Сравнительная характеристика (основные различия)
Примечания | Для оформления приусадебного участка требуется смена категории земель с «с/х назначения» на «земли населённых пунктов»путём установления границ населённого пункта Правительством Свердловской области со сменой вида разрешённого использования (ВРИ) на «личное подсобное хозяйство» путём подачи ходатайства собственниками земельных участков в указанный орган власти субъекта РФ. Не нужно ждать принятия каких-то законопроектов для реализации такого плана, т.к. перевод с/х угодий в составе земель с/х назначения в земли населённых пунктов законодательно закреплён. При этом существенно вырастет земельный налог (примерно в 8-9 раз), однако при максимально возможном размере приусадебного участка в 2,5 гаэта сумма, скорее всего, не превысит 6 250 руб. в год, что значительно ниже, чем расходы на содержание крестьянского (фермерского) хозяйства(КФХ). Кроме того, доходы, полученные от реализации с/х продукции, выращенной и переработанной на приусадебном участке, не облагаются налогом. Предельный максимальный размер приусадебного участка ограничен 2,5 га в собственности одногогражданина. | Для регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства не требуется смена категории земли и вида разрешённого использования (ВРИ), что делает возможным ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на с/х угодьях в составе земель с/х назначения с ВРИ «с/х использование» (код 1.0). Однако строительство жилого дома и иных построек возможно только после принятия законопроектаN762602-7. Кроме того, регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства подразумевает обязанность по сдаче регулярной отчётности и оплате взносов во внебюджетные фонды (пенсионный и обязательного медицинского страхования) и налогов.В 2019 году - 26 545 руб. в пенсионный фонд и 5 840 руб. в фонд обязательного медицинского страхования, т.е. 32 385 руб. в год. Ставка Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) – 6% от дохода. Отсутствие дохода может спровоцировать проверку на использование участка по назначению. Предельный максимальный размер крестьянского (фермерского) хозяйства – не устанавливается. | п. 6 ст. 79 ЗК РФ «Особенности использования с/х угодий»: Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. |
Характеристика | Приусадебный участок (ЛПХ в черте населённого пункта) | Крестьянское (фермерское) хозяйство | Садоводство (код 13.2) |
Назначение | ü Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); ü производство сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей; ü размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; ü содержание сельскохозяйственных животных. Реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью. | ü Форма предпринимательской деятельности, осуществляющей производство, переработку, хранение, транспортировкуи реализацию сельскохозяйственной продукции. Следующий пункт будет введён только после принятия законопроекта N 762602-7↓↓↓ üСтроительство и эксплуатация фермерского дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения при соблюдении требований земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также следующих условий: а) земельный участок находится в собственности крестьянского (фермерского) хозяйства либо членов крестьянского (фермерского) хозяйства; б) общая площадь фермерского дома составляет не более 600 кв. метров; в) площадь застройки под фермерским домом составляет не более 5 % от общей площади земельного участка; г) в гражданском обороте фермерский дом не отделим от земельного участка; д) закрытие КФХ не освобождает от обязанности использовать земельный участок по назначению. | ü Осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; ü размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), хозяйственных построек и гаражей. Не предполагает содержание с/х животных. |
Максимальный размер | Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, - 2,5 гектара. | Предельные размеры (минимальные и максимальные): минимальные не устанавливаются, максимальные - 10 %от общей площади с/х угодий, расположенных на указанной территории. | Предельные размеры (минимальные и максимальные) прописываются в градостроительном регламенте. Минимальный размер участка - 0,06 га, максимальный – не установлен. |
Кадастровая стоимость | с. Окулово – до 124,29 руб. за м2, Взяв максимальную стоимость земли из ближайшего к Радосвету села (125 руб. за м2) можно вычислить ориентировочную стоимость земли, отнесённой к приусадебному участку: 1 250 000 руб. за 1 га. | Кадастровая стоимость остаётся неизменной, т.к. в этом случае остаётся ВРИ – «с/х использование» (код 1.0) – до 94 000 руб. за 1 га. | На землях с/х назначения кадастровая стоимость садового участка (на примере СТ №22 АО 'СинТЗ', у п.Степной) – 17,2 руб. за м2 (172 000 за 1 га). |
Земельный налог | 0,2% от кадастровой стоимости в год согласно Решению Думы Каменского городского округа «Об установлении земельного налога на территории МО "Каменский городской округ"от 22 ноября 2012 г. N 65 (в ред. от 24.10.2019N 420). Предусмотрены льготные категории граждан, полностью освобождающиеся от уплаты этого налога. До 2 500 руб. за 1 га в год. | 0,3% от кадастровой стоимости в год согласно Решению Думы Каменского городского округа «Об установлении земельного налога на территории МО "Каменский городской округ" от 22 ноября 2012 г. N 65 (в ред. от 24.10.2019N 420). Предусмотрены льготные категории граждан, полностью освобождающиеся от уплаты этого налога. До 282 руб. за 1 га в год. | 0,2% от кадастровой стоимости в год согласно Решению Думы Каменского городского округа «Об установлении земельного налога на территории МО "Каменский городской округ" от 22 ноября 2012 г. N 65 (в ред. от 24.10.2019N 420). Предусмотрены льготные категории граждан, полностью освобождающиеся от уплаты этого налога. Около 344 руб. за 1 га в год. |
Управление | Осуществляется сельской администрацией, а также возможно создание жителями поселения ТОС (территориального общественного самоуправления). | Осуществляется главой фермерского хозяйства. | Осуществляется через общее собрание членов садового некоммерческого товарищества. |
Прописка | В обычном порядке через местное отделение УФМС России. | Прописка в фермерском доме пока не предусматривается. | После 1 января 2019 года можно прописаться в доме на садовом участке в черте населённого пункта в обычном порядке через местное отделение УФМС России. На садовом участке на с/х землях возможна прописка, только если жилой дом был построен и зарегистрирован до 2019 года. |
Государственная поддержка | Субсидирование части затрат по обслуживанию краткосрочных и инвестиционных кредитов для развития ЛПХ, а также согласно концепции развития России до 2020 и 2050 годов, государство взяло на себя обязательства: дополнительно финансировать бюджетную сферу сельских населенных пунктов и производственных предприятий. Возможность использовать материнский капитал для строительства жилого дома (в том числе собственными силами). | Действует госпрограмма «Начинающий фермер», а также ряд других программ. | Планируется возможность использовать материнский капитал для строительства жилого дома на садовом участке (в том числе собственными силами). |
Разрешение на строительство | В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется разрешение на строительство: üгаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; ü объектов индивидуального жилищного строительства (жилого дома) - отдельно стоящего здания с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; üобъектов, не являющихся объектами капитального строительства; üстроений и сооружений вспомогательного использования. Необходимо лишь уведомление в орган местного самоуправления о начале строительства и об окончании строительства. | Строительство будет разрешено только после принятия законопроекта N 762602-7. В соответствии с ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не требуется разрешение на строительство: üгаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; ü объектов индивидуального жилищного строительства (жилого дома) - отдельно стоящего здания с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; üобъектов, не являющихся объектами капитального строительства; üстроений и сооружений вспомогательного использования. Необходимо лишь уведомление в орган местного самоуправления о начале строительства и об окончании строительства. | В соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется. Необходимо лишь уведомление в орган местного самоуправления о начале строительства и об окончании строительства. |
Кем утверждается | Правительством субъекта Федерации (в нашем случае Свердловской области). | Налоговой службой при регистрации физическим лицом (главой фермерского хозяйства) крестьянского (фермерского) хозяйства. | Главой органа местного самоуправления (в нашем случае Каменского городского округа) либо самостоятельно (при утверждённых Правилах землепользования и застройки). |