Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.




Программа дисциплины

Методика преподавания обществознания

 

Направление подготовки

Философия

 

Профиль подготовки

 

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

 

 

Москва 2016


I. Дисциплина Методика преподавания обществознания

П. Шифр дисциплины

III. Цели и задачи дисциплины:

Сформировать у обучающихся представление о

- методической специфике преподавания курса обществознания в средней школе;

- современных подходах и методах преподавания философских дисциплин в общеобразовательной школе;

- конкретных методиках работы, применимых на различных этапах учебного процесса в средней школе при изучении обществоведческих и философских дисциплин.

Закрепить теоретические знания практическими навыками.

В ходе освоения курса студенты должны усвоить содержание общих концепций и методологических вопросов современного обществоведческого образования, выработать умения анализировать современный учебно-воспитательный процесс с использованием понятийного аппарата по методике преподавания обществознания. Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, преподавательских, информационно-поисковых и других задач.

По итогам освоения курса студенты должны обнаружить знание:

- целей школьного обществоведческого образования, его вклада в формирование личности выпускника средней школы;

- понятийного аппарата методики преподавания обществознания как науки, предмета, задач и методологических основ методики преподавания обществознания и философских дисциплин на довузовском уровне, специфики «обществознания» как предмета школьного обучения;

- структуры и содержания школьного курса обществознания, зафиксированных в Федеральном Стандарте и школьных программах для основной и средней (полной) школы, специфики базового и профильного уровней обучения обществознания;

- теоретических основ организации учебно-познавательной деятельности школьников;

- типологии методов преподавания обществознания и философских дисциплин с учетом характера познавательной деятельности учащихся;

- средств преподавания обществознания и дидактических особенностей их применения;

- путей дифференциации и индивидуализации в процессе обучения обществознанию;

- теоретических основ подготовки и проведения урока по дисциплинам образовательной области «Обществознание» в различных типах учебных заведений, в том числе профильного обучения;

- требования к результатам освоения школьниками содержания обществоведческих и философских дисциплин, требования вступительных испытаний профильной направленности, требования олимпиад школьников обществоведческого профиля.

По итогам освоения курса студенты должны уметь:

- использовать содержание учебных обществоведческих и философских курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, воспитания гражданственности, активной социализации учащихся;

- анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса, осуществляя их выбор для использования в педагогическом процессе с учетом критериев научности, методической и воспитательной целесообразности, возрастных и психологических особенностей учащихся;

- соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами; формировать содержание учебных занятий и заданий для самостоятельной работы учащихся в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся и другими факторами;

- планировать учебные занятия, определяя цели, задачи, взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, разрабатывать проверочные и поисковые задания, планировать применение и использование современных средств обучения;

- проектировать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся.

 

По итогам освоения курса студенты должны продемонстрировать владение:

- системой знаний об основных этапах становления и развития методики преподавания обществознания, о специфике современного этапа преподавания обществознания и философских дисциплин в школе, а также о стратегии развития школьного обществоведческого образования;

- основными методами научного исследования процесса преподавания дисциплин образовательной области «Обществознание» в различных типах учебных заведений, в том числе профильного обучения;

- методикой организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы, формирования и развития умений и творческих способностей учащихся;

- методикой подготовки и организации внеклассной работы с учётом современных требований к освоению обществознания школьниками.

 

IV. Место дисциплины в структуре ООП:

А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

— ИБ - интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;

— направление подготовки Философия;

— наименование учебного плана Философия.

 

Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:

· вариативная часть;

· тип - обязательный;

· 4 курс бакалавриата;

· 7 семестр.

 

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной

дисциплины:

Философия образования, Педагогика, Общая психология, Социальная философия, Философия общества, Экономика, Правоведение, Политология.

 

Г. Общая трудоемкость (72 - в ак. часах и 2 – в зачетных единицах).

 

Д. Форма промежуточной аттестации - зачет.

 

V. Формы проведения:

· форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:

Лекции -36 часов.

Самостоятельная работа – 36.

· формы текущего контроля (письменные работы). |

VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля:

дата тема лектор
1. 01 сентября 2 пара Методика преподавания обществознания как область научных знаний. Брызгалина Елена Владимировна
2. 08 сентября 1 пара Методические основы преподавания философских дисциплин школьникам (на примере ОРКСЭ. Скворцов Алексей Алексеевич
3. 08 сентября 2 пара Методические особенности философских программ для детей Рябухина Татьяна Валерьевна руководительспециальных детских программ, научно-просветительский отдел, Политехнический музей
4. 15 сентября 1 пара Социальные компетенции и проблемы их формирования в школьном курсе «Обществознание» Лобанов Илья Анатольевич,учитель истории и обществознания в МОУ «Гимназия №17» г.о. Электросталь Московской области, заместитель руководителя ФКР по обществознанию, старший научный сотрудник ФИПИ.
  15 сентября 2 пара
6. 22 сентября 1 пара Нормативно-целевые требования к обществоведческому образованию школьников. ФГОС и задачи курса «Обществознание» в школе
7. 22 сентября 2 пара Структура школьного предмета «Обществознание»: модели и подходы
8. 29 сентября 1 пара Актуальные особенности содержания и процесса школьного обучения обществоведческим дисциплинам (основное общее образование)
  29 сентября 2 пара
10. 06 октября 1 пара Актуальные особенности содержания и процесса школьного обучения обществоведческим дисциплинам (среднее общее образование)
11. 06 октября 2 пара
12. 13 октября 1 пара Внеурочная деятельность по предмету: задачи и формы реализации. Особенности проектной деятельности.
13. 13 октября 2 пара Методика подготовки школьников к интеллектуальным соревнованиям школьников обществоведческого профиля Орлова Татьяна Сергеевна,ГОУ ДПО Центр Педагогического Мастерства
14. 20 октября 1 пара Особенности проверки уровня сформированности компетенций учащихся по обществоведческим дисциплинам. Лискова Татьяна Евгеньевна,кандидат педагогических наук, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию.
15. 20 октября 2 пара
16. 27 октября 1 пара Методические аспекты проведения индивидуальных занятий со школьниками Созонтов Илья Александрович,основатель компании LUDI
16. 27 октября 2 пара Итоговая лекция. Подготовка к педагогической практике Брызгалина Е.В.

VII. Содержание дисциплины по темам.

 

VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины - по видам компетенций:

ОНК - общенаучные компетенции;

· Владение основами педагогики и психологии, умение применять знания и навыки в этой области в процессе педагогической деятельности (ОНК-5);

ИК – инструментальные компетенции;

· Владение навыками воспитательной работы, умение их использовать в процессе педагогической деятельности (ИК-14).

СК - системные компетенции;

· Не предусмотрены

ПК - профессиональные компетенции;

· Способность эффективно использовать в процессе педагогической деятельности базовые и специализированные философские знания, а также знание методики и принципов организации учебного процесса (ПК-2);

 

IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии.

 

X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.

 

Изучение курса предполагает выполнение практических заданий:

Задание 1 - по теме «Методические основы преподавания философских дисциплин школьникам».

 

Прочитайте самый популярный учебник по модулю курса ОРКСЭ «Основы светской этики» (Издательство «Просвещение», без автора, файл доступен на лекции) и кратко ответьте на следующие вопросы:

- можно ли сказать, что этот учебник выполнен на высоком уровне с точки зрения логичности построения, информативности и обществоведческой грамотности?

- соответствует ли, на Ваш взгляд, этот учебник общекультурному уровню развития учеников 4-го класса (дети 9-10 лет)?

- можно ли ожидать, что ознакомление с содержанием учебника позволит ученикам 4-го класса получить отчётливое представление об этике и существенно повлияет на их поведение?

Объём письменной работы – 1-1,5 стр. (до 2.000 знаков)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: