонила ворона вороненка.

От топота копыт пыль по полю летит.

15. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыха­нии соотносятся как 1:20. Добейтесь такого соотноше­ния, на едином дыхании произнося с вы­ра­жением целые тексты, а при оста­новке вдыхайте быстро и бесшумно.

Текст для примера:

Людей, которые бессознательно искажают привыч­ные выражения и слова, приспосаб­ли­вая их к новой дей­ствительности, кто-то удачно на­звал народными исказителями. Иска­зи­тели от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя ска­зан­ное, добива­ются подчас не меньшего эффекта (Ф. Кривин) [77].

16. Часто измененная артикуляция небольшо­го количества зву­ков способна сущест­венно повлиять на речевую личность, её характери­стики и самосознание. Произнесите в пред­ла­гаемом предложении ударное [о] на аме­риканский манер – как звук, близкий к [а]: Мой поезд выходит в восемь сорок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью.

Каким образом меняется подтекстовый смысл предложения, несмотря на нейтральную интонацию? Какие еще про­износительные особенности влияют на со­держание сказанного?

17. Попробуйте прочитать следующий текст Цицерона, воспроизводя при этом речевой портрет И.В. Сталина (кавказский акцент с растягива­нием безударных слогов), а затем – дик­тора Ю. Левитана (замедленное и чеканное произношение каждого слога, выдерживание пауз между сло­вами) [77]:

«...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произ­не­сение. И если без произне­сения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет та­кую силу, то, бесспорно, что его значение в ора­торском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряжен­ным голо­сом, в спокойных — мягким; низкий го­лос придаст ему важности; ко­леблющийся — трога­тель­ности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звуча­нийнизкого, высокого и пере­мен­ного — достигает столь разнообразного и столь сладост­ного совер­шен­ства..»

18. С целью развития дикции выполните следующие упражнения [107]:

а) произносите ряд основных гласных [И], [Э], [А], [О], [У], [Ы]:

– резко, толчками, импульсивно, отрывисто произнося каждый звук;

– на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой гра­ницы;

б) тот же ряд гласных проговорить с различными трудными для про­из­ношения сочета­ниями согласных: БДГИ - БДГЭ - БДГА - БДГО - БДГУ - БДГЫ, ГДВИ - ГВДЭ - ГВДА - ГВДО - ГВДУ и т. д.

в) произносить скороговорки, сначала медленно, пре­увеличенно четко, выговаривая все звуки с напряжением рече­вого аппарата. Затем по­степенно наращивать темп, следя за правиль­ностью произношения всех звуков. При­меры скороговорок:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Всех скороговорок на перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Купи кипу пик.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. д.

19. Оцените свои возможности в овладении культурой речи:

а) грамматическая правильность речи, соблюдение правильных ударе­ний;

б) лексическое богатство;

в) выразительность, образность речи.

20. Оцените свои возможности в овладении техникой речи:

а) «полетность», звонкость голоса;

б) гибкость голоса, богатство интонации;

в) правильно выбранная сила голоса;

г) четкая дикция (отсутствие дефектов звукопроизношения);

д) соблюдение необходимого темпа речи и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: