1. Результатом экспедиции Г.Миллера во второй половине ХVIII века явился труд
«Сибирская история»,которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза.
2. Серьёзным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта ХVIII в. Татикара.
3. Политическую историю казахской государственности ХVIII века воссоздает
поэтическое наследие Бухар жырау.
4. Один из лучших вариантов «Козы Корпеш – Баян-Сулу» принадлежит акыну ХVIII века Жанаку.
5. В 1841 году в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа.
6. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям
восстания И.Тайманову и М.Утемисову выражал В.Даль.
7.В повести «Бикей и Мауляна» В.Даль описал жизнь казахов оренбургского края.
8. Для подготовки переводчиков и чиновников из коренного населения в 1789 году была открыта «Азиатская школа».
9. В ХIХ веке воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья – Суинбай.
10. Лучшее учебное заведение Сибири – Сибирский кадетский корпус, где учился
Шокан Уалиханов, находился в городе Омске.
11. Труды известного востоковеда Н.Березина побудили заняться изучением восточных средневековых хроник Ш.Уалиханова.
12. Годы жизни Ш.Уалиханова – 1835-1865 гг.
13. Имя, данное при рождении Ш.Уалиханову, Мухаммед-Канапия.
14. Украинский кобзарь Т.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на Мангышлаке.
15. Владел казахским языком, собирал произведения народной литературы и опубликовал труд «Образцы народной литературы тюркских племён», академик В.Радлов.
16. Записал эпический цикл «Манас», тем самым сохранил его для киргизов -
Ш.Уалиханов.
17. По силе таланта среди казахских поэтов первой половины ХIХ века на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета Утемисова.
|
18. В 1833 году А.Пушкин был в Оренбурге для сбора материалов о пугачевском
восстании.
19. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной
комиссии И.Алтынсарин.
20. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая Кунанбаева является «Гаклия».
21. Достижением Ы.Алтынсарина в развитии женского образования в Казахстане
является открытие школы-интерната для казахских девочек в Иргизе.
22. В 1833 году в городе Уральске сделал записи казахской поэмы «Козы Корпеш – Баян-Сулу» А.Пушкин.
23. Трёхтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» принадлежит русскому учёному первой половины ХIХ в. А.Левшину.
24. В 1848-1849 гг. для изучения Аральского моря была направлена экспедиция
под командованием капитан-лейтенанта Бутакова.
25. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в
дружбе с русским народом.
26. В конце ХIХ века распоряжениями военных губернаторов закрывались мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка.
27. Для борьбы с распространением ислама в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе.
28. В конце ХIХ века от5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на просвещение.
29. Казахской тематике посвятил свои значительные произведения художник Н.Хлудов.
30. Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания
|
1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы.
31. Ссыльные декабристы и петрашевцы оказали влияние на формирование
мировоззрения композитора, поэта-публициста Жаяу Муса.
32. Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки
второй половины ХIХ века – Курмангазы.
33. На стихи Алтынсарина «Кел, балалар, окылык» музыку сочинил Жаяу Муса.
34. В 40-х гг. ХIХ века написана и переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки поэма «Киргиз»(«Казах») польского революционера Зелинского.
35. Автор «Заметок о происхождении родов Средней киргизской орды», опубликованный в издании статистического комитета в 1900 году – Абай Кунанбаев.
36. Первый сборник произведений А.Байтурсынова вышел в 1911 году в Оренбурге
под названием «Маса».
37. Шакарим Кудабердыев был среди наиболее талантливых учеников Абая.
38. В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале ХХ века велика заслуга журнала «Айкап».
39. Поэт начала ХХ века, пропагандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о народных батырах – Н.Байганин.
40. С 1913 по 1917 гг. А.Байтурсынов был редактором газеты «Казах».
41. Кюйши-композитор, кобызист второй половины ХIХ века, возродил традиции кобыза От музыки Коркута – Ыкылас Дукенулы.
42. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, который демонстрировал историю края и быт населения был открыт в 1831 году в Оренбурге.
43. Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве
солдата в город Семипалатинск.
44. Из произведений классика казахской инструментальной музыки Курмангазы
|
Сагырбайулы сохранились 60 кюев.
45. Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара» является результатом
путешествия Шокана Уалиханова в Кашгарию.
46. В начале ХХ века пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений, в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.
47. В 1896 году в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских
стипендиатов только от Тургайской области.
48. В конце ХIХ века правительство видело рассадников «пантюркизма и панисламизма» в преподавательском составе мектебов и медресе.
49. Основоположником женского образования в Казахстане является Ы.Алтынсарин.
50. Годы жизни основателя письменной казахской литературы, поэта-просветителя
Абая Кунанбаева – 1845-1904.
51. В 1879 году Ыбрай Алтынсарин был назначен инспектором школ Тургайской области.
52. Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 году решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство.
53. Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначена для казахских детей, обучающихся в русско-казахских школах.
54. Поэты-свидетели трагических событий первой трети ХVIII века в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии.
55. Аблай, Богенбай и другие яркие личности ХVIII века занимают центральное место в произведениях поэта Таттикары.
56. В 1841 году в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на русском и татарском языках.
57. В 1883 году в Семипалатинске была открыта первая в Казахстане общественная
библиотека.
58. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске
Оренбургской губернии.
59. Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй
половине ХIХ века является одним из направлений деятельности И.Алтынсарина.
60. Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХ века русско-казахских школ и училищ – подготовить служащих для колониальной администрации.
61. В первой половине ХIХ века в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке.
62. Сведения об участии казахов в крестьянской войне 1773-1775 гг. содержатся
в «Истории Пугачёвского бунта» А.Пушкина.
63. Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и
истории казахов вызвал труд Пушкина – «Пугачёвский бунт».
64. В 40-х гг. ХIХ века изучением водного бассейна Каспия и Арала занимались
экспедиции Бутакова и Карелина.
65. Махамбет Утемисов в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге в качестве воспитателя ханского наследника.
66. Своеобразной летописью восстания 1836-1838 гг. являются стихи Махамбета
Утемисова.
67. Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса»Козы Корпеш – Баян Сулу» был записан Шоже Каржаубайулы.
68. Во второй половине ХIХ века на ход изучения Казахстана русскими учеными
повлияли потребности освоения богатств края.
69. Историю Казахского ханства в ХV-ХVI вв. и историю Младшего жуза в середине ХVIII века написал русский ученый В.Вельяминов-Зернов.
70. Украинский кобзарь Т.Шевченко в стихотворении «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца.
71. В 1847 году 12-летний Шокан Уалиханов поступил учиться в Сибирский кадетский корпус.
72. В 1853 году в офицерском звании корнета закончил Омский кадетский корпус
18-летний Шокан Уалиханов.
73. Анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана
содержится в фундаментальном труде Ш.Уалиханова «О состоянии Алтышара».
74. Последний труд Ш.Уалиханова, опубликованный в 1865 году, посвящен
восстанию дунган в Цинской империи.
75. За огромный вклад в исследование народов Центральной Азии, заслужил мировое признание казахский учёный второй половины ХIХ века Ш.Уалиханов.
76. Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создание специальных учебных заведений по подготовке толмачей(переводчиков).
77. Ограничения, наложенные правительством на получение образования в мектебах и медресе в Казахстане было проявлением борьбы с распространением ислама.
78. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое
разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.
79. В 1789 году была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.
80. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 года было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях.
81. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с
мусульманством в восточной части России» 1867 года, принятые Оренбургским
губернатором.
82. Концепция о двух процентной грамотности казахского народа в конце ХIХ века
учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и
русско-казахских школах.
83. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений.
84. Правительственное решение от 26 марта 1870 года «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесло изменения в деятельность религиозных школ.
85. В конце ХIХ века в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности
мектебов и медресе, санкционировались советов биев.
86. В конце ХIХ века при инспектировании религиозных школ(мектебов и медресе)
внимание чиновников уделялось, прежде всего, на преподавание русского языка.
87. В конце ХIХ века мектебы и медресе, где не было налажено преподавание
русского языка, закрывались распоряжением военных губернаторов.
88. В 1857 году Ыбырай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью.
89. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал аграрную политику
царизма.
90. В 1879 году Ыбырай Алтынсарин был назначен инспектором школ в Тургайской
области.
91. Ыбырай Алтынсарин в своем завещании оставил принадлежащие земли в пользование сельскохозяйственной школы Тургая.
92. Вытеснению арабской графики из казахской письменности способствовало
учебное пособие Ыбырая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия».
93. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником письменной казахской литературы.
94. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи
слышатся в кюе Курмангазы «Сары Арка».
95. Кюйши-композитор второй половины ХIХ века, основоположник лирического
направления в домбровой музыке – Даулеткерей Шыгайулы.
96. На формирование взглядов Даулеткерея Шыгайулы повлияло восстание 1836-1838 гг.
97. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта
Биржан-сал Кожагулулы оказала встреча с Абаем.
98. Композитор, поэт-публицист второй половины ХIХ века, автор текстов и музыки
70 песен – Жаяу Муса.
99. Ахан серэ Корамсаулы – автор песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер».
100. После поражения восстания 1825 года декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе в крепости по Иртышу и на Оренбургскую линию.
101. После поражения восстания 1825 года, декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе и в города Северного Казахстана.
102. Получил разрешение от коменданта Бухтармы лечить местных жителей участник восстания 1825 года в России, декабрист М.Муравьев-Апостол.
103. В собрании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе, открытом
В 1831 году, активное участие принимал хан Жангир.
104. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 году в Оренбурге, демонстрировал историю края и быт населения.
105. Ф.М.Достоевский, находясь в Семипалатинске, встретился и высоко оценил
научные поиски молодого ученого Уалиханова.
106. В первой половине ХIХ века распространению идеи русского демократического
движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.
107. Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины ХIХ века – приток участников освободительных движений.
108. Во второй половине ХIХ века большой вклад в организацию дела просвещения
Казахстана внесли политические ссыльные.
109. Во второй половине ХIХ века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше.
110. Друг великого Абая, польский революционер С.Гросс сведения для своего
исследования «Материалы по юридическим обычаям киргизов» собирал в
Семипалатинской области.
111. В 80-х гг. ХIХ века на общественную жизнь Казахстана благотворно повлияла
Ссылка на территорию Акмолинской и Семипалатинской областей народовольцев.
112. В 80-х гг. ХIХ века в городах Казахстана, невзирая на полицейский надзор,
организовывались народовольческие кружки.
113. В конце ХIХ века наибольшая концентрация политических ссыльных в Казахстане
наблюдалась в Акмолинской и Семипалатинской областях.
114. По предложению политических ссыльных, в 1884 году А.Кунанбаев был избран
членом Семипалатинского областного статистического комитета.
115. В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической
жизни казахского народа весомой была роль созданных в 80-х гг. ХIХ века
областных статистических комитетов.
116. В 90-х гг. ХIХ века в крупных городах Казахстана открылись несколько публичных
библиотек по инициативе ссыльных революционеров.
117. На становление периодической печати Казахстана в конце ХIХ века оказали влияние
политические ссыльные.
118. В сборе, систематизации материалов и написании многотомного исследования
«Материалы по киргизскому землепользованию» был казахский учёный
А.Букейханов.
119. В начале ХХ века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали
содействие отделы Русского географического общества.
120. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры
М.Дулатова, Ш.Кудабердиева и других впервые были изданы в начале ХХ века.
121. В начале ХХ в. Казахстане развивается книгоиздательское дело, в 1909 году впервые
вышли избранные произведения великого мыслителя Абая Кунанбаева.
122. С 1917 года официальным печатным органом организации «Алаш» становится
газета «Казах».
123. Ш.Кудабердиев – автор поэм «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек».
124. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 году, создавал ограничения и
препятствовал деятельности в Казахстане конфессиональных учебных заведений.
125. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 году, положил начало открытию в
Казахстане смешанных русско-казахских школ.
126. Являясь «рупором» царизма начала ХХ века, затрагивал проблемы и казахского
народа – официальный печатный орган областных губернаторов «Областные
Ведомости».
127. В начале ХХ века готовило преподавательские кадры одно из самых крупных
учебных заведений – Туркестанская учительская семинария.
128. Казахская культура начала ХХ века развивалась как часть мирового культурного
процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием кочевой жизни.