На тему: Точность словоупотребления. Речевой этикет




РЕФЕРАТ

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

на тему: Точность словоупотребления. Речевой этикет

 

Работу выполнила:

Студентка 1-го курса ФЭФ

Группы 2214

Минина Виктория Валерьевна

Работу проверила: старший преподаватель

Маркова Светлана Владимировна

 

Санкт-Петербург, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Реализация этикетных форм

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

Заключение

Список использованной литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Русский язык велик и могуч, в его лексике десятки тысяч слов. Однако при этом наша речь может быть бедна и невыразительна. Причиной этому может послужить наше неумение или нежелание выбрать из множества слов самое нужное, которое точно передает нашу мысль. Ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться.

Неправильный выбор лексического эквивалента объясняется тем, что мы берем слова из определенной тематической группы, не анализируя точного их значения. Данный факт оборачивается неясностью высказывания, а иногда и полным абсурдом.

В активном запасе каждого человека должно быть большое количество синонимов, чтобы избежать неоправданного повторения одного и того же слова в тексте. Правильность словоупотребления зависит от многих языковых факторов. В первую очередь, необходимо знание языковых норм современного русского литературного языка. Кроме того, правильной речи необходима точность.

 


1. ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

речевой этикет общение

Точность − это такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия.

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли он законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи предполагает следующее:

) умение ясно мыслить (логическая точность);

) знание предмета речи (предметная точность);

) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

. Умению ясно мыслить учит логика. Каждому необходимо иметь представление о понятии, суждении, умозаключении как основных единицах мышления. Понятие − форма мысленного обобщения предметов по их специфическим признакам. Оно не совпадает с образом вещи в нашем восприятии и содержит только самые характерные признаки предмета, явления. В языке понятие выражено словом.

Следующая ступенька мышления - это суждение. Оно связывает понятия между собой, ведь и предметы, и явления не существуют в мире сами по себе - между ними есть определенные связи. В языке суждение выражено простым предложением утверждающего или отрицающего характера («Снег идет» или «Снег не идет»). Суждение устанавливает самый простой вид связи между понятиями, в реальном мире эти связи многогранны и очень сложны, поэтому необходимо подниматься на новую ступень мышления, учиться создавать умозаключения.

Умозаключение связывает два или несколько суждений («Наступила зима, и выпал снег»). Умозаключение в языке выражено сложным предложением. Оно может быть истинным или ложным в зависимости от того, насколько точно человек может установить реальные взаимоотношения предметов и явлений в мире.

. Предметная точность опирается на глубокое знание говорящим свойств предмета, явления, о котором он собирается рассказать слушателям.

Отсутствие предметной точности недопустимо. Основой предметной точности могут стать только обширные знания.

Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность.

. Понятийная точность - непременное условие создания грамотного письменного или устного высказывания. Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи.

Таким образом, необходимо употреблять слова в свойственном им значении, не допускать плеоназмов (включение в речь лишних, избыточных по смыслу слов), осторожно использовать паронимы (слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению: абонент - абонемент; осудить - обсудить; невежа - невежда и т. д.), омонимы, т. е. слова, различные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию, иначе их употребление может привести к смысловой неточности, двузначности высказывания.

Точное словоупотребление предполагает знание системы лексических значений. Употребление слова не в строгом соответствии с теми значениями, которые за ним закреплены в системе литературного языка, является одной из основных причин нарушения точности речи. Например, слово «первоочередной» в литературном языке имеет значение «требующий выполнения, осуществления в первую очередь, неотложный». Например: «В большинстве эти дела были важные, хотя и не первоочередные» (В. Катаев); В предложении же «Учебе молодых специалистов уделяется первоочередное внимание» данное слово употреблено не в соответствии с его литературным значением (здесь можно употребить: основное, главное).

 


2. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

 

Речевой этикет - совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение регулируется социальной иерархией, национальной культурой и этикетом. В социальных контактах для поддержания общения в нужной тональности употребляются этикетные формулы - разноуровневые языковые единицы (полнознаменательные словоформы, слова неполнознаменательных частей речи (частицы, междометия), словосочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах).

Другими словами, речевой этикет − это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: «Умный не говорит, невежда не даёт говорить». «Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай». Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: «Отвечает, когда его не спрашивают». «Глухой слушает, как немой речь говорит». Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: «Все беды человека от его языка». «Корову ловят за рога, людей за язык». «Слово − стрела, выпустишь - не вернёшь». «Мелет с утра до вечера, а послушать нечего».

• Тактичность − это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

• Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

• Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность.

• Выдержанность − умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

• Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

 

Реализация этикетных форм

 

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

Этикет предлагает несколько возможных формул:

• «Разрешите с вами познакомиться».

• «Я хотел бы с вами познакомиться».

• «Будем знакомы».

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

• «Разрешите представиться».

• «Меня зовут... »

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

• «Здравствуйте!»

• «Добрый день!»

Неофициальные формулы приветствия:

• «Привет!»

• «Здравствуй!»

Формулы, используемые в конце общения, выражают пожелание:

• «Всего доброго!»

• «До завтра», «До вечера», «До свидания».

В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

Приглашение:

• «Позвольте пригласить вас… »

• «Будем рады видеть вас… »

Поздравление:

• «Разрешите поздравить вас с… »

• «Примите мои искренние поздравления… »

Выражение просьбы:

• «Если вам не трудно… »

• «Будьте любезны… »

• «Не могу ли попросить вас… »

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: