Материал для самопроверки по главе 6
Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл следующих утверждений:
Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.
А. Сент-Экзюпери
Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими хотели бы быть, и вы поможете им стать такими
Гете
2. Подберите синонимы к словам: целеустремленный, импульсивный, лицемерный.
3. Подберите антонимы к словам: вспыльчивый, возбудимый, уступчивый.
4. Перечислите основные характеристики профессий «человек–человек».
5. Раскройте структуругуманизации личности учителя.
6. Дайте характеристику культуре общения как компоненту профессиональной культуры учителя.
7. Охарактеризуйте элементы структурыпедагогического мастерства.
8. Раскройте основы профессиональной компетентности учителя с психологической точки зрения (по А.К. Марковой).
9. Объясните значимость для современной логопедии задачи полноценного коммуникативного развития детей и подростков с нарушениями речи.
10. Дайте характеристику основным психофизиологическим особенностям детей и подростков с нарушениями речи, влияющим на их социокоммуникативную совместимость.
11. Раскройте содержание компонентов педагогической техники учителя-логопеда.
12. Объясните, почему основными «плоскостями» профессиональной деятельности учителя-логопеда выступают личность, деятельность и общение?
13. Перечислите признаки, определяющие уровень профессионализма логопеда.
14. Охарактеризуйте основные качества личности, организаторские и коммуникативные умения учителя-логопеда, необходимые ему для успешной реализации профессиональных задач.
Задания в тестовой форме
1. Укажите правильный ответ.
К основным положениям гуманистической педагогики относятся:
а) принцип субординации;
б) принцип монологизма;
в) принцип диалогизации;
г) все ответы верны.
2. Укажите правильный ответ.
Культура общения как компонент профессиональной культуры состоит из:
а) культуры взаимопознания;
б) культуры взаимопонимания;
в) культуры взаимодействия партнеров по общению;
г) все ответы верны.
3. Укажите правильный ответ.
К образам профессиональной культуры учителя относятся:
а) культура познания;
б) культура труда;
в) культура общения;
г) культура самосовершенствования;
д) все ответы верны.
4. Укажите правильный ответ.
Отказ учителя от теории и практики формирующего воздействия, замена его
развивающим влиянием предполагает:
а) культура убеждений;
б) культура эмоциональной жизни;
в) культура педагогического влияния;
г) культура представлений учителя о самом себе;
д) все ответы верны.
5. Укажите правильный ответ.
Для каждого педагога самым важным является:
а) больше внимания уделять учебным проблемам;
б) тщательно планировать любое мероприятие;
в) вести внеклассную, внеучебную работу с подопечными;
г) любить учащихся, испытывать радость от общения с ними;
д) все ответы верны.
6. Укажите правильный ответ.
«Эффективные» преподаватели, как правило, демонстрируют:
а) спокойную сдержанность, вежливую строгость, неназойливую пунктуальность;
б) умение дружески разговаривать, душевно улыбаться;
в) умение терпимо относиться к промахам своих воспитанников, спокойно разъяснять их ошибки;
г) все ответы верны.
7. Укажите правильный ответ.
Способности к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения по В.А. Крутецкому относятся к:
а) общим педагогическим способностям;
б) личностным способностям;
в) организационно-коммуникативным способностям;
г) дидактическим способностям;
д) все ответы верны.
8. Укажите правильный ответ.
Экспрессивно-речевые способности по В.А. Крутецкому относятся к:
а) общим педагогическим способностям;
б) личностным способностям;
в) организационно-коммуникативным способностям;
г) дидактическим способностям;
д) все ответы верны.
9. Укажите правильный ответ.
К коммуникативным профессионально обусловленным свойствам учителя относят:
а) требовательность;
б) доброжелательность;
в) профессиональную работоспособность;
г) самоотверженное отношение к профессии;
д) все ответы верны.
10. Укажите правильный ответ.
Элементами педагогического мастерства являются:
а) гуманистическая направленность личности;
б) профессиональные знания;
в) педагогические способности;
г) педагогическая техника;
д) все ответы верны.
11. Укажите правильный ответ.
Креативность педагога является показателем:
а) способностей к педагогической деятельности;
б) гуманистической направленности личности;
в) педагогической техники;
г) профессиональных знаний;
д) все ответы верны.
12. Укажите правильный ответ.
К умениям педагога управлять своим поведением относят умения:
а) организаторские;
б) социально-перцептивные;
в) управления педагогическим общением;
г) мобилизации учащихся на интенсивную познавательную деятельность;
д) все ответы верны.
13. Укажите правильный ответ.
Средствами педагогической техники являются:
а) речь;
б) паралингвистика;
в) мимика;
г) жесты;
д) все ответы верны.
14. Укажите правильный ответ.
Умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях зависит от:
а) педагогического мышления и опыта преподавателя;
б) знания и умения применять многочисленные приемы воздействия;
в) такта учителя и умения подбирать оптимальные способы общения с учащимися;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
15. Авансировать похвалой целесообразно:
а) лучших учеников;
б) благополучных учащихся;
в) того, кто еще поощрения не заслужил, но уже начал проявлять прилежание;
дисциплинированность, активное отношение к жизни класса, школы;
г) любого школьника.
16. Укажите правильный ответ.
Систематические угрозы и наказания, строгий контроль, детальный разбор каждого проступка…
а) помогают наладить дисциплину;
б) заставляют учеников более изощренно маскировать отрицательные стороны своего поведения;
в) подрывают авторитет учителя, не способны исправить школьника;
г) являются неотъемлемой составной частью методики воспитания;
д) все ответы верны.
17. Укажите правильный ответ.
Самовоспитание начинается с:
а) самоприказа;
б) самооценки;
в) самоубеждения;
г) самоободрения;
д) все ответы верны.
18. Укажите правильный ответ.
К активным методам обучения общению относятся:
а) групповая дискуссия;
б) ролевая игра;
в) разбор конкретных ситуаций;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
19. Укажите правильный ответ.
К продуктивным стилям педагогического общения относятся:
а) общение – дистанция;
б) общение на основе дружеского расположения;
в) общение – устрашение;
г) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
д) общение – заигрывание.
20. Укажите правильный ответ.
К средствам, повышающим эффективность педагогического коммуникативного воздействия, относятся:
а) инициативность;
б) система приемов, избираемая для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации;
в) повышение и усиление голоса в начале каждой последующей фразы;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
21. Укажите правильный ответ.
Какие коммуникативные барьеры могут отмечаться у детей и подростков с общим недоразвитием речи?
а) фонетические;
б) семантические;
в) лексические;
г) все ответы верны.
22. Укажите правильный ответ.
Основными компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются:
а) адекватное использование логопедических технологий;
б) владение педагогической техникой и мастерством;
в) владение коммуникативной культурой;
г) все ответы верны.
23. Укажите правильный ответ.
К умениям учителя-логопеда взаимодействовать с детьми в процессе коррекционно-развивающего обучения относятся:
а) коммуникативные умения;
б) организаторские умения;
в) умения организовать диалогическое общение;
г) стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей;
д) все ответы верны.
24. Укажите правильный ответ.
Признаками профессионализма учителя-логопеда в области профессионального общения являются:
а) отнесение себя к профессиональной общности;
б) овладение нормами и культурой педагогического общения и этики;
в) овладение коммуникативной культурой;
г) анализ эффективности собственного коммуникативного поведения;
д) все ответы верны.
25. Укажите ошибку.
Признаками профессионализма учителя-логопеда являются:
а) низкая эффективность профессиональной деятельности;
б) понимание предназначения профессии, ее социальной значимости;
в) овладение компонентами педагогической техники и мастерства;
г) осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности.
26. Укажите правильный ответ.
Модель профессионализма учителя-логопеда представлена следующими компонентами:
а) профессиональные качества;
б) способности;
в) личностные качества;
г) различные виды компетентности;
д) все ответы верны.
27. Укажите правильный ответ.
Компонентами педагогического мастерства учителя-логопеда являются:
а) профессиональная компетентность;
б) коммуникативная компетентность;
в) педагогическая компетентность;
г) все ответы верны.
Ответы на тестовые задания
1 в; 2 г; 3 д; 4 в; 5 г; 6 г; 7 б; 8 г; 9 б; 10 д; 11 а; 12 б; 13 д; 14 г; 15 в; 16 б, в; 17 б; 18 г; 19 б; 20 г; 21 г; 22 г; 23 д; 24 д; 25 а; 26 д; 27 г.