Ценовая дискриминация 2-й степени
Ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. При покупке большего количества товаров потребителю устанавливают более низкую цену за каждый экземпляр товара. Другой пример: разные тарифы на метро в зависимости от количества поездок. Очень часто ЦД2 выступает в качестве скидок.
| Две кривые спроса монополистически конкурентного предприятия
Р
Ре Е М
Р' к d2
D1
Qe Qk Qм Q
Пусть Ре-Qе – текущая цена и выпуск монополистически конкурентного предприятия.
Пусть предприятие решает снизить цену с Ре до Р', при этом возможны 2 ситуации
1. Реакции со стороны конкурентов не присутствует. В этом случае объем спроса должен вырасти, как со стороны традиционных клиентов данной фирмы, так и со стороны клиентов не среагировавших конкурентов. Можно предположить что объем спроса вырастит с Qe до Qм.
2.Конкуренты среагировали на изменение цены, и также снизили цены на схожую продукцию, хотя не в той же пропорции. В этом случае объем спроса вырастит за счет традиционных клиентов данной фирмы, т.е. на меньшую величину, чем в предыдущем случае. (Qe до Qк)
Если соединить ЕМ и ЕК мы получим 2 отличны друг от друга кривые спроса на данную продукцию, причем, чем сильнее реакция со стороны конкурентов, тем эластичнее спрос ниже.
Т.О. говорят, что не существует единой кривой спроса на продукцию монополистически конкурентного предприятия.
Кривая спроса всякий раз будет меняется от зависимости конкурентов, которая зависит от числа участников.
| Ценовая дискриминация 3-й степени
осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:-авиабилеты туристского и первого классов;-спиртные напитки класса "люкс" и другие алкогольные продукты;-скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;-плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);-гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.
После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.
Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и для большего числа сегментов). Его цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках.
Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как
MC=MR1,
где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.
Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:
MC=MR2,
где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть
MC=MR1=MR2.
Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как
P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2),или
P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).
Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,
если |Ed1|>|Ed2|, то Р1
Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.
Р1/P2=(1-1/4)/(1-1/2)=(3/4)/(1/2)=1,5
Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.
| Признаки рынка монополистической конкуренции
Монопол. конкуренция – такая форма организации рынка при которой присутствуют как черты монополии (4 признака), так и черты совершенной конкуренции.
Признаки:
1.Достаточно большое число как покупателей, так и продавцов, количество не настолько велико как на рынке совершенной конкуренции, но достаточное чтобы исключить сговор (тысячи).
2. Достаточно свободный вход на рынок для фирм производителей. Свобода входа не абсолютна как в совершенной конкуренции, но достаточно свободный. Все же имеются входные барьеры (реклама).
3.Совершенная информированность субъекта рынка о рынке.
4. Дифференциация продукта (отличие). Параметры дифференциации делят на 2 типа:
1) Действительные параметры: предполагают отличия в физико-химических свойствах товара (шампунь одной марки, но с разными добавками). Это дает основание для ценовой конкуренции.
2)Искусственный параметр: реклама, месторасположение торговой точки, упаковка, субъективный фактор, пред и послепродажное обслуживание клиента.
В принципе это рынок совершенной конкуренции где вместо однородной продукции присутствуют товары диф.
Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентного предприятия имеет отрицательный наклон, как у монополии, причем степень наклона зависит от реакции конкурентов.
|