Тема 3. Рынок, его сущность и функции. Структура и инфра-




Структура современного рынка.

Рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок это объективное явление экономики, известное любому человеку, осуществляющему какие – либо покупки. А происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.

В длительной экономической эволюции «сотворение» рынков произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: «редкие ограниченные ресурсы- неограниченные потребности человека в разнообразных благах». Согласно учению А.Смита («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776г.), возникновение рынков является следствием естественной редкости экономических ресурсов, ограниченности производительных возможностей человека.

Первая и одна из главных функций рынка ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникаций, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательстве, или беспощадным наказанием за неудачный выбор, неосознанный просчет в экономических решениях.

Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользоваными в экономике.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

 

Тема 4.Собственность и предпринимательство в рыночной

Экономике.

Общепринято, что основой рыночной экономики, в том числе и смешанной регулируемой рыночной экономики, выступает частная собственность в её разнообразных типах и формах. Без понимания её содержания, её типов и форм нельзя полностью понять содержание рыночной экономики и тем более выработать эффективную политику формирования рыночной экономики в России. Для экономиста проблема собственности возникает лишь там, где есть экономическая деятельность. Последняя неизбежно порождает целую гамму отношений между её участниками, а также между всеми ними обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности.

Экономические отношения собственности на только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы её организации. Так, рыночное хозяйство возникает лишь при условии, что участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников.

Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная (федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, общественных объединений, частная, прочие (включая смешанную собственность).

Издержки которые несёт общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм, Р. Коуз называет транссакционными издержками. Уровень издержек для фирм различного типа неодинаков. В рыночной системе сомоуправляемые частные фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и установление экономических взаимосвязей, на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и контроль за их исполнением и т.д. эти издержки могут быть скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны заблокировать возможность рыночных взаимосвязей в целом. Но особую проблему составляют транссакционные издержки органов и структур государственного регулирования рыночной системы. Функционирование этих органов и структур обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит распад всеобъемлющей командно- административной иерархии, которая изначально отбросила возможность рыночного самоуправления первичных звеньев экономики, предприятий и фирм. Централизованное плановое руководство и командное распределение ресурсов представлялось в виде идеальной системы. Считалось, что её функционирование будет обходиться обществу почти «даром», без существенных издержек. Но координация из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена её росла с развитием национального хозяйства. В конечном итоге оказалось, что методами жесткой централизации невозможно решать экономические задачи. Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы способы их сокращения. Только дороговизна рыночной координации способна устранить конкурентный ценовой механизм, если он обходится обществу дороже, чем функции органов государственного регулирования экономики. В этой мере, в какой механизм регулирующего вмешательства позволяет экономить трансакционные издержки общества, рыночные механизмы ограничиваются или вытесняются. Если издержки государственного регулирования оказываются дороже, чем саморегулирование, то они должны быть заменены рыночным механизмами. Альтернативы подобному подходу не существует. Но его использование в будущем переустройстве российской экономике сопряжено с коренным изменением отношений собственности.

В современном национальном хозяйстве участвуют миллионы хозяйствующих субъектов, целью которых является прибыль. Среди них- те, которых принято называть экономическими агентами – домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества и т.д. Кроме того, в каждой стране функционируют свои, присущие данному национальному хозяйству экономические агенты. В настоящее время есть множество определений сущности предпринимательства. Если попытаться выделить в них общее, то оно сведется к следующему:

1.Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию;

2.Содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т. д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Существует такая форма предпринимательской деятельности как индивидуальное предпринимательство. Оно основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что здесь не проводятся различия между собственно капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Имущественная ответственность распространяется на всё имущество предпринимателя, не зависимо от его включенности в капитал. Под индивидуальной трудовой деятельностью понимается такая форма предпринимательства, при которой последнее основано исключительно на собственном труде предпринимателя и членов его семьи.

Товарищества – форма предпринимательской деятельности, основная на объединении (паевом, долевом) имущества разных собственников. Там играют двоякую роль. Во – первых, полученная товариществом прибыль после уплаты налогов и выделения необходимых средств на накопление капитала распределяется между участками товарищества в качестве их дохода, пропорционально паям. Во- вторых, решения участниками товарищества принимаются большинством голосов, количество которых у каждого участника также пропорционально его паю. Как правило, товарищества представляют собой закрытые общества, т.е. компании, где сиена собственников паёв происходит лишь с согласия большинства их участников. Товарищества включают относительно небольшое число членов, лично принимающих участие в их работе. Товарищества выступают в разных формах. Полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью) образуется на основе договора между его участниками о совместной предпринимательской деятельности, предусматривающего их взаимные обязательства и распределение доходов при условии полной и солидарной ответственности.

Полная (неограниченная) ответственность означает, что участники товарищества отвечают по всем обязательствам, возникающим в связи с его функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитале товарищества.

Смешанное товарищество объединяет часть своих участников на принципе полной (неограниченной) ответственности (действительные члены) и часть –на принципах ограниченной ответственности (члены –вкладчики) т.е. имущественная ответственность распространяется только на вклад, внесенный участником в капитал товарищества. При этом право голосования имеет только действительные члены товарищества.

Товарищество с ограниченной ответственностью. В таком товариществе имущественная ответственность ограничивается лишь капиталом товарищества. Следовательно, каждый его участник рискует лишь переданным товариществу паем.

Акционерное общество также образуется путем объединения на паевой (долевой) основе средств своих участников (акционеров) и относятся к компаниям с ограниченной ответственностью, т.к. отвечают по своим обязательствам только собственным капиталом. Таким образом, имущественный риск акционеров ограничивается лишь теми средствами, которые они внесли для вступления в акционерное общество.

Существует много барьеров, препятствующих фирмам выходу на рынок. С конкуренцией связан такой аспект рыночной организации экономики, как предпринимательство, а исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса далеко не самые благоприятные нет умных и опытных предпринимателей.

 

Тема 5. Государство в рыночной экономике.

 

Для решения важнейших экономических проблем- что, как и для кого производить – рынки выступают наиболее эффективной системой организации взаимосвязей. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определённых условий, формируемых государством. К ним относятся:

- законодательное определение прав собственности;

- защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, размеренной законом;

- гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

- использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;

- ограничение монопольных тенденций в экономике.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем. Примером могут служить сферы совокупного социального или муниципального потребления, где использование рыночных механизмов ограничивается государством: оборона, охрана общественного прядка, обслуживание крупных инфраструктурных комплексов и энергетических сетей, водоснабжения и т.п.

Основу современной организации национального хозяйства составляют два «начала»: рынок и государственное макроэкономическое регулирование. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определило направленность нынешнего реформирования российской экономики. В ходе российских реформ предполагается сдать:

- рынок со всеми присущими ему механизмами и функциями.

- Структуры и функции макроэкономического регулирования для решения вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства.

Даже в странах с давно сформировавшейся организационно- экономической системой, совмещение обоих «начал» порождает известные проблемы. Для российской реформируемой экономики эти проблемы многократно усложняются. Во- первых российский вариант –это возрождение рыночной системы, которая эволюционным путем формировалась до известных революционных событий начала 20 века и содержала в себе все аспекты национальной специфики. Российский рынок со всеми его специфическими особенностями был разрушен коммунистической экономической политикой. Возрождение экономики в ходе нынешнего реформирования должно быть осуществлено с учетом не только национального, но и мирового опыта. При этом, однако, нельзя забывать, что мировая практика строилась, в основном, на законах экономической эволюции, в ходе которой постоянно формировалось и совершенствовалось нынешнее соотношение организационных форм рынка и государственного регулирования. Но самое существенное заключается в том, что даже наиболее эффективные современные модели рыночной экономики- это уже пройденный этап эволюции. Развитые страны и их национальные хозяйства в настоящее время ведут поиск новых моделей рыночной системы, способные более эффективно устранять «провалы» и несовершенства рынка, решать более сложные экономические и социальные задачи.

Во-вторых, движение российских реформ затрудняется отсутствием четких критериев эффективности, закладываемых в основу конструирования организационно- экономических форм рыночной системы. Правда эта проблема не только российская, она представляет сложность для национального хозяйства любой развитой страны мира. Следовательно, в ходе нынешней реформы в России должна быть создана рыночная модель нового типа, контуры которой сегодня только улавливаются в наиболее развитых странах. Лишь в этом случае российской экономической системы будет обеспечен паритет в будущей мировой экономике. И я согласен с утверждением о том, что ни одной стране не удалось пока достичь оптимального сочетания рынка и государства.

Экономические издержки включают в себя все платежи, причитающиеся собственникам ресурсов и достаточные для того, чтобы гарантировать стабильные поставки этих ресурсов для определенного производственного процесса. Сумма превышения общего дохода над доходом, покрывающим все издержки производства, называется чистой, или экономической прибылью. В рыночной экономике производятся только те продукты, производство которых приносит общий доход, покрывающий все издержки, включая нормальную прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит нормальной прибыли, производить не станут. Получение отраслью экономической прибыли свидетельствует о том, что эта отрасль процветает, и служит сигналом к её расширению. Убытки означают, что отрасль неблагополучная, и ведут к сокращению её производства. Расширение и сокращение производства – это самоограничивающиеся процессы.

Поиск критериев эффективности организационных форм в рыночной экономике нового типа связан с определением уровня или оценкой общественных издержек, требующихся для создания и функционирования её структур.

 

Тема 6. Теория спроса и предложения.

 

 

Термин «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижения цены ведет к соответствующему возрастанию спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Следовательно, существует отрицательная или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Он объясняется следующими основными причинами:

1. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им

совершить покупку. Высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.

2. Потребление подвержено действию принципа предельной полезности- то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких- либо альтернативных товаров. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие товары более дешёвыми.

Кроме цены существуют другие детерминанты спроса, изменение которых приводит к смещению всей кривой спроса. К ним относятся следующие факторы: изменение вкусов покупателей, изменение числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на сопряженные товары, изменение в ожиданиях потребителей.

Существует положительная, или прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и цена предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Это объясняется тем, что поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Также как и спрос, предложение имеет неценовые детерминанты, т.е. факторы, вызывающие изменения кривой предложения. К ним относятся: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на другие товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

Следует различать изменение спроса и изменение величины спроса, которое означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.

 


 

 

Рис. 1. Кривые спроса (DD) и Рис. 2. Увеличение спроса и его

Предложения (SS) воздействие на цену (P) и

aa1 изменение величины спроса. кол-во продукта (Q).

 

Не следует смешивать понятия «изменения в предложении» и «изменения величины предложения». Изменение одной или более детерминант предложения – вызывает изменения в предложении. Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, как показано на рис. 3 от S1 к S2. Изменения величины предложения вызывает- вследствие изменения цены рассматриваемого продукта- передвижения на неизменной кривой предложения от одной точки к другой, например от до на рис. 1.

Такое явление: цена товара начинает

расти в текущем месяце, когда люди

ожидают повышение цены на него в

следующем, относится к такому детер-

минанту спроса как изменения в ожи-

даниях потребителей. Ожидание повы-

шения цен повышает текущий спрос.

Рис.3. Увеличение предложения

и его воздействие не цену Спрос рождает предложение. Поэтому

(P) и кол-во продукта (Q). Производители повышают цены на товар

В начале 80-х годов произошло затоваривание рынка алмазов. Компания «De Beers», мировой лидер производства и продажи алмазов, стала покупать в большом количестве необработанные камни. Я считаю, что они действовали рационально, потому, что покупка большого количества алмазов во время затоваривания сделают в будущем уменьшение числа поставщиков. Через определённый период времени спрос на алмазы вновь повысится, а значит и повысятся цена.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: