1)Однородность или неоднородность продукции
В олигополии продукция может быть как однородной (классическая олигополия), так и неоднородной (дифференцированная олигополия).
2)Немногочисленность продавцов
Небольшому числу продавцов противостоит множество мелких покупателей. Это означает, что каждый из покупателей в отдельности не оказывает влияние на цены. С другой стороны, поведение каждого из олигополистов может оказать существенное влияние на цены.
3)Широкий диапазон возможностей входа на рынок
Означает, что возможность входа на рынок варьируется от полностью блокированного (2 дуонолиста вступили в сговор и поделили рынок пополам) до совершенно свободного (при большом количестве олигополистов модель олигополии начинает напоминать модель совершенной конкуренции).
Главным из этих свойств является то, что более удаленное от начала координат изокванта представляет собой более предпочтительный способ производства для производителя, т.к. они
дают в итоге больше выпуска
К
Q4
Q3
Q2
Q1 L Q1<Q2<Q3<Q4
Пусть С бюджет производителя. Деньги который производитель намерен потратить целиком на приобретение ресурсов для оптимального способа производства.
Оптимальный способ производства (равновесие производителя) – это такой способ производства, который по стоимости =С и принадлежит по возможности более удаленной от начала координат изокванте.
Если Рк, РL – цены за единицу товаров К и L, то С=Рк*К+РL*L. Где К, L–количество факторов К, L
K=C/Рк-РL/Pk*L уравнение бюджета производителя (уравнение изакосты).
К
С/Рк
КТу Te Q4
Q3
Q2
Q1
LTe C/PL L
Изокоста- геометрическое место точек отражающих множество способов производства по стоимости = С.
Поиск равновесия производителя сводится к совмещению в одних осях координат кванты изокванта и изокосты данного производителя.
Та точка в которой изокоста будет является касательной к одной из изоквант на карте геометрически определит искомый способ производства.
В точке Те соблюдаются условия равновесия производителя. В искомой точке равновесия наклон изокванта = наклону изокосты.
MRTSk,L = PL/Pk
Производство и ценообразование предприятия в условиях олигополии
При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если ФО произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников О рынка. Если наоборот, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.
Технология, которая определяет минимальный масштаб производства. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба (то есть постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска) сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько фирм совместно. При такой технология продукция большого числа мелких фирм была бы слишком дорогой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эффект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может быть неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения общего спроса они должны будут расширить объем производства за пределы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрицательным эффектом масштаба (когда расширения выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыткам. Эффект масштаба является естественным барьером для вступления в отрасль.

К K
L' L L