Классификация форм воспитательной работы




Слова «форма» имеет много значений. Это и внешнее очертание и система организации чего-либо. В воспитательном процессе форму можно определить как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и организационно-практических) задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (Е.В. Титова).

Функции, выполняемые формами воспитания, следующие: организаторская, регулирующая, информативная. Соответственно, формы воспитания предполагают регуляцию отношений воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Существуют различные классификации форм воспитания. Например, по количеству участников формы воспитания бывают массовые (конкурсы, спектакли, концерты, праздники, спортивные соревнования), групповые (кружки, советы дел, творческие группы), индивидуальные (беседа, коллекционирование, выполнение поручения, обмен мнениями).

По времени проведения формы воспитания подразделяются на кратковременные, продолжительные, традиционные (регулярно повторяющиеся). По субъекту организации формы воспитания могут быть представлены следующим образом: организаторами форм работы выступают педагоги и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива в организации принадлежит детям.

Оригинальную классификацию форм организации воспитания предложила Е.В. Титова. Она разделила формы воспитания на три группы: мероприятия, дела и игры.

Мероприятие – это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на ребенка. «Принятие мер» - такова семантика слова.

Мероприятие предполагает предъявление детям для осмысления идей, фактов, дилемм, стимулирование социально ценного отношения к предмету мероприятия; установление норм поведения и деятельности.

Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям (И.П. Иванов). Дело – это общая забота, важные события, организованные самими детьми. Оно строится на основе продуктивности, общественной значимости, коллективности и творчества.

Организация дела имеет шесть последовательно реализуемых стадий: предварительная работа; коллективное планирование дела; коллективная подготовка дела; проведение коллективного дела; коллективное подведение итогов дела; ближайшее последействие коллективного дела (И.П. Иванов)

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения (Е.В. Титова). Воспитание использует многообразие игр (игры по правилам, творческие игры, с природными материалами, сюжетно-ролевые, деловые, досуговые и др.). Игра предполагает создание игрового настроения, организацию игрового общения, реализацию игрового действия. Игра направляется правилами игры, сюжетом, интересным времяпрепровождением.

Выбор форм воспитания зависит от воспитательных целей и задач, содержания работы, подготовленности детей, возможностей педагогов, материальной базы и внешних условий, важности обогатить детей новым опытом.

 

 

Инновационные воспитательные технологии

1. Особенности воспитательных технологий

2. Личностно ориентированные технологии в воспитании

3. Технологии общения и моральных дилемм

Список литературы

· Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. – Академия, 2007. – Глава 7.

· Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.

· Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 144 с.

Технологический подход к организации воспитания в условиях современной школы, необходимость разработки новых развивающих технологий является одной из наиболее острых проблем отечественной педагогики. Воспитательная технология, используемая в процессе культурного развития учащихся, должна внести свой вклад в формирование отношенческих позиций, социальных и нравственных качеств, необходимых на данном этапе развития общества. Не умаляя роли учителя, следует подчеркнуть важнейшее значение использования педагогических технологий в личностном становлении современного школьника.

Использование воспитательных технологий должно учитывать существенные характеристики современной трактовки этого понятия:

· разработка под конкретный замысел; в основе лежат определенные философские идеи, ценностные ориентации автора;

· целевая установка как конкретно ожидаемый результат «выстраивает» технологическую цепочку действий, операций, коммуникаций;

· взаимосвязь деятельности педагога и учеников с учетом индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческого, технического потенциала, включения диалога;

· любой учитель должен ориентироваться в поэтапном планировании и последовательном воплощении элементов технологии, что, в частности, гарантирует достижение планируемых результатов;

· диагностические процедуры - органическая часть технологии, включающая критерии, показатели и инструментарий измерения результатов работы.

Карл Роджерс выделял следующие основные принципы гуманистической педагогики:

· индивид находится в центре постоянно меняющегося мира. Отсюда два вывода: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;

· человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

· человек стремится к самопознанию и к самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

· взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

· самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых или скрытых контактов.

В условиях личностно-ориентированного обучения иную роль приобретает учитель - он выступает как организатор самостоятельной активной деятельности учащихся, компетентный консультант и помощник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: