Внимание ребята, вам необходимо по ходу урока заполнить таблицу задания № 3. Анализ таблицы мы проведем в конце обсуждения всей темы.




План-конспект урока по истории

Дата проведения: 20.03.2008

Место проведения: кабинет № 14 Лаганской средней школы № 3

Класс: 11 «б»

Преподаватель: Утешева Виктория Викторовна

 

Проблемный семинар

«Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма проведения: урок - семинар

Цели и задачи урока:

1. Помочь учащимся глубже осознать эпоху «оттепели» и «застоя»

2. Обобщение знаний учащихся о деятельности Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева в политической, социально-экономической, духовной областях.

3. Определение основных черт и характера эпохи «оттепели» и «застоя».

4. Продолжение формирования умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественными и учебными произведениями, оценивать события.

5. Содействие развития умения находить в известном неизвестные стороны и детали, дополнять полученные знания новыми фактами, выстраивать хронологические ряды и образно обозначать даты.

6. Способствование развития интеллектуальных умений анализировать материал, делать резюме, выбирать главное из перечня, обосновывать свой выбор.

7. Развитие склонностей к сравнению, сопоставлению событий прошлого и настоящего.

8. Направить учащихся на свободный, осознанный выбор личностной патриотической позиции.

9. Развитие возможности учащихся быть соавтором урока.

Образовательные:

Расширение и закрепление понимания противоречивого отношения власти в политической, социально-экономической и духовной жизни общества

Развивающие:

Продолжить развитие умения работать с дополнительной справочной литературой, с историческими документами. Развитие мыслительной способности учащихся, навыков коллективного труда.

Воспитательные:

Изучая историю нашей Родины в данный период, развить у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам, осмыслить ошибки прошлого, а также воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

Учебное оборудование: медиапроектор; карточки с заданиями.

Оформление доски: тема урока, план урока, фото Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, домашнее задание.

План урока

1. Хрущев и Брежнев: борьба за власть

2. Социально-экономическое развитие

3. Международные отношения и внешняя политика

4. Полемика оппонентов. Положительное и отрицательное в деятельности Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева.

 

« Не следует с проклятием бранить

Того, кто по ошибке сделал зло,

Хотя, мечтал добро распространить»

(Д.Кугультинов)

Ход урока

I. Организационный момент

Я рада новой встрече с вами,

Мы снова вместе – вы и я.

Начинаем наш урок – он для вас,

Я желаю всем удачи, в добрый час.

Дорогие друзья, сегодня мы проводим урок-семинар по теме «Н.С.Хрущев и Л.И.Брежнев: судьба эпохи». Эпиграфом урока нам послужат слова Д.Н.Кугультинова:

«Не следует с проклятием бранить

Того, кто по ошибке сделал зло,

Хотя, мечтал добро распространить»

Теперь давайте перелистаем страницы истории и перенесемся во времена правления Никиты Сергеевича Хрущева и Леонида Ильича Брежнева. Правление каждого их них это целая эпоха, говорить о каждом можно часами, но наше временное пространство 1 урок. Прежде, чем приступить к работе, нами были созданы 2 рабочие группы – это сторонники Н.Хрущева и сторонники Л.Брежнева. Задания и вопросы каждой группы будут касаться только их временного пространства. Мы попытаемся рассмотреть политическое, социально-экономическое и духовное развитие в период «оттепели» и «застоя».

В начале, ребята давайте проведем небольшую разминку на знание хронологии и выполним задание № 1. Каждой группе необходимо из общего списка в хронологической последовательности расположить те события, которые соответствуют их периоду.

Ключи к заданию № 1: 1 группа - 15.12,5,3,10,1,2,6

2 группа – 7,8,9,11,4,13,14

Хорошо. Молодцы, ребята.

 

Теперь перейдем к основным вопросам урока. Сейчас мы должны поговорить о Н.С.Хрущеве и Л.И.Брежневе, назвать характерные черты исторических личностей и описать их борьбу за власть.

Задание № 2. Назовите характерные черты исторических личностей и опишите их борьбу за власть.

Давайте послушаем выступление 1 группы, сторонников Н.Хрущева.

1 группа. Примерный ответ учащихся: Хрущев показал не меньше стратегических талантов, чем Сталин, когда боролся за власть в Кремле. Его тоже поначалу никто всерьез как преемника вождя народов не воспринимал.

С 1944 по 1949 гг. Никита Сергеевич работал председателем Совнаркома Украинской ССР, где занимался восстановлением разрушенной в войну экономики республики. Затем его назначили первым секретарем Московского обкома и секретарем ЦК. Вплоть до самой смерти Сталина Хрущев был близким помощником вождя. Во время ночных застолий в Кунцеве на даче Сталина Хрущев ходил в украинской косоворотке и плясал по его просьбе гопака, изображал простого парня, который не рвется к власти.

В марте 1953 г. Сталин умер. Власть перешла к членам Президиума ЦК, но фактически реальными рычагами управления обладали председатель Совмина Маленков, секретарь ЦК Хрущев и министр госбезопасности Берия. Последний имел больше шансов захватить лидерство (собственно, именно его подозревали в авторстве заговора против Сталина). Хрущев подговорил Маленкова, который был в хороших отношениях с Берией, устранить Лаврентия Павловича. Тот согласился с условием, что "надо сделать так, чтобы не получилось хуже". Потом Хрущев договорился с Ворошиловым, Кагановичем и Жуковым, который так ответил на просьбу арестовать Берию: "Никита Сергеевич, я жандармом никогда не был, но эту жандармскую миссию выполню с большим удовольствием".

Хрущев велел маршалу прибыть в Кремль с верными офицерами и дождаться в приемной сигнала. Арест Берии произошел на заседании Президиума ЦК. Берия был арестован и расстрелян. Маленков, достаточно опрометчиво поверивший в единство заговорщиков, был постепенно отстранен от руководства, Хрущев избран Первым секретарем ЦК, то есть, признан преемником Сталина. Одним из первых его дел была массовая реабилитация политзаключенных. Затем он сделал все для того, чтобы развенчать культ Сталина, его доклад, прочитанный 24 февраля 1956 г. на закрытом заседании ХХ съезда (чтобы дискредитировать Молотова, Маленкова, Кагановича) произвел эффект разорвавшейся бомбы. Хрущев до последних дней считал этот поступок своей главной заслугой.

 

Спасибо за выступление. Теперь послушаем сторонников Л.Брежнева

2 группа. Примерный ответ учащихся: В молодости Брежнев был обаятельным, располагал к себе людей. Впоследствии он понял, что обаяние – это очень сильный фактор в политике, и много пользовался им. После войны Сталин обратил внимание на молодого партийца, генерала, который работал над задачей возрождения Приднепровья. С 1950 г. ему поручили самостоятельный участок – выдвинули на пост первого секретаря ЦК КП Молдавии, в 1952 г. избрали в состав ЦК КПСС, кандидатом в члены президиума и секретариата ЦК. По слухам, Сталин так сказал о Брежневе: "Какой красивый молдаванин".

Затем Хрущев поручил Брежневу поднимать целину. После ХХ съезда он курировал ВПК и космос, получил первую звезду Героя. Когда Клим Ворошилов ушел на пенсию, Леонид Ильич стал председателем Президиума Верховного Совета. После ухода Ф.Козлова, поссорившегося с Хрущевым, Брежнев стал секретарем ЦК.

Заговор против Хрущева созрел в тот момент, когда страна уже устала от его реформ, народ хотел стабильности, а не пустых обещаний того, что "нынешнее поколение будет жить при коммунизме". Он провел реформу государственной и партийной власти (надеясь ослабить власть аппарата), от которой бюрократизм только возрос.

Кроме того, Хрущев не был "вождем", лидером в полном понимании этого слова – он был несолидным и даже смешным.

В итоге элита пошла на беспрецедентный шаг. В 1964 г. на октябрьском пленуме ЦК Хрущева его освободили от обязанностей Первого секретаря ЦК и других партийных и хозяйственных должностей. Изначально на Брежнева ставили как на промежуточную фигуру, главными игроками были Шелепин, Суслов, Семичастный. Хрущев был все же сильным противником, прошедшим сталинскую выучку, самостоятельно участвовавшим в заговорах. Решающая роль в смещении Хрущева принадлежала Брежневу и Подгорному.

Возвращаясь с заседания Политбюро, на котором его избрали Генсеком, Брежнев говорил Косыгину: "При Сталине люди боялись репрессий, при Хрущеве – реорганизаций и перестановок. Народ не был уверен в завтрашнем дне, поэтому советский народ должен получить в дальнейшем спокойную жизнь для плодотворной работы". Своей цели он достиг, только потом эту "спокойную жизнь" историки назовут "периодом застоя".

После успешного заговора Брежнев постепенно избавился от сильных союзников, которые могли помешать его единоличной власти: лишил постов Шелепина, Воронова, Мазурова, Шелеста, Полянского, Семичастного. Он сформировал свою команду, состоящую из выходцев из родного Днепропетровска.

Хрущев в политику не вернулся, сразу после пленума с ним случился сердечный приступ. Он увлекся фотографией, работал в саду, диктовал воспоминания, то есть жил тихой жизнью пенсионера.

Спасибо, ребята.

 

В своих выступлениях вы немного затронули тему реформ, что является немаловажным в развитии государства. Давайте более подробно рассмотрим реформы периода «оттепели» и «застоя».

Внимание ребята, вам необходимо по ходу урока заполнить таблицу задания № 3. Анализ таблицы мы проведем в конце обсуждения всей темы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: