РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОО




 

Развивающая предметно-пространственная среда должна обе­спечивать:

· максимальную реализацию образовательного потенциала про­странства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития;

· возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а также возмож­ности для уединения.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому):

· дистанции, позиции при взаимодействии;

· активности, самостоятельности, творчества;

· стабильности — динамичности;

· комплексирования и гибкого зонирования;

· эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

· сочетания привычных и неординарных элементов в эстетиче­ской организации среды;

· открытости — закрытости;

· учета половых и возрастных различий детей.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

· реализацию различных образовательных программ, исполь­зуемых в образовательном процессе;

· в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункци­ональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным воз­можностям детей и содержанию программы. Образовательное про­странство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе рас­ходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудо­вания и инвентаря должны обеспечивать:

· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирова­ние с доступными материалами (в том числе с песком и водой);

· двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;

· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пред- метно-пространственным окружением;

· возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства подразумевает изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образователь­ной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

· возможность разнообразного использования различных со­ставляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

· наличие в группе полифункциональных (не обладающих жест­ко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-за­местителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

· наличие в группе различных пространств (для игры, конструи­рования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

· периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

· открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;

· свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОО (группу), к шрам, игруш­кам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надеж­ности и безопасности их использования.

 

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды

Вид деятельности Содержание предметной среды
Ясельная группа
Сенсорное, математиче­ское развитие Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной вели­чины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, «Ящик Сегена», цилиндрики-вкладыши, рамки-вкладыши, геометрические головоломки, настенные панно для обога­щения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук (шнуровка, застежки, липучки и т.п.), мягкие пазлы, шну­ровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, игра лото, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок
Уголок изобразительной деятельности Краски: гуашевые, пальчиковые; цветные восковые мелки; ки­сточки толстые беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; на­личие места на стене для творчества детей (доска для рисова­ния мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции росписи на­родных промыслов
Игровая Атрибуты для сюжетно-ролевых игровых действий с куклами: куклы, кукольные одежда и мебель, коляски для кукол, посуда, расчески, щетки, тазик для купания, мочалки, полотенце, раз­нообразные резиновые игрушки; атрибуты для игры «Больни­ца»; машинки средних и малых размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек
Физкультур­ный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, ска­калки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для создания сюжета на физкультурных занятиях
Театрализо­ванная Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелегра- фе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки и др.); полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, му­зыкальные игрушки, музыкальные инструменты: металлофон, бубны, колокольчики, барабан
Уголок экс­периментиро­вания Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком — вода кипяченая, песок прокален в духо­вом шкафу; ведерки, совочки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды
Уголок при­роды Животные — аквариумные рыбки (1—2 крупные), попу­гаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; расте­ния — с красивыми крупными листьями, четко просматри­ваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); пейзажи по времени года
Конструиро­вание Напольный крупный строительный материал, к нему для обы­грывания крупные машины и игрушки-двигатели, сюжетные наборы фигурок: животные, люди, настольный мелкий кон­структор с материалом для обыгрывания
Младшая группа
Сенсорное, математиче­ское развитие Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной вели­чины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, «Логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук, мягкие пазлы, шнуровки, настольно- печатные игры, мозаика крупная и мелкая, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидакти­ческих картинок, геометрические головоломки на фланелегра- фе «Танграм», игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», лото, домино
Уголок изобразительной деятельности Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные вос­ковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата — для инди­видуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки- штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, предметы народных промыс­лов (городецкая роспись, дымковская игрушка, игрушки из соломы), цветные мелки для рисования на асфальте, пери­одически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки)
Игровая Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные ме­бель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Шофер — пассажиры», «Гараж»; ма­шинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек
Физкультур­ный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, ска­калки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс
Театрали­зованная деятельность, литература Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации, элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), фонотека с аудиозаписями сказок, рассказов, детских песен, класси­ческих музыкальных произведений для прослушивания (по рекомендации музыкального руководителя); полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периоди­чески обновляются
Уголок экс­периментиро­вания Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком — вода кипяченая, песок прокален в духо­вом шкафу; ведерки, лопатки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды
Уголок при­роды Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухо­путная или морская черепаха; растения — с красивыми круп­ными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город и др.), инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото
Конструиро­вание Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий де­ревянный для создания построек, пластины из толстого карто­на, тонкой фанеры, различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей, конструкторы типа Него, кубики большие и малые, на­польные мягкие модули для строительства, игрушки для обы­грывания построек (машинки, животные, куклы, пупсы и т.д.)
Средняя группа
Сенсорное, математиче­ское развитие Материалы по сенсорному развитию: коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, геометрические головолом­ки, настенные панно для обогащения сенсорных представ­лений, развития мелкой моторики, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, гео­метрические головоломки на фланелеграфе «Танграм», игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, игры типа лото, домино, мозаика
Уголок изобразительной деятельности Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные вос­ковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата — для инди­видуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки- штампы, тканевые салфетки для рук пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов (дымковская игрушка, архангельские птицы из щепы, жо­стовские подносы, кружево вологодское, городецкие доски), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт), цветные мелки для рисования на асфальте
Игровая Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные ме­бель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ПДЦ», «Парик­махерская», «Семья»; машинки разных размеров, кубики, раз­личный строительный материал для создания построек
Физкультур­ный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, ска­калки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс
Театрали­зованная деятельность, литература Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), домашний театр, театр предметов; полка с книгами (по 5—-6 прочитан­ных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляют­ся, в литературном уголке репродукции иллюстраций В. Суте­ева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина
Уголок экс­периментиро­вания Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих ма­териалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, материал для игр с зеркалом, звуками, светом
Уголок при­роды Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухо­путная или морская черепаха; растения — с красивыми круп­ными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент при­сутствуют постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото
Конструиро­вание Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий де­ревянный для создания построек, конструкторы типа «Лего», кубики большие и малые, индивидуальные наборы строитель­ного материала, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, много­угольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей
Старшая группа
Сенсорное, математическое развитие Материалы для развития мелкой моторики: шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; геометрические головоломки: настольный, на­стенный, напольный варианты; на фланелеграфе: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», пазлы, игры «Составь картин­ку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, рамки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт»
Уголок изобразительной деятельности Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные вос­ковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; рас­краски, наличие места на стене для творчества детей; поро­лоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыс­лов (хохломская и гжельская росписи, палехские миниатюры, предметы быта из бересты), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфаль­те, предметы — результат детского творчества
Игровая Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные одеж­да и мебель, коляски для кукол; атрибуты для сюжетно-роле- вых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Вокзал», «Мор­ское плавание», «ПДД», «Парикмахерская», «Семья» и др.; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек
Физкультур­ный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, ска­калки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс
Театрали­зованная деятельность, литература Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), театр пред­метов; полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей
Уголок экс­периментиро­вания   Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих ма­териалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдува­ния мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература: детские энциклопедии по разным областям зна­ний, различные измерительные приборы
Уголок при­роды Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухо­путная или морская черепаха; растения — с красивыми круп­ными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент при­сутствуют постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, сменяемые панно различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир)
Конструиро­вание Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий де­ревянный для создания построек, конструкторы типа «Лего», кубики большие и малые, индивидуальные наборы строитель­ного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей
Подготовительная к школе группа
Сенсорное, математиче­ское развитие Настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, палоч­ки Кюизенера, геометрические головоломки: настольный, на­стенный, напольный варианты, на фланелеграфе: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Пентамимо», пазлы, игры: «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, «Четвертый лишний», рам- ки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт»
Уголок изобразительной деятельности Краски: гуашевые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие ме­ста на стене для творчества детей; поролоновые губки-штам- пы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, репродукции росписи народных промыслов, изделия с росписью (хохлома, гжель, палех, предметы быта из бересты), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы — результат детского творчества
Игровая Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ПДД», «Салон красоты», «Школа», «Детский сад», «Семья», «Супермаркет»; куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол; машинки раз­ных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек
Физкультур­ный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, ска­калки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс
Театрали­зованная деятельность, литература Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, пальчиковый; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персона­жей (маски, юбки, платочки, парики и др.), театр предметов, домашний театр; полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, в ли­тературном уголке репродукции портретов детских писателей
Уголок экс­периментиро­вания Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих ма­териалов; природный материал: шишки, каштаны и пр.; одина­ковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература — детские энциклопедии по разным областям знаний, различные измерительные приборы
Уголок при­роды Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухо­путная или морская черепаха; растения — с красивыми круп­ными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент при­сутствуют постоянно; инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, панно сменяемых различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир)
Конструиро­вание Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий де­ревянный для создания построек, конструкторы типа «Лего», кубики большие и малые, индивидуальные наборы строитель­ного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей

 

Источник

Цквитария Татьяна Александровна

В ПОМОЩЬ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ Книга 2

Диагностика, предметно-пространственная среда

Главный редактор Т.В. Цветкова Редактор Д. В. Пронин Дизайнер обложки МЛ. Владимирская Корректоры Г.Н. Кузьмина, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

Издательство «ТЦ Сфера».

ООО «ТЦ Сфера», 2014



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: