Каноническая огласительная практика Древней Церкви.




3.5.2. Некоторые практические аспекты современной катехизации. а) Общие вопросы.

 

Священники.

В церковных общинах именно священники являются наставниками в вере. Все верующие должны иметь возможность пройти катехизацию, а предстоятели церковных общин обязаны такую возможность предоставить. Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации, чтобы не было сказано: "дети просят хлеба, и никто не подает им" (Плач. 4. 4).

 

Каждый приходской священник призван побуждать христиан к познанию веры и проявлять особую деятельную заботу о их научении.

 

Поскольку успешное воцерковление возможно только при участии в нем всей общины, первой заботой священника должно быть создание приходской среды, благоприятствующей полноценной катехизации. Под непосредственной заботой священника должно проходить воспитание активных мирян, способных помогать в деле воцерковления.

 

Особой заботой священника должно быть достойное совершение Таинства Крещения. Крещение, по сути, является рождением человека в новую жизнь в Церкви и поэтому, как и у первых христиан, должно стать праздником для всей общины и семьи крещаемого и совершаться в торжественной обстановке.

 

Катехизаторы.

 

Катехизатор - это служитель Церкви, занимающийся катехизацией по поручению священноначалия. В идеале он должен иметь достаточный опыт церковной жизни, богословское образование, общую гуманитарную подготовку и компетенцию осуществлять все виды катехизации. На практике в наше время катехизатор помимо церковного опыта должен иметь как минимум определенную подготовку, соответствующую поставленным перед ним задачам (от организации краткого оглашения до организации систематической катехизации).

 

Формы служения катехизаторов различны, поскольку различны и нужды катехизации, например:

 

- миссионеры-катехизаторы на территориях, характеризующихся интенсивными процессами миграции народов и взаимодействием разнородных культур. Из истории Церкви становится ясным, что без них наверняка не возникли бы процветающие ныне поместные Церкви;

 

- в связи с недостатком священников в некоторых епархиях возникает необходимость в катехизаторах, способных до определенной степени взять на себя пастырские обязанности. Прежде всего, создание и поддержание базовых аспектов общинной жизни.

 

- в связи с особым статусом и характерными проблемами мегаполисов и индустриальных городов, необходимы катехизатора-миссионеры, в задачу которых входит не только сопровождение христиан при воцерковлении, но и пробуждение веры во Христа у всех обратившихся за какой-либо церковной поддержкой.

 

- в регионах, имеющих христианскую традицию, необходимы катехизаторы-педагоги для детей, молодежи и взрослых. Они должны иметь опыт организации длительной катехизации, сопровождающей человека с момента рождения.

 

Необходима более серьезная разработка этого вопроса, исходя из конкретных нужд епархий.

 

3.3. Об организации программы катехизации.

Всем известно, что на сегодняшний день отсутствует база для катехизаторской работы, в том числе - развитая, эффективная и востребованная программа катехизации. До сих пор не приходится говорить о систематической катехизической и просветительской деятельности.

 

Наибольшим препятствием для создания и реализации такой программы представляется отсутствие рабочих мест - штатных должностей катехизаторов. Церковно-просветительская и катехизическая деятельность сейчас большей частью держится на энтузиастах - священниках и мирянах. Эта трудность не должна стать препятствием для разработки общецерковной и епархиальных программ катехизации.

 

Епархиальная катехизическая программа должна систематизировано, целостно и согласованно объединять различные катехизические процессы, предлагаемые епархией для различных аудиторий. Она должна быть построена по двум принципиальным направлениям: катехизация детей, подростков и молодежи, крещенных в младенчестве и не воцерковленных, и катехизация взрослых, изъявивших желание войти в Церковь в сознательном возрасте. В настоящее время возникает нужда в катехизации пожилых людей, которые на закате своей жизни желают дать своей вере крепкое основание.

 

Важно, чтобы различные формы катехизации дополняли друг друга или становились "восприемниками" для предыдущего этапа. То, что различные формы и этапы катехизации предлагаются в рамках единой епархиальной катехизической программы, не означает, что человек должен последовательно пройти их все. Если молодой человек достигает зрелости в вере, он нуждается не в имеющей огласительный характер катехизации для взрослых, но в другой, более серьезной пище, которая помогала бы ему возрастать в вере.

 

Если мы определяем катехизацию как элемент всего процесса вхождения человека в Церковь, то, несомненно, сталкиваемся с проблемой координации катехизической деятельности с предшествующей ей миссионерской и следующей за нею пастырской деятельностью.

 

Миссия, катехизация и пастырское окормление - все это различные составляющие, которые подготавливают катехизацию или из нее вытекают. Связь между миссией, стремящейся пробудить веру, и катехизацией, которая старается дать основание этой вере, имеет для проповеди христианства определяющее значение.

 

При организации катехизации номинально крещенных людей присутствует соблазн начать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Современная ситуация требует того, чтобы эти два вида деятельности - миссионерская проповедь и катехизация - воспринимались целостно и предлагались в цельной миссионерской и катехизической программе. Современная катехизация должна восприниматься прежде всего как следствие плодотворной миссионерской проповеди.

 

При организации катехизической деятельности надо исходить из анализа ситуации. Объект подробного исследования многообразен. Он охватывает изучение пастырской деятельности и анализ религиозной ситуации, а также социальных, культурных и экономических условий. При этом необходимо определить, в какой степени эти факты общественной жизни могут влиять на процесс воцерковления христиан.

 

Следует четко представлять состояние катехизации: как она реально соотносится с миссией Церкви, как организована катехизация различных аудиторий, как она согласуется с христианским воспитанием в семье и в школе, что является содержанием катехизации, каковы используемые методики, особенности катехизаторов и их подготовка.

 

После внимательного исследования ситуации следует перейти к составлению программы действий. Она указывает цели, средства катехизации, нормы, регулирующие ее, учитывает местные нужды. Программа должна быть достаточно гибкой, поскольку она определяет катехизическую деятельность на епархиальном или межрегиональном уровне. Она составляется на определенный период времени, в конце которого после анализа достигнутых результатов ее подвергают обновлению посредством расстановки новых акцентов, определения новых задач и новых средств. Программа должна быть реалистичной в сочетании с простотой, краткостью и прозрачностью.

 

Необходимым дополнением программы является регулярная разработка катехизических пособий, руководств, методических рекомендаций как на общецерковном, межрегиональном, епархиальном, так и на приходском уровне.

 

Наиболее важное место среди всех катехизических пособий принадлежит катехизисам. Следует признать, что имеющиеся сегодня в наличии катехизисы не всегда пригодны для построения педагогической работы с новообращенными, поскольку либо устарели, либо неадаптируемы к современному мировосприятию, дидактически не выверены. Важно направить усилия на разработку современного катехизиса, понятного для восприятия наших соотечественников.

 

3.4. Катехизация как часть церковной работы по содействие человеку в его духовном развитии.

 

Мы уже говорили, что жизнь человека в Церкви охватывает все его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может отделить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность от духовного и нравственного контекста евангельской веры. Именно поэтому катехизация должна быть составной органической частью более общей церковно-приходской работы направленной прежде всего на содействие человеку в его духовном развитии вцелом. Обратимся к материалам молодежной конференции 2005 года "Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения".

 

Содействие человеку в его духовном развитии включает: а) приобщение человека к основополагающим христианским ценностям и к литургической ­- таинственной - жизни Церкви; содействие человеку в полноценном развитии всех его сил, свойств и способностей, в том числе телесных и душевных (творчества, умственного развития, образования и т.д.); помощь в обретении самостоятельного опыта жизни человека как гражданина и члена общества.

 

Таким образом, основные направления церковной деятельности, в ряду которых и стоит катехизация могут быть определены следующим образом:

 

1) Непосредственное содействие воцерковлению человека, собственно катехизацию, включающее:

 

а) Предварительную подготовку (разовые беседы, приходское консультирование и др.)

 

б) Оглашение, под которым мы понимаем церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению.

 

в) Собственно катехизацию, направленную на воцерковление человека. Она должна быть построена по многоуровневой системе - от приходского и межприходского просвещения до епархиального.

 

г) Приобщение к литургической жизни определенной церковной общины, в которой человек сможет обрести духовного наставника. Под литургической жизнью мы понимаем единство общинно-приходской и личной духовной жизни человека, основанное на Евхаристии.

 

2) Формирование православной общинной жизни, в том числе детско-юношеской, молодежной и семейной среды.

 

В силу многих трудностей как внутреннего, так и внешнего характера по организации общин, особенно в крупных городах, очень важно при организации дела катехизации создавать детско-юношескую, молодежную и семейную среду.

 

Человек - существо целостное. В силу этого полноценное психическое, социальное и физическое его развитие, достигаемое в здоровой христианской среде, в немалой степени является залогом успешного и плодотворного воцерковления.

 

Формированию этой среды способствует:

 

а) Многогранная работа в творческих мастерских и студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах, содействующая культурному, эстетическому и физическому становлению детей и молодежи. Эта работа должна быть построена на основании христианских ценностей и соответствовать возрастным особенностям и запросам времени.

 

б) Приобщение молодежи к социальному и миссионерскому служению, а также к созидательному труду. Таким образом, мы помогаем на практике организовать конструктивное личностное общение, в рамках которого христианин, находясь среди таких же, как он - активных, верующих - обретает возможность проявить себя и найти свое место в жизни.

 

в) Организация интересного и содержательного детского, молодежного и семейного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодежных лагерей и т.д.

 

3) Социально-психологическую помощь и поддержку семьи, детей и молодежи.

 

а) На первых этапах жизни человека всестороннее его развитие целиком зависит от жизни его семьи. Первым и основным элементом этой деятельности является подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей.

 

б) Опыт показывает, что с каждым годом возрастает поток людей, ожидающих от Церкви помощи в преодолении трудностей развития, воспитания и образования. Многие люди с надеждой ждут содействия при выборе жизненного пути. Возможно создание самой Церковью социально значимых программ и проектов с привлечением соответствующих специалистов.

 

в) Как особый род деятельности необходимо отметить помощь в преодолении последствий алкоголизации, наркомании, психологического травматизма и вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты. Сложность вопроса заключается в том, что указанные недуги человека затрагивают все стороны его жизни. Помочь человеку можно лишь путем организации слаженной комплексной и системной работы, что невозможно без привлечения уникального опыта и помощи соответствующих государственных и общественных организаций.

 

В силу сложности организации подобных проектов наиболее эффективным видится создание комплексных центров и долгосрочных программ на региональном и межъепархиальном уровнях.

 

3.5. Практическая организация катехизации.

 

3.5.1. Каноническая огласительная практика Древней Церкви.

 

Перед тем, как рассмотреть возможную систему катехизации в современных условиях, приведем краткое описание огласительной практики Древней Церкви (по книге "История катехизации в Древней Церкви" (П. Гаврилюк)).

 

Каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:

 

Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.

 

Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.

 

Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось экзорцистское "дуновение" с чтением молитвы и вкушение соли.

 

Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.

 

Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.

 

Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.

 

Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.

 

Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение "пути спасения" и "пути погибели", десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.

 

Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.

 

Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.

 

Толкование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.

 

Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.

 

Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.

 

Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и в некоторых случаях - всей Литургии верных. Эту часть могли проводить частично до, а частично после Крещения, в зависимости от местных обычаев. О Евхаристии рассказывали только неофитам.

Данная практика являет собой серьезный и систематический опыт введения человека в жизнь Церкви, его воцерковления. Ее внутренняя логика и духовное содержание является прочной основой для катехизации в настоящее время. Изменились условия и ритм жизни, язык и культура современного человека, приходящего в Церковь, однако содержание церковного учения и жизни, принцип постепенного вхождения человека в жизнь Церкви остаются неизменными.

 

3.5.2. Некоторые практические аспекты современной катехизации.

 

а) Общие вопросы.

Святое Крещение должно действительно быть "во оставление грехов", быть таинством духовного возрождения, обещанием Богу доброй совести, а не плотской нечистоты омытием (ср. 1 Пет. 3. 21).

 

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом Трулльского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Конечно, мы не должны накладывать на людей "бремена неудобоносимые" (Лк. 15. 28), однако следует помнить, что если человек не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, то, возможно, следует повременить с его Крещением и призвать его к ответственному отношению к этому шагу: ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения - по данным им обетам (См.: Рим. 2. 14).

 

Для организации полноценной катехизации взрослых желательно (за исключением особых случаев) со временем перейти от практики еженедельного крещения к практике еженедельной относительно продолжительной подготовки ко крещению - с тем, чтобы со временем, возможно, отойти от практики еженедельного и ежедневного крещения, при которой смысл Таинства не ясен воспринимающим его, а подготовка невозможна в силу отсутствия достаточного времени. Вопрос о крещении младенцев обсуждается в соответствующем разделе. В наше время оптимальным видится организация Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. Только при таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и после прохождения ими первого этапа оглашения формировать группы из искренне желающих и ответственных оглашаемых для подготовки их к самому крещению (первому причащению). Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца, что вполне достаточно. В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Она может быть осуществлена в ходе проведения нескольких тематических бесед. Их количество определяется исходя из пастырской рассудительности и заботы о желающих глубже познать веру.

 

Необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация - это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Нормальная катехизация может проводиться только по отношению к взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию - подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально.

 

Оглашение базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах.

 

Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников (если они есть) и хотя бы один восприемник.

 

Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2 Правило 1 Вселенского собора).

 

Оптимальным режимом бесед следует признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призыв Церкви.

 

Очень важно построить беседы в форме диалога, чтобы катехизатор умел слышать и доверять оглашенному. Желательно использование наглядных пособий и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Огромным подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека.

 

б) Об исповедально-доверительной беседе перед Крещением.

Согласно традиции Церкви, предварительное испытание будущий христианин проходил перед тем, как его имя вписывалось в число готовящихся ко Крещению. Данное испытание давало возможность выяснить мотивацию, общий настрой человека и познакомиться с образом его жизни. Если в его жизни имели место занятия, несовместимые с христианской верой, то человек должен был их оставить за время оглашения. При этом часто община брала на себя заботу об этом человеке и в случае необходимости содержала его, пока он не обретал другую профессию и не мог сам содержать себя.

 

По окончании оглашения происходило вторичное испытание, иногда совмещенное с исповеданием грехов. Целью предкрещального испытания была проверка знаний веры, полученных во время оглашения, и испытание готовности человека к вступлению в Церковь. Испытание было сопряжено с принесением обетов. Педагогическая важность проведения собеседований о жизни перед и после катехизации неоспорима. Проводить их имеет право только священник.

 

Испытание перед Крещением дает дополнительную мотивацию оглашаемым для изучения веры и изменения образа жизни. Оглашение становится необходимым звеном подготовки к испытанию. Кроме того, исповедально-доверительная беседа помогает священнику составить для себя представление о будущем члене приходской общины, что важно для осуществления душепопечения и построения общинной жизни.

 

в) Катехизация и богослужение.

Важно всерьез задуматься над разработкой катехизации, выполняемой во время совершения Литургии и других богослужений. Тут наличествуют два аспекта: объяснение богослужения и проповедь во время его; специальное миссионерское богослужение.

 

Мы уже говорили, что катехизическое воспитание имеет свое начало и исполнение в Евхаристии. Проповедь, основанная на библейских текстах, способствует тому, что верующие полнее и глубже познают Таинства и принципы христианской жизни. Удачным временем для проповеди надо признать период, последующий чтению Священного Писания.

 

Опыт катехизации вынуждает нас задуматься и о том, как сделать богослужение более доступным людям в соответствии со словами Святейшего Патриарха Алексия II: "Наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви <...> Вот почему мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям".

 

Юбилейным архиерейским собором Русской Православной Церкви "признано полезным продолжение трудов по редактированию богослужебных текстов с целью облегчения их восприятия молящимися". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви).

 

Об этом же говорил в своем докладе митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. “В выступлении Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года, в котором Первосвятитель предложил обратить особое внимание на вопрос о приближении в миссионерских целях литургической и иной культуры Православия к пониманию наших современников, было отмечено: “Большинство наших соотечественников утратило чувство преемства и развития православной культуры. В итоге употребляемые в Церкви культурные средства, относящиеся к прошлым векам, воспринимаются новообращенными как этнографические реликвии или, наоборот, как нечто имеющее ценность, сопоставимую с ценностью неизменных вероучительных истин”.

 

В соответствии с предложениями Его Святейшества, в Определении “О православной миссии в современном мире” было записано, что “Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения” и усматривает “крайнюю необходимость развития практических церковных усилий” в том направлении, чтобы сделать более доступным пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов.

 

Язык богослужения остается серьезной проблемой. В Священном Писании и Священном Предании Церкви нет данных, подтверждающих необходимость существования особого сакрального языка богослужения, отличающегося от языка проповеди, научения вере, христианского общения и богословия. Можно ли вообще считать оправданным, с точки зрения веры в Боговоплощение, то противопоставление сакрального и профанного языков, которое характерно скорее для нехристианских религиозных традиций? Молитвенная и вероучительная стороны христианского богослужения изначально составляли неразрывное целое. Совершение богослужения на национальных языках, включая даже языки сравнительно малоразвитые и плохо приспособленные для богословского дискурса, является неизменной особенностью православного миссионерства.

 

Пока у нас царствует законническое отношение к уставу" (Доклад председателя синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви).

Ради облегчения входа и пребывания современных людей в Церкви в некоторых регионах по благословению правящих архиереев в целях миссии и катехизации проводятся специально организованные богослужения, которые обладают следующими особенностями:

 

- Богослужение без нарушения его целостности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях перемежается с катехизацией и объяснением молитв;

 

- На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы;

 

- Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке;

 

- Проповедь произносится после чтения Слова Божия по теме Писания, а так же по необходимости, в начале богослужения и перед особо важными его моментами и с учетом реальной жизни церковной общины;

 

- Сведение паузы между запричастным стихом и причащением к минимуму.

 

Главной задачей подобных богослужений в соответствии с Концепцией миссионерской деятельности Русской Православной Церкви является решение поднятой еще в 1996 году Святейшим Патриархом Алексием II проблемы "приближения в миссионерских целях литургической культуры Православия к пониманию наших современников".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: