Программа дисциплины
Методика преподавания обществознания
Направление подготовки
Философия
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва 2016
I. Дисциплина Методика преподавания обществознания
П. Шифр дисциплины
III. Цели и задачи дисциплины:
Сформировать у обучающихся представление о
- методической специфике преподавания курса обществознания в средней школе;
- современных подходах и методах преподавания философских дисциплин в общеобразовательной школе;
- конкретных методиках работы, применимых на различных этапах учебного процесса в средней школе при изучении обществоведческих и философских дисциплин.
Закрепить теоретические знания практическими навыками.
В ходе освоения курса студенты должны усвоить содержание общих концепций и методологических вопросов современного обществоведческого образования, выработать умения анализировать современный учебно-воспитательный процесс с использованием понятийного аппарата по методике преподавания обществознания. Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, преподавательских, информационно-поисковых и других задач.
По итогам освоения курса студенты должны обнаружить знание:
- целей школьного обществоведческого образования, его вклада в формирование личности выпускника средней школы;
- понятийного аппарата методики преподавания обществознания как науки, предмета, задач и методологических основ методики преподавания обществознания и философских дисциплин на довузовском уровне, специфики «обществознания» как предмета школьного обучения;
|
- структуры и содержания школьного курса обществознания, зафиксированных в Федеральном Стандарте и школьных программах для основной и средней (полной) школы, специфики базового и профильного уровней обучения обществознания;
- теоретических основ организации учебно-познавательной деятельности школьников;
- типологии методов преподавания обществознания и философских дисциплин с учетом характера познавательной деятельности учащихся;
- средств преподавания обществознания и дидактических особенностей их применения;
- путей дифференциации и индивидуализации в процессе обучения обществознанию;
- теоретических основ подготовки и проведения урока по дисциплинам образовательной области «Обществознание» в различных типах учебных заведений, в том числе профильного обучения;
- требования к результатам освоения школьниками содержания обществоведческих и философских дисциплин, требования вступительных испытаний профильной направленности, требования олимпиад школьников обществоведческого профиля.
По итогам освоения курса студенты должны уметь:
- использовать содержание учебных обществоведческих и философских курсов для формирования нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры, воспитания гражданственности, активной социализации учащихся;
- анализировать программы, учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса, осуществляя их выбор для использования в педагогическом процессе с учетом критериев научности, методической и воспитательной целесообразности, возрастных и психологических особенностей учащихся;
|
- соотносить содержание обучения с применяемыми методами и приемами; формировать содержание учебных занятий и заданий для самостоятельной работы учащихся в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся и другими факторами;
- планировать учебные занятия, определяя цели, задачи, взаимосвязь деятельности учителя и учащихся, разрабатывать проверочные и поисковые задания, планировать применение и использование современных средств обучения;
- проектировать систему текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся.
По итогам освоения курса студенты должны продемонстрировать владение:
- системой знаний об основных этапах становления и развития методики преподавания обществознания, о специфике современного этапа преподавания обществознания и философских дисциплин в школе, а также о стратегии развития школьного обществоведческого образования;
- основными методами научного исследования процесса преподавания дисциплин образовательной области «Обществознание» в различных типах учебных заведений, в том числе профильного обучения;
- методикой организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы, формирования и развития умений и творческих способностей учащихся;
- методикой подготовки и организации внеклассной работы с учётом современных требований к освоению обществознания школьниками.
IV. Место дисциплины в структуре ООП:
А. Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
|
— ИБ - интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата;
— направление подготовки Философия;
— наименование учебного плана Философия.
Б. Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:
· вариативная часть;
· тип - обязательный;
· 4 курс бакалавриата;
· 7 семестр.
В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала освоения данной
дисциплины:
Философия образования, Педагогика, Общая психология, Социальная философия, Философия общества, Экономика, Правоведение, Политология.
Г. Общая трудоемкость (72 - в ак. часах и 2 – в зачетных единицах).
Д. Форма промежуточной аттестации - зачет.
V. Формы проведения:
· форма занятий с указанием суммарной трудоемкости по каждой форме:
Лекции -36 часов.
Самостоятельная работа – 36.
· формы текущего контроля (письменные работы). |
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля:
№ | дата | тема | лектор |
1. | 01 сентября 2 пара | Методика преподавания обществознания как область научных знаний. | Брызгалина Елена Владимировна |
2. | 08 сентября 1 пара | Методические основы преподавания философских дисциплин школьникам (на примере ОРКСЭ. | Скворцов Алексей Алексеевич |
3. | 08 сентября 2 пара | Методические особенности философских программ для детей | Рябухина Татьяна Валерьевна руководительспециальных детских программ, научно-просветительский отдел, Политехнический музей |
4. | 15 сентября 1 пара | Социальные компетенции и проблемы их формирования в школьном курсе «Обществознание» | Лобанов Илья Анатольевич,учитель истории и обществознания в МОУ «Гимназия №17» г.о. Электросталь Московской области, заместитель руководителя ФКР по обществознанию, старший научный сотрудник ФИПИ. |
15 сентября 2 пара | |||
6. | 22 сентября 1 пара | Нормативно-целевые требования к обществоведческому образованию школьников. ФГОС и задачи курса «Обществознание» в школе | |
7. | 22 сентября 2 пара | Структура школьного предмета «Обществознание»: модели и подходы | |
8. | 29 сентября 1 пара | Актуальные особенности содержания и процесса школьного обучения обществоведческим дисциплинам (основное общее образование) | |
29 сентября 2 пара | |||
10. | 06 октября 1 пара | Актуальные особенности содержания и процесса школьного обучения обществоведческим дисциплинам (среднее общее образование) | |
11. | 06 октября 2 пара | ||
12. | 13 октября 1 пара | Внеурочная деятельность по предмету: задачи и формы реализации. Особенности проектной деятельности. | |
13. | 13 октября 2 пара | Методика подготовки школьников к интеллектуальным соревнованиям школьников обществоведческого профиля | Орлова Татьяна Сергеевна,ГОУ ДПО Центр Педагогического Мастерства |
14. | 20 октября 1 пара | Особенности проверки уровня сформированности компетенций учащихся по обществоведческим дисциплинам. | Лискова Татьяна Евгеньевна,кандидат педагогических наук, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию. |
15. | 20 октября 2 пара | ||
16. | 27 октября 1 пара | Методические аспекты проведения индивидуальных занятий со школьниками | Созонтов Илья Александрович,основатель компании LUDI |
16. | 27 октября 2 пара | Итоговая лекция. Подготовка к педагогической практике | Брызгалина Е.В. |
VII. Содержание дисциплины по темам.
VIII. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины - по видам компетенций:
ОНК - общенаучные компетенции;
· Владение основами педагогики и психологии, умение применять знания и навыки в этой области в процессе педагогической деятельности (ОНК-5);
ИК – инструментальные компетенции;
· Владение навыками воспитательной работы, умение их использовать в процессе педагогической деятельности (ИК-14).
СК - системные компетенции;
· Не предусмотрены
ПК - профессиональные компетенции;
· Способность эффективно использовать в процессе педагогической деятельности базовые и специализированные философские знания, а также знание методики и принципов организации учебного процесса (ПК-2);
IX. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.
Изучение курса предполагает выполнение практических заданий:
Задание 1 - по теме «Методические основы преподавания философских дисциплин школьникам».
Прочитайте самый популярный учебник по модулю курса ОРКСЭ «Основы светской этики» (Издательство «Просвещение», без автора, файл доступен на лекции) и кратко ответьте на следующие вопросы:
- можно ли сказать, что этот учебник выполнен на высоком уровне с точки зрения логичности построения, информативности и обществоведческой грамотности?
- соответствует ли, на Ваш взгляд, этот учебник общекультурному уровню развития учеников 4-го класса (дети 9-10 лет)?
- можно ли ожидать, что ознакомление с содержанием учебника позволит ученикам 4-го класса получить отчётливое представление об этике и существенно повлияет на их поведение?
Объём письменной работы – 1-1,5 стр. (до 2.000 знаков)