Тема урока: «Права потребителей».





Михайлевская Елена Александровна

учитель МБОУ СОШ № 4 г.Белгорода

 

Урок права в 11 классе (социально-гуманитарный профиль)

Тема урока: «Права потребителей»

УМК

Программа - Право. Основы правовой культуры, 10-11 классы, профильный уровень. Певцова Е.А., Козленко И.В., 2006

Учебник - Право. Основы правовой культуры, 11 класс, Певцова Е.А., М: Русское слово, 2006

Тип учебного занятия(в соответствии со структурой урока, его содержательных компонентов) – урок изучения нового материала.

 

Форма проведения (в соответствии с основным способом подачи нового материала): урок – лабораторное занятие (учащиеся работают с текстом «Закона о защите прав потребителей», выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность – мультимедийная презентация).

 

Цели урока – создание условий:

- для формирования представления об основных правах потребителя в соответствии с «Законом о защите прав потребителей»;

- для развития умения самостоятельной работы с документами актового характера: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать;

- для повышения потребительской культуры школьников, осознанию учащимися собственной потребительской позиции.

Оборудование:

- текст «Закона о защите прав потребителей» на каждой парте;

- раздаточный материал «Азбука потребителя» и ситуационные задачи у каждого ученика;

Учитель: В рамках программы улучшения качества жизни населения Белгородской области с 1 октября по 1 декабря 2008 года проводится акция «Не покупайся!», направленная на защиту прав потребителей. Подробную информацию об этой акции можно найти на сайте Белгородской государственной универсальной научной библиотеке. Акция призывает не покупать товары там, где нарушаются права потребителей, а если такой факт был, то заполнить купон потребительской претензии, которая будет обязательно рассмотрена. Вы, наверное, обратили внимание, что мы очень часто говорим фразу: «Потребитель имеет право!». Практически во всех сводах законов с древнейших времен были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Первый из известных нам примеров такого рода – законы вавилонского царя Хаммурапи (18 век до нашей эры). Например; вот что говорилось по поводу некачественной работы:

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

 

Тема урока: «Права потребителей».

Почему необходимо защищать права потребителей?

(коллективное обсуждение вопроса):

- потребитель чаще всего непрофессионал

- разобщен

- чаще всего юридически безграмотен.

 

В 1962 году президент США Джон Кеннеди, выступая перед Конгрессом, сформулировал основные права потребителей, соблюдение которых должно гарантировать государство:

l право на безопасность

l право на информацию

l право на выбор

l право быть услышанным

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», в которой к перечисленным выше правам потребителей добавились еще четыре :

l право на компенсацию причиненного ущерба

l право на просвещение

l право на здоровую окружающую среду

l право на удовлетворение базовых потребностей

 

В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей:

· Гражданский кодекс РФ

· Закон «О рекламе»

· Закон «О сертификации»

· Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»

Но наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года.

 

Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).

В 2003-2004 учебном году ученица 11 класса школы № 4 Егорова Светлана провела социологический опрос «Уровень потребительских знаний жителей города Белгорода», в 2007-2008 учебном году такую же работу провела выпускница Крекшина Юлия. Для опроса были предложены два вопроса:

1) знаете ли вы о существовании «Закона о защите прав потребителей»?

2) знакомы ли вы с его текстом?

Было опрошено около 60 человек и получены следующие результаты:

 

 

Получается, что за четыре прошедших года уровень потребительских знаний повысился (положительная динамика). Но можно сделать вывод о том, что даже в 2008 году уровень правовых знаний опрошенных жителей Белгорода недостаточный для эффективного и безопасного существования в современных рыночных условиях.

 

Поэтому цели нашего урока:

l познакомиться с основными правами потребителя

l научиться пользоваться «Законом о защите прав потребителей»

 

Основным источником информации на уроке является текст «Закона о защите прав потребителей». Как извлечь полезную информацию из текста закона?

Основные понятия, используемые в законе:

- потребитель

- изготовитель

- исполнитель

- продавец

- недостаток товара (услуги, работы)

- существенный недостаток

- безопасность товара (работы, услуги)

- уполномоченная организация и индивидуальный предприниматель

- импортер

Давайте попробуем записать наиболее нужные понятия с помощью формул, используя ключевые слова:

· ПОТРЕБИТЕЛЬ = ГРАЖДАНИН + РАБОТА или УСЛУГАДЛЯ ЛИЧНЫХ НУЖД, НЕ СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

· НЕДОСТАТОК (ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ) = НЕСООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНА + УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА + ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ ИЛИ ОБРАЗЦУ

 

Принято выделять следующие основные права потребителей:

(учащиеся коллективно под руководством учителя работают с раздаточным материалом)

1) право на выбор – суверенитет потребителя, то есть свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг

2) право на безопасность – товар или услуга при соблюдении правил использования не должны причинять вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде;

3) право на информацию:

- потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре (услуге) и изготовителе (продавце);

- потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;

4) право на качество:

- срок службы – это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы – это право, а не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет;

- срок годности – период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);

- гарантийный срок – это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;

- товар ненадлежащего качества – несоответствие товара требованиям, наличие недостатков;

- товар надлежащего качества – товар соответствует требованиям;

5) право на возмещение ущерба:

- материальный ущерб – денежные затраты потребителя;

- моральный вред – переживания, которые испытывал потребитель из-за нарушения его прав.

Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях современной экономики знать меньше потребитель уже не может себе позволить! После знакомства с азбукой наступает время научиться пользоваться «Законом о защите прав потребителей» при решении самых реальных жизненных ситуаций!

При этом необходимо помнить определенный алгоритм:

1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация)

2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

3. Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Учащиеся переходят к работе с текстом закона – разбор документа актового характера производится путем его комментирования, в виде фронтальной беседы с классом в процессе самостоятельной работы с источником, то есть используются следующие приемы работы с документом: анализ и разбор, беседа, комментарий.

 

Ситуационные задачи

 





Читайте также:
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное ...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.017 с.