Взаимодействие речевого и поведенческого этикета




 

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определённые манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости.

В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать прямых отрицательных оценок личности собеседника. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении. С практической стороны подобные черты речевого поведения неуместны, т.к. никогда не способствуют достижению желаемого результата в общении.

Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения вашего собеседника. Эти факторы определяют степень официальности общения, выбор этикетных формул, круг подходящих для обсуждения тем.

Необходимо поставить в центр внимания партнёра по общению, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме.

Нормы общения определяют и поведение слушающего.

Во-первых, необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека.

Слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать всё внимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время. В официальном общении совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания. Как и говорящий, слушающий ставит в центр внимания своего собеседника, подчёркивает свою заинтересованность в общении с ним. Следует также уметь вовремя высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос.

Нормы этики и этикета касаются и письменной речи.

Важным вопросом этикета делового письма является выбор обращения. Для стандартных писем по формальным или незначительным поводам подходит обращение «Уважаемый г-н Петров!». Для письма к вышестоящему руководителю, письма-приглашения или любого другого письма по важному вопросу желательно использовать слово «многоуважаемый» и называть адресата по имени и отчеству.

В деловых документах необходимо умело использовать возможности грамматической системы русского языка. Так, например, действительный залог глагола используется, когда необходимо указать действующее лицо. Страдательный залог стоит употреблять тогда, когда факт совершения действия важнее, чем упоминание лиц, совершивших действие.

Совершенный вид глагола подчёркивает законченность действия, а несовершенный указывает на то, что действие находится в процессе развития.

В деловой переписке имеет место тенденция избегать местоимения я. Первое лицо выражается окончанием глагола.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Литературный язык - высшая форма национального языка, поэтому каждому носителю языка необходимо овладеть всеми его нормами.

Норма - это не только правило, отражающее закономерности развития языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей. Но знания одних только норм недостаточно для полноценного общения, надо научиться выражать свои мысли ясно, точно, логично.

В правильной и чистой речи не должно быть элементов, чуждых литературному языку, таких как диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты, вульгаризмы, или отвергаемых нормами нравственности.

Важно также расширять свой словарный запас, чтобы в речи не было пауз, которые часто заполняют словами-паразитами. Кроме того, исчезнет необходимость прибегать к жаргонным и просторечным словам, если на слуху будут их литературные синонимы.

Кроме того, при словоупотреблении необходима точность (логическая, предметная, понятийная).

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акишина А.Я., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1983., -181 с

. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов; / под ред. Л. А. Введенской. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 544 с.

. Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. - М.: Флинта: Наука, 2008

. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М: Логос, 2012. - 432 с.

. Кожина М.Н., Стилистический энциклопедический словарь русского

языка, 2006 - 696 с

. Культура русской речи: учеб. для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001. - 560 с.

7. Русский язык: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин [и др.]. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 768 с.

. Розенталь, Д. Э. Русский язык: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. - М.: Дрофа, 2001. - 368 с.

9. Невежина М.В. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005. - 351 с.

. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 383 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: