Наличие польского и западнорусского направления культурных направлений




 

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно - приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Вилеского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

После восстания 1830-1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Литература

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». В первой - обрисованы детали социальных отношений того времени, разоблачены жестокость и деспотизм крепостников. Автор второй поэмы описывает быт, делает юмористические, но вполне реальцые зарисовки из крестьянской жизни.

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). 40-50-х гг. XIX в. Вокруг него группировалась минская интеллигенция: педагог и поэт И. Леготович, беллетрист Ю. Гарайн, композитор К. Кжижановский. В его доме бывали В. Сырокомля. С. Монюшко, К. Тышкевич. В 1850-х гг. В. Дунин-Марцинкевич издал «Гапон», «Вечерницы», «Интересуешься? - Прочти!», «Дударь белорусский» и др. В них он опоэтизировал белорусского крестьянина, создал запоминающиеся образы людей из простого народа, воплощавшие его лучшие черты. Вместе с В. Ваньковичем, Я. Дамелем, А. Шемешем и другими литераторами В. Дунин-Марцинкевич участвовал в литературно-художественной и культурной жизни Минска. В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Архитектура и живопись

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Дворец последнего короля в Станиславово возле Гродно - более барочное сооружение, хотя в строении фасада и выдержаны классические каноны. Наиболее четко черты классицизма воплощены во дворце в городке Сноу (нач. XIXст.). Линейная композиция: центральный корпус и крылья, объемы соподчиненными. Четырехколонным Ионический портик, четкий и органический, - главный образный акцент композиции.

Уникальный и очень органичен по своей архитектуре деревянный дворец в Радивиллимонтах, построенный по проекту К. Спампани начале XIXст. Многие униатские и католические церкви и монастыри приспосабливались под новые нужды. Иезуитского коллегиума в Полоцке перестраивается в кадетский корпус. По генплана 1817 г. развивается Минск. Квартальная застройка планируется на юг от исторических центров, вдоль нового диаметра, улицы Захарьевской. Классическим городом становится Гомель. Основу города образовывали три улицы - лучи, которые расходились от дворцово - паркового комплекса Румянцева - Паскевича.

Совершенным и точным в своей классике является собор св. Петра и Павла в Гомеле (1809-1819 гг., Арх. М. Кларк).

Классические сакральные сооружения появляются и в западных регионах (костел св. Иосифа в Лиде, костелы в Щучине, Воложине). Их ордерно - купольная архитектура связывает в стилистическом рисунке церковные и гражданские сооружения. Особенно это касается ордерных бескупальных церквей (Воложин, Вильно).

Вначале XIXст. в Беларуси в стиле классицизма строятся дворцы губернаторов и присутствующие места, учебные заведения и торговые ряды. Здание ратуши в Минске, реконструирован по проекту Ф. Крамера, приобретает классическую стилистику при хранении традиционной башенной композиции. В 30- е годы XIXст. в Горках по проекту А. Кампиони возводится главный корпус сельскохозяйственного института. В местечке Свислочь в указанный период строится гимназия.

Первая треть XIX в. указано расцветом классицизма в гражданской, культовой и жилищной архитектуры. Время сохранило имена талантливых зодчих этого стиля (К. Багамиле, О. Бетыни, Ж. Кларк, Ю. Лянчовски, В. Михаэлис, Ф. Санковски, М. Чаховски и др.). Архитектура белорусского классицизма основывается на доминантам этого стиля - использовании конструктивных и декоративных возможностей античной ордерной системы, синтезе российской, западноевропейской эстетики XVIII в. и местных традиций. Сохранились образцы этого стиля - Гомельский дворец П.А. Румянцеву (1785), Жиличский дворец (Кировский р - н; построен в 1830-е г.), Сновски дворец (Несвижский р - н; построен в 1827). Доминировали дворцово - усадебные комплексы Виленско - варшавской архитектурной школы. В культовом строительстве приоритеты отдавались православным храмом (Петропавловский собор в Гомеле, 1809-1811; церковь Рождества Богородицы в в. Дубае Пинского района, 1811 и др.). Типичные католические храмы в стиле классицизма - Иосифовский костел иезуитов в Лиде (1787-1825), костел святой Терезы в Щучине (1829).

С 1840- х г. наблюдаются отход от классических архитектурных школ, распад стилевого единства, расширение готики в русле ретроспективной (эклектичной) течения, сочетание классицизма (объемно - пространственная композиция) и элементов готического декора (дворец в Коссово Ивацевичского р - на, архитекторы Ф. Яшчолд и У. Маркони; Петропавловский костел в в. Ражанка Щучинского р - на и др.). Архитекторы строили учебные заведения под ренессанс, театры - под барокко, костелы - под готику.

Стены, ритмично разделены группами колонн, под единой лентой аттика - все это сравнимо с приемом строения фасадов зданий Сената и Синода, Адмиралтейства в Петербурге и т.д.

Крупнейшим классическим ансамблем на территории Беларуси конца XVIII - нач. XIXст. является дворец Румянцевых - Паскевичей. Строительство продолжалось в два этапа: 1794-1805 гг. и 1837-1848 гг. и, как уже отмечалось, было связано с главными улицами - лучами города. Центральный корпус, компактный, с куполом, крылья и фланкирующих павильоны отражают сочетание с линейным развитием композиции.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777-1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М. Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800-1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780-1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810-1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807-1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

 


Заключение

 

Культура Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и в меньшей степени русской культуры. Это объясняется объективными условиями - длительным нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой и непродолжительным - в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. В основе развития культуры лежало народное образование. Отличительной чертой культурной жизни Белоруссии первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики.

В начале XIX в. и возрождается белорусская литература. По своему содержанию это была литература определенно народническая: в центре ее - деревня, крестьянство. В целом она представляет собою продукт усадебной мелкопоместной культуры; в произведениях той поры ярко сказывается дворянская психо-идеология; писатели, мелкопоместные дворяне не замечают социально-классовых противоречий; вместо тяжелой трагедии закабаленного крестьянства. В литературе данного периода проявились отзвуки классицизма («Энаида навыварат», «Тарас на Парнасе»), сентиментально-утопическое народничество (поэмы Дунина-Марцинкевича, наиболее выдающегося писателя данного периода), романтическое народничество (Барщевский, Ян Чечот).

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.


 

Литература

 

1. Качановски У.У. Гисторыя культуры Беларуси. Мн. Экаперспектыва

2. Ковкель И.И. Ярмусик С. История Беларусь. С древнейших времён до нашего времени. Мн. Аверсэз. 2000.

. Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. Под общ. ред. проф. С.В. Лапипой Минск.2003.

. Нарысы гисторыи Беларуси. У 2-х частках. Частка 2. Мн. Беларусь.1994

5. Очерки по истории Белоруссии: В 2 ч. 4.1. / М.П. Костюк, Г.В. Штыхов и др. Мн.: Беларусь, 1994.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: