Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет




Культурное развитие Беларуси в первой половине XIX века

 


 

Введение

 

Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и русской культуры. Это объясняется объективными условиями: длительном нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой, а затем в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусскою этноса. Российские власти в первой четверти XIX потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восстания 1830-1831 гг. царское правительство начало политику вытеснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полонизация сменилась русификацией.

В этих тяжелых условиях хранителями языка и национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовском патриотизме»

В XIX в. народная культура и старобелорусская письменно-культурная традиция стали основным источником национального возрождения. Происходило становление новой белорусской литературы, национального театра, началось исследование народных быта и творчества. Развивалось национальное самосознание, возникло стремление осмыслить историческое наследие белорусского народа. Становление белоруской национальной культуры и ее размежевание с господствующими в крае российской и польской культурами проявилось в развитии крестьянско-народнической, революционно-демократической мысли, социально-критических мотивах устного народного творчества, в народной тематике и национальной стилистике изобразительного искусства, в научных исследованиях жизни и культуры белорусов.

Историография

 

Изучение Беларуси осуществляли Российская академия наук, Русское географическое общество. Историю, этнографию, фольклор белорусов еще в 1780 г. начала изучать экспедиция русского академика И.И. Ляпёхина. Это было знакомство русских ученых с Беларусью после присоединения ее к Российской империи. Работа русского ученого К.Ф. Калайдовича «Про белорусский речь» (1822) представляла собой первую попытку научного исследования языка белорусов. Большой интерес к Беларуси проявили польские ученые. Лингвист С. Линдэ и историк Т. Чацки первыми заговорили о самобытности белорусского языка и необходимость ее изучения.

Результаты исследования истории Беларуси были представлены в многочисленных публикациях. Среди археографических изданий были: «Белорусский архив» (1824), «Летописец Литвы и Русская хроника» (1827). «Книги польские метрики Великого княжества Литовского» (1843), «Акты западной России» (1846-1853) и др. Значительный вклад в развитие белорусистики внесли И. Данилович, Т. Нарбут. М. Без-Корнило-вич, И. Носович,

С. Микутский. П. Шпилевский, Е. и К. Тышкевичи, А. Киркор, Р. Подбереский и др. В это время были напечатаны такие труды, как «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» (1853-1855), «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических ее сказках» (1854-1856), которые буквально открыли Беларусь для российского читателя.

Усилиями многочисленных ученых было раскрыто богатство материальной и духовной культуры белорусского народа, описаны его предания и легенды, быт, жилье, орудия труда, обычаи и обряды, песни, сказки, присказки, прибаутки. Труды зачинателей белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали развитию национального самосознания белорусов. Все слои населения обращались к своим историческим и этническим корням, все тверже осознавали свою принадлежность к белорусскому народу.

Поскольку культура Беларуси первой половины XIX в. складывалась и развивалась под значительным польским русским и западноевропейским влиянием, это порождало и различия в позициях белорусских деятелей культуры. Часть публицистов и литераторов излагала свои политические позиции в польскоязычном издании Полоцкой иезуитской академии под названием «Месячник полоцкий». Иезуиты вели упорную борьбу против материалистической философии, просвещения, политического свободолюбия. Другая часть, исповедовавшая идеи просвещения и рационализма, группировалась вокруг польскоязычного «Еженедельника петербургского» и киевского либерального ежегодника «Звезда».

 

Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет

 

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Но и наиболее благоприятными для развития системы образования на белорусских землях стали годы правления русского царя Александра I (1801-1825). Именно в это время пёстрая система образования в Беларуси благодаря ряду реформ (1803,1807, 1828 гг.) стала более централизованной.

В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались наделы и еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеобразовательных предметов в них не предусматривалось. Учащихся обучали в них только основам земледения и церковному песнопению. Ступенькой выше были уездные 4-хкласные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Среднее образование давали гимназии. Учебный план в них был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Белоруссии в первые десятилетия XIX века существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии.

Большое значение правительство Российской империи придавало и развитию высшего образования в западных губерниях. В 1812 году Полоцкая иезуитская коллегия, при поддержке обер-прокурора Синода князя Голицына, была преобразована в Академию, что приравняло её по статусу к университетам. Академия имела три факультета: теологический, на котором изучалось богословие, Священное Писание, история церкви, каноническое право; философский, где преподавались философия, поэзия, риторика, логика, право, история языков и искусств, на котором слушатели изучали древние и современные иностранные языки. Несмотря на то, что Полоцкая академия просуществовала недолго (до 1820 г.), она внесла значительный вклад в развитие образования на белорусских землях, оказала существенное влияние на интеллектуальное развитие и мировоззрение подрастающего поколения. Фактические она была центром отельного учебного округа, который руководил учебными заведениями иезуитов не только в Беларуси, но и в России.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

После восстания 1830-1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, Отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в облает образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые I. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигает астрономия, математика, медицина - в Виленском университете, агробиология - в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, географов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.


Тайные общества

культурный виленский старобеларусский

С конца первого десятилетия в Беларуси заметно усиливается общественно - политический движение. По времени, характеру и содержанию он являлся частью того общественно политического движения, который охватил Россию в первой четверти XIX в. Вместе с тем он питался и идеями польского национально - освободительного движения, наиболее прогрессивные представители которого борьбу за независимость Польши тесно связывали с осуществлением социальных реформ.

Воплощение идей декабристов и идей польского национально - освободительного движения в программе революционных организаций, действовавших в Беларуси, появилась ярким свидетельством русско - польской революционной содружества. Эта содружество - характерная особенность общественно-политического движения тех лет.

Формой организационного сплочения революционных сил в России в те годы были различные тайные общества. Значительное расширение они получили в основном среди молодежи учебных заведений и в Беларуси. Одним из таких обществ, имевших важное значение в развитии революционного движения в учебных заведениях Виленского округа, было «Общества филоматов». Создан в 1817 г. по инициативе группы студентов Виленского университета (Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна Чечетов, Юзефа Яжовского и др.). Кружок филоматов превратился в довольно крупную организацию с многочисленными филиалами в разных районах Беларуси.

Взгляды филоматов формировались под влиянием идей передового польского мыслителя профессора Вильнюсского университета Иохима Орджоникидзе. Некоторые из них, выступая за восстановление польского государства, отстаивали также идею борьбы против феодального гнета.

В Виленском университете, кроме «Общества филоматов», действовали

«Общество лучистых», «Союз литераторов», «Союз филаретов» и др., Что являлись своеобразными филиалами «Общества филоматов», почти не отличаясь от него взглядами.

Раньше других возникло тайное «Общество любителей наук», созданное в 1819 г. в Свислочской гимназии (Гродненская губерния). В его создании большую организационную и идейную роль сыграл Виктор Гельтман, который позже стал активным деятелем польского восстания 1830-1831 гг. Он разработал проект устава. Первым председателем общества был Дионисий Шлаевски. По социального происхождения члены общества были представителями небогатого духовенства, обедневшей польской и белорусского дворянства, мелких чиновников.

Характером деятельности «Общества любителей наук» не отличалась от таких же организаций в Польше и Литве. Учащиеся гимназии устраивали тайные собрания, на которых обсуждали свои литературные произведения. В их произведениях, стихотворных и прозаических, в речах проявлялись, как засвидетельствовано в материалах следствия, «патриотические мысли в польском духе, воспоминания о выдающихся деятелей бывшей Польши, призыв следовать их ради славы отечества и уговоры, чтобы в обществе сохранить единство, равенство и (ради конспирации) послушание начальству училища».

После окончания гимназии почти все члены «Общества любителей наук» стали членами так называемого «Морального общество». В нем уже шире и смелее пропагандировались свободолюбивые идеи, резко критиковалась царское самодержавие. В произведениях, как отмечено в материалах следствия, «есть много свободомыслия… оскорбительные для нашего правительства выражения… их речи дерзкие и неприличные».

По поручению «Общества филоматов» М. Рукевич, который позже создал «Общество военных друзей», направил в 1823 члена белостокской ученической тайной организации «Согласно братьев» Ф. Ляховича в Свислочскую гимназию для создания там такого же общества. Выполнению задачи Ляховичем способствовали условия, которые состояли в гимназии. В 1824 г. в созданном при гимназии тайным обществе было более 20 человек. Общество получило название «Зоряне». Оно сыграло довольно заметную роль в развитии общественно - политического движения в Беларуси. Его членами были ученики и гувернеры, представители местной разночинной интеллигенции.

В начале 20-х годов образовалась тайная группа в Высшем пиарском училище в Полоцке, которая получила название «Общество филаретов». Его учредители - преподаватели училища, бывшие студенты Вильнюсского университета Брадович и Львович.

Члены тайных организаций Вильнюсского университета, Свислочской и Белостокской гимназий, Высшего пиарского училища занимались пропагандистской деятельностью не только в учебных заведениях. Ее формы и методы более широкие и разнообразные. Например, филоматы использовали для пропаганды свободолюбивых идей среди населения ланкастерские школы, которые создавались в белорусских, литовских и украинских губерниях, входивших в состав Виленской учебной округа. Многие филоматы участвовали в учреждении школ и организации в их обучения по ланкастерской системе.

Члены тайных обществ Виленского университета как сами, так и через друзей, работавшие в учебных заведениях Беларуси и Литвы, собирали в деревнях образцы хлеба - суррогата, которым питались в голодные годы крепостные крестьяне. Эти образцы «лебеды с половой» студенты хранили в библиотеке университета. Каждый кусок «хлеба» имел паспорт. В нем отмечалось, из какой деревни взят образец, фамилия крестьянина и его владельца - помещика. Члены следственной комиссии Новосильцев были страшно возмущены, когда нашли эту коллекцию. Их пугало, что образцы хлеба появятся доказательством против царского правительства.

Широкое участие передовой молодежи в подпольных кружках способствовал возникновению декабристского движения в Беларуси. Идеи декабристов, которые соответствовали взглядам передовой революционной молодежи, встретили здесь отклик и поддержку.

Основным в программе декабристов было требование ликвидации самодержавия и крепостного права. Осуществление на практике этих идей означало бы победу буржуазной революции, которая открыла бы широкий путь для развития капитализма. Однако они не понимали решающей роли народа в борьбе за революционное преобразование страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: