Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития;
· возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а также возможности для уединения.
Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому):
· дистанции, позиции при взаимодействии;
· активности, самостоятельности, творчества;
· стабильности — динамичности;
· комплексирования и гибкого зонирования;
· эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
· сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
· открытости — закрытости;
· учета половых и возрастных различий детей.
Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
· реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
· в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
· учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);
· двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;
· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с пред- метно-пространственным окружением;
· возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства подразумевает изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
· возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
· наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Вариативность среды предполагает:
· наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
· периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
· открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;
· свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОО (группу), к шрам, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды
Вид деятельности | Содержание предметной среды |
Ясельная группа | |
Сенсорное, математическое развитие | Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, «Ящик Сегена», цилиндрики-вкладыши, рамки-вкладыши, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук (шнуровка, застежки, липучки и т.п.), мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, игра лото, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок |
Уголок изобразительной деятельности | Краски: гуашевые, пальчиковые; цветные восковые мелки; кисточки толстые беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей (доска для рисования мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов |
Игровая | Атрибуты для сюжетно-ролевых игровых действий с куклами: куклы, кукольные одежда и мебель, коляски для кукол, посуда, расчески, щетки, тазик для купания, мочалки, полотенце, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для игры «Больница»; машинки средних и малых размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек |
Физкультурный уголок | Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для создания сюжета на физкультурных занятиях |
Театрализованная | Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелегра- фе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки и др.); полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты: металлофон, бубны, колокольчики, барабан |
Уголок экспериментирования | Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком — вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, совочки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды |
Уголок природы | Животные — аквариумные рыбки (1—2 крупные), попугаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); пейзажи по времени года |
Конструирование | Напольный крупный строительный материал, к нему для обыгрывания крупные машины и игрушки-двигатели, сюжетные наборы фигурок: животные, люди, настольный мелкий конструктор с материалом для обыгрывания |
Младшая группа | |
Сенсорное, математическое развитие | Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, «Логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук, мягкие пазлы, шнуровки, настольно- печатные игры, мозаика крупная и мелкая, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, геометрические головоломки на фланелегра- фе «Танграм», игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», лото, домино |
Уголок изобразительной деятельности | Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата — для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки- штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, предметы народных промыслов (городецкая роспись, дымковская игрушка, игрушки из соломы), цветные мелки для рисования на асфальте, периодически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки) |
Игровая | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Шофер — пассажиры», «Гараж»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек |
Физкультурный уголок | Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс |
Театрализованная деятельность, литература | Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации, элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), фонотека с аудиозаписями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания (по рекомендации музыкального руководителя); полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются |
Уголок экспериментирования | Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком — вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, лопатки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды |
Уголок природы | Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город и др.), инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото |
Конструирование | Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек, пластины из толстого картона, тонкой фанеры, различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей, конструкторы типа Него, кубики большие и малые, напольные мягкие модули для строительства, игрушки для обыгрывания построек (машинки, животные, куклы, пупсы и т.д.) |
Средняя группа | |
Сенсорное, математическое развитие | Материалы по сенсорному развитию: коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, геометрические головоломки на фланелеграфе «Танграм», игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, игры типа лото, домино, мозаика |
Уголок изобразительной деятельности | Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата — для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки- штампы, тканевые салфетки для рук пластилин, доски для работы с пластилином; иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов (дымковская игрушка, архангельские птицы из щепы, жостовские подносы, кружево вологодское, городецкие доски), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт), цветные мелки для рисования на асфальте |
Игровая | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ПДЦ», «Парикмахерская», «Семья»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек |
Физкультурный уголок | Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс |
Театрализованная деятельность, литература | Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), домашний театр, театр предметов; полка с книгами (по 5—-6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции иллюстраций В. Сутеева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина |
Уголок экспериментирования | Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, материал для игр с зеркалом, звуками, светом |
Уголок природы | Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствуют постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото |
Конструирование | Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий деревянный для создания построек, конструкторы типа «Лего», кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей |
Старшая группа | |
Сенсорное, математическое развитие | Материалы для развития мелкой моторики: шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; геометрические головоломки: настольный, настенный, напольный варианты; на фланелеграфе: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», пазлы, игры «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, рамки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт» |
Уголок изобразительной деятельности | Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов (хохломская и гжельская росписи, палехские миниатюры, предметы быта из бересты), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы — результат детского творчества |
Игровая | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные одежда и мебель, коляски для кукол; атрибуты для сюжетно-роле- вых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Вокзал», «Морское плавание», «ПДД», «Парикмахерская», «Семья» и др.; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек |
Физкультурный уголок | Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс |
Театрализованная деятельность, литература | Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), театр предметов; полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей |
Уголок экспериментирования | Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература: детские энциклопедии по разным областям знаний, различные измерительные приборы |
Уголок природы | Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствуют постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, сменяемые панно различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир) |
Конструирование | Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий деревянный для создания построек, конструкторы типа «Лего», кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей |
Подготовительная к школе группа | |
Сенсорное, математическое развитие | Настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, геометрические головоломки: настольный, настенный, напольный варианты, на фланелеграфе: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Пентамимо», пазлы, игры: «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, «Четвертый лишний», рам- ки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт» |
Уголок изобразительной деятельности | Краски: гуашевые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага: разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штам- пы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, репродукции росписи народных промыслов, изделия с росписью (хохлома, гжель, палех, предметы быта из бересты), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы — результат детского творчества |
Игровая | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ПДД», «Салон красоты», «Школа», «Детский сад», «Семья», «Супермаркет»; куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек |
Физкультурный уголок | Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс |
Театрализованная деятельность, литература | Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, пальчиковый; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), театр предметов, домашний театр; полка с книгами (по 5—6 прочитанных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей |
Уголок экспериментирования | Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны и пр.; одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература — детские энциклопедии по разным областям знаний, различные измерительные приборы |
Уголок природы | Животные — аквариумные рыбки, попугаи, канарейки, сухопутная или морская черепаха; растения — с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, сансивьера, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствуют постоянно; инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, панно сменяемых различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир) |
Конструирование | Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий деревянный для создания построек, конструкторы типа «Лего», кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей |
Источник
Цквитария Татьяна Александровна
В ПОМОЩЬ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ Книга 2
Диагностика, предметно-пространственная среда
Главный редактор Т.В. Цветкова Редактор Д. В. Пронин Дизайнер обложки МЛ. Владимирская Корректоры Г.Н. Кузьмина, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой
Издательство «ТЦ Сфера».
ООО «ТЦ Сфера», 2014