Тормозная система трактора МТЗ-82, конструктивные особенности и поломки




Тормоза трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Тормозное управление трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Тормозное управление трактора МТЗ-80, МТЗ-82 представляет собой совокупность тормозных систем. Различают следующие виды тормозных систем: рабочую, стояночную, вспомогательную, запасную.
Рабочая тормозная система трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначена для уменьшения скорости трактора и его остановки с необходимой эффективностью. Стояночная тормозная система трактора - для удержания трактора неподвижным при стоянке на уклоне или ровной поверхности. Для длительного поддержания постоянной скорости на уклоне предназначена вспомогательная тормозная система. В случае выхода из строя рабочей тормозной системы для остановки предназначена запасная тормозная система трактора.

Каждая из рассмотренных тормозных систем состоит из механизма и привода. Тормозной механизм (тормоз) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 служит для непосредственного создания и изменения искусственно­го сопротивления движению трактора. Тормозной привод служит для передачи энергии к тор­мозным механизмам и управления ими в процессе торможения.
Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82 оборудуются рабочей и стояночно-запасной тормозными системами с механическим приводом, кроме того, имеют пневматическую систему для привода тормозных систем прицепов. На тракторах применяют сухие дисковые тормоза с механическим приводом. Ониустановлены на валах ведущих шестерен конечных передач с левой и правой сторон и закрыты кожухами.

 

Рис. 1. Рабочая тормозная система МТЗ-80, МТЗ-82

1 - кожух; 2 - шарик; 3 - пружина; 4 -соединительные диски; 5 - нажимные диски; 6 -вилка; 7 - контргайка; 8 - регулировочный болт; 9 - вал; 10 - тяга защелки; 11 -сферическая шайба; 12 - рычаг тормоза; 13 - планка блокировки педалей; 14 – стержни педалей; 15 - пружины; 16 - рычаги тормозов; 17 - защелка тормозов; 18 - тяга; 19 - крышка стакана

Каждый тормоз трактора МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из двух соединительных дисков 4 (рис. 1) с наклеенными фрикционными накладками и двух чугунных нажимных дисков 5, установленных между соединительными.

Нажимные диски соединены с приводом тормозов, а соединительные со шлицами хвостовиков ведущих шестерен конечных передач. Между нажимными дисками установлено по три разжимных шарика 2, равномерно расположенных по окружности. Шарики заходят в наклонные гнезда, выполненные на внутренних поверхностях нажимных дисков.

Торможение колес может быть одновременным и раздельным. Для одновременного действия тормозов левого и правого бортов трактора МТЗ-80, МТЗ-82 обе педали блокируются откидной соединительной планкой 13. Раздельное воздействие на левую или правую педали используется для повышения маневренности трактора.

При нажатии на педали стержни 14, перемещаясь вниз, поворачивают рычаги 16 и валик 9. От рычагов 16 и 12 усилие передается через сферические шайбы 11 и болты 8 к вилкам 6, которые с помощью тяг 18 и пальцев шарнирно связаны с нажимными дисками.

Тяги 18 передают усилие нажимным дискам, вынуждая диски поворачиваться относительно друг друга, что вызывает перекатывание шариков по наклонным поверхностям гнезда дисков и разжатие их.

Нажимные тормозные диски МТЗ-80, МТЗ-82 прижимаются фрикционными накладками соединительных дисков к неподвижным поверхностям крышки 19 стакана и кожуха тормоза, чем и осуществляется торможение ведущих шестерен конечных передач и колес трактора. В исходное, расторможенное, положение педали и диски возвращаются под действием оттяжных пружин 15 и пружин 3 нажимных дисков.

Механизм привода тормозов трактора МТЗ-80, МТЗ-82 снабжен устройством, позволяющим фиксировать педали в заторможенном положении. Фиксация педалей осуществляется зубчатой защелкой 17, управляемой тягой 10.

При воздействии на тягу, рукоятка которой расположена у правой стенки кабины, защелка 17 поворачивается и входит в зацепление с упором, приваренным к рычагу 16 правойпедали. Применяется фиксация педалей в заторможенном положении для удержания трактора в неподвижном состоянии, т.е. рабочая тормозная система выполняет в данном случае функции стояночной.

Рис. 2. Стояночно-запасная тормозная система тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102

1 - вал; 2 - диск соединительный; 3, 11 - пружины; 4 - диски тормозные; 5, 10, 16 - тяги; 6 - вилка; 7 -кожух; 8, 13, 17, 18 - рычаги; 9- болт регулировочный; 12 - рукоятка; 14 - защелка; 15 - сектор; 19 - кронштейн;

Тракторы МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102 оборудованы автономной стояночно-запасной системой с механическим приводом. Стояночно-запасной тормоз унифицирован с рабочими. Он установлен на кожухе правого рабочего тормоза и состоит из тормозных 4 (рис. 2) и соединительных 2 дисков, находящихся внутри кожуха 7. С помощью шлицевого вала 1, проходящего внутри полой ведущей шестерни конечной передачи, на соединительные диски 2 передается вращение крестовины дифференциала заднего моста.

При перемещении рычага 13 привода на себя тормозные диски 4 поворачиваются один относительно другого, раздвигаются и за счет трения накладок соединительных дисков о нажимные и стенки кожухов происходит торможение.

Для расстормаживания необходимо рычаг 13 переместить от себя (предварительно нажав кнопку рукоятки). Стояночную тормозную систему разрешается использовать в качестве запасной только в случае выхода из строя рабочей.


Универсальная пневматическая тормозная система трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Для работы с прицепами и машинами, оборудованными пневматическим или гидравлическим приводом тормозных механизмов, тракторы комплектуются универсальной пневматической тормозной системой. Пневматическую тормозную систему трактора МТЗ-80, МТЗ-82 применяют также для накачки шин, питания охладителя воздуха в кабине трактора и других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.

Универсальная пневматическая тормозная система трактора МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из: компрессора 1 (рис, 3), регулятора давления 3, ресивера 4, тормозного крана 7, пневмопереходника 8, разобщительного крана 9, соединительной головки 10 и трубопроводов.

Рис. 3. Схема пневматической системы тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

1 -компрессор; 2 -клапан отбора воздуха; 3 - регулятор давления; 4 -ресивер; 5 - краник для удаления конденсата; 6 - манометр; 7 - тормозной кран; 8 - пневмопереходник;

Компрессор трактора МТЗ-80, МТЗ-82 служит для сжатия воздуха и нагнетания его в пневмосистему. Тип компрессора - поршневой, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия, воздушного охлаждения. Он установлен слева на крышке распределительных шестерен двигателя и приводится в действие от шестерни топливного насоса через подвижную промежуточную шестерню 13 (рис. 4) и шестерню, выполненную как одно целое с коленчатым валом 2 компрессора.

Рис. 4. Компрессор пневмосистемы трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 - рукоятка включения; 2 -- коленчатый вал; 3 - шатун; 4 -цилиндр; 5 - поршневое кольцо; 6- головка цилиндра; 7 - нагнетательный клапан; 8 - всасывающий клапан; 9 - поршень; 10 - поршневой палец; 11 - картер; 12 подшипник; 13 - промежуточная шестерня; 14 - ось

Трущиеся поверхности смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями распределения дизеля. При повороте рукоятки 1 промежуточная шестерня 13, перемещаясь, входит в зацепление с шестерней коленчатого вала 2. Возвратно-поступательное движение вала передается поршню 9. При движении поршня вниз воздух из всасывающего коллектора двигателя через соединительный патрубок и всасывающий клапан 8 поступает в цилиндр компрессора.

При движении поршня вверх всасывающий клапан закрывается, и сжатый воздух через нагнетательный клапан 7 и трубопроводы поступает в систему. Когда в ресивере 4 давление воздуха достигает 0,70-0,74 МПа, срабатывает регулятор 3 давления и отключается компрессор. Воздух из компрессора трактора МТЗ-80, МТЗ-82 поступает в окружающую среду через регулятор 3 без противодавления, и благодаря этому давление снижается.

При снижении давления в ресивере до 0,67-0,63 МПа регулятор подключает компрессор, и сжатый воздух снова поступает в систему. Если при выполнении работы пневмосистема не используется, компрессор нужно отключать, чтобы избежать потерь мощности на его привод и избежать износа агрегата.

Регулятор давления пневмосистемы трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен для автоматического регулирования в заданных пределах давления воздуха в системе, а также для очистки воздуха от воды, масла и твердых частиц. В пневматической системе регулятор размещен между компрессором и ресивером и прикреплен к ресиверу с помощью штуцера. Работает регулятор следующим образом. Сжатый воздух от компрессора поступает через входной канал Б к фильтрующему элементу 6 (рис. 5). Далее очищенный воздух, отжимая обратный клапан 27, по штуцеру 28 направляется в ресивер. Одновременно через канал В воздух поступает под диафрагму 13.

Рис. 5. Регулятор давления пневмосистемы МТЗ-80 и МТЗ-82

1,4, 19, 29 и 32 - пружины; 2 - уплотнитель; 3 -седло клапана; 5 - поршень; 6 - фильтрующий элемент; 7 -шток; 8 - клапан; 9 - седло клапана; 10 - корпус; 11 - поршень регулятора; 12 - корпус предохранительного клапана; 13 - диафрагма; 14 - шарик; 15 - пружина регулятора; 16 - сухарь; 17 - верхний корпус; 18 - стержень; 20 - регулировочная крышка; 21 - контргайка; 22 - колпак; 23 - регу­лировочный винт; 24 - клапан отбора воздуха; 25 - корпус клапана; 26 - защитная гайка; 27 - обратный клапан; 28 - штуцер; 30 - разгрузочный клапан; 31 - нижняя крышка; 33 - корпус; А и Д - полости; Б, В и Г – каналы

При повышении давления диафрагма 13 вместе с поршнем 11 регулятора поднимается вверх, сжимая пружины 15. При этом под действием пружины 32 разгрузочный клапан 30 также поднимается вверх и, достигнув внутренней плоскости корпуса 33 разгрузочного клапана, перекрывает выход воздуха из полости Д в атмосферу через зазор между штоком 7 и корпусом 33.

Сжатый воздух по сверлениям в поршне 11 и через зазор, образовавшийся между поршнем 11 и клапаном 8, поступает в полость Д. При давлении 0,72-0,73 МПа поршень 5 разгрузочного клапана вместе с корпусом 33 опускается, открывая выход воздуха из полости А в атмосферу. В этом случае компрессор разгружается, и вместе с воздухом в атмосферу удаляются скопившиеся в полости А конденсат и механические частицы.

Момент срабатывания разгрузочного клапана регулируется крышкой 20. При давлении в системе 0,67-0,63 МПа диафрагма 13, поршень 11 регулятора и шток 7 опускаются, и клапан 8 перекрывает выход воздуха из-под диафрагмы в полость Д, а разгрузочный клапан 30,отодвинувшись от полости корпуса 33, выпускает имеющийся в полости Д воздух в атмосферу.
Под действием пружины 1 корпус 33 разгрузочного клапана вместе с поршнем 5 поднимается и перекрывает выход воздуха в атмосферу из полости А, и компрессор начинает подавать воздух в ресивер.

При давлении 0,85-0,90 МПа срабатывает предохранительный клапан: воздух, преодолевая усилие пружины 19, поднимает шарик 14 клапана и через зазор между регулировочным винтом 23 и стержнем 18 выходит в атмосферу. Если предохранительный клапан срабатывает при давлении, отличающемся от 0,85-0,90 МПа, то его нужно отрегулировать с помощью винта 23 и контргайки 21.

В регуляторе давления трактора МТЗ-80, МТЗ-82 размещен специальный клапан 24 для отбора сжатого воздуха с целью накачки шин и для других нужд. Чтобы использовать клапан, нужно снять защитную гайку 26 и на ее место навернуть гайку шланга отбора воздуха, который входит в комплект инструмента, прилагаемого к трактору.

Тормозная система трактора МТЗ-82, конструктивные особенности и поломки

Тормозная система трактора Беларус состоит из нескольких видов тормозов. Разнообразные тормоза подразделяются на: стоячий, запасной, дублирующий и основной рабочий.

Конечно же, основной рабочий тормоз предназначен для качественной остановки трактора, как собственно и в любом транспортном средстве. В качестве основного средства торможения используется диск. Сухими дисковыми тормозами оборудованы шестерни вала заднего моста справа и слева.

Стояночный тормоз нужен технике для того, чтобы трактор удержался на одном месте, в том числе на склонах и откосах, а также под гнетом тяжелых грузов и материалов. Это может быть и тяжелое навесное дополнительное оборудование.

Если нужно долгое время удерживать машину в одном положении, то для этого предназначен вспомогательный тормоз. Он помогает даже при нахождении на подъемах и уклонах.

В свою очередь запасной тормоз выступает страховщиком, на случай, если основная тормозная система не срабатывает.

Несмотря на довольно простое устройство, тормоз может довольно быстро обездвижить трактор, который может ехать даже с грузом.

Одновременно и данным несложным механизмом случаются неисправности, вызванные рядом причин. Неполадки могут заключаться в следующем:

1. Возможно повышение давления в реверсе. В данном случае это либо компрессорные клапана негерметичны, либо же сложности с поршневыми кольцами компрессора. Также пневматика может стравливать воздух.

2. При нажатии педали наблюдается молниеносное падение давления. В таком случае неисправность может наблюдаться либо из-за дефекта диафрагмы пневматики, или же из-за поломки впускного клапана тормозного крана.

3. Масло в пневматику может поступать выше нормы. Такое наблюдается при износе поршневых колец в самом компрессоре.

4. Шток пневматики замедленно возвращается в изначальное положение. Возможно, повреждены возвратная пружина или пружина тормозных колодок. Также нужно провести осмотр и самого штока.

5. Возникло снижение эффективности тормоза прицепа. В таком случае причин может быть несколько. К примеру, давление в магистрали может быть снижено из-за недостаточного обеспечения тормозным краном. Также именно этот тормозной кран может быть причиной падения давления до нуля. Еще проблема может случиться из-за того, что соединитель тормозных трубок не пропускает достаточное давление, в итоге оно падает до нуля.

6. Регулятор давления слишком часто срабатывает, тем самым не забирая из ресивера воздух. В таком случае скорее всего пневносистема в каком-то месте слишком разгерметизирована. Поэтому в обязательном порядке нужно останавливать машину и устранять разгерметизацию.

Несмотря на то, что тормозная система трактора имеет дублирующие и вспомогательные системы, не следует тянуть с ремонтом основной системы, если в ней есть неисправности. Следствия равнодушия к проблеме могут быть малоприятными. Также следует постоянно проводить и техническое обслуживание трактора. К примеру, пневматику нужно осматривать каждые 960 моточасов. Необходимо проверять ее герметичность, состояние крепления и осуществлять регулировку тормозной системы. Сам же компрессор подпадает под осмотр и чистку каждые 2000 часов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: