Словарь основных археологических терминов




Акинак - скифский кинжал с двусторонним лезвием.

Акрополь - цитадель древнегреческого города, расположенная на возвышенности.

Амфора - сосуд с двумя ручками. Предназначался для хранения и перевозки вина и масла.

Ангоб — декоративное покрытие в виде тонкого слоя глины, наносимой на поверхность сосуда для сглаживания неровностей и придания изделию более эстетического вида и создания фона для нанесения орнамента.

Антропогенез — учение о происхождении человека.

Антропоморфный (букв, человекообразный) — изображение каких-либо существ и животных в человеческом облике.

Артефакт — созданный человеком предмет, вещь.

Архантропы — древнейшие предки человека (древнейшие гоминиды — питекантропы, синантропы).

Археологический комплекс — совокупность археологических объектов. Археологические комплексы бывают открытые и закрытые. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (клады, инвентарь, вещи из неожиданно разрушенного жилища). Открытые комплексы формируются в течение длительного отрезка времени.

Ассимиляция — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев. В археологии — вытеснение признаков одной культуры другой.

Бармица — кольчужная или пластинчатая сетка, прикрепленная к шлему и свободно спадающая на плечи. Предназначена для защиты шеи воина.

Венчик — верхний край сосуда, по форме различный: прямой, отогнутый, валиковый и т.д.

Височное кольцо — украшения над висками, разнообразные по форме. Крепились к волосам, а также на лентах, шнурах, опоясывающих голову.

Впускное погребение — совершенное в насыпи уже существовавшего кургана.

Галечная техника — древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из галек путем отбивки.

Гарпун — метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или с двух сторон.

Галечные орудия — наиболее ранний и примитивный тип орудий. Сделаны из гальки техникой скола.

Глазурь — стекловидное покрытие на керамических изделиях и украшениях. Делала керамику прочной, водонепроницаемой, декоративно оформленной.

Глинобитные — сделанные из глины стены жилищ, печи, площадки.

Гоминиды. (от лат. Ьото — человек) — семейство отряда приматов: человекообразные обезьяны, ископаемые и современные люди.

Гончарный круг — горизонтально вращающийся станок для изготовления глиняных сосудов. Гончар приводил его в действие рукой или ногами.

Горит — футляр из кожи и дерева для лука. Украшался металлическими или костяными пластинами с тиснением, рельефами и т.п.

Городище — древнее поселение на возвышенности, укрепленное рвами и валами.

Граффити — фигуры, рисунки или надписи, прочерченные на поверхности: на скалах, стенах домов, на керамике.

Гривна— 1) шейное украшение из металла в виде обруча, гладкого или крученого; 2) денежная единица в Древней Руси в виде слитка серебра.

Грунтовая могила — могильная яма, вырытая в материке, овальной, четырехугольной или квадратной в плане формы.

Детинец — укрепленная часть древнерусского города, т.е. кремль. Располагался на высоком месте.

Диадема — головной убор в виде повязки, полосы из кожи с украшениями; корона, изготовленная из драгоценного металла.

Дольмен — погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железа в виде огромных камней, накрытых сверху каменной плитой.

Доместикация — приручение, одомашнивание диких животных.

Дресва — толченый камень, добавлявшийся в глину в качестве отощителя при изготовлении посуды, придавал керамике прочность, предотвращал растрескивание.

Дромос — земляной тоннель, прорытый под землей грабителями кургана или сделанный специально во время строительства погребального сооружения.

Жертвенник — сооружение из камней, дерна, дерева, где приносились жертвы.

Звериный стиль — стилизованное изображение отдельных животных — оленей, баранов, хищников, в основном из семейства кошачьих.

Землянка — распространенное в древности жилище, углубленное в землю.

Зернотерка — приспособление для ручного помола зерна. Состоит из двух камней, каждый из которых имеет одну плоскую сторону.

Зооморфный — стилизованный под животное, часто определенного вида.

Идол — каменная или деревянная фигура, изображающая духа, мифологического или эпического героя.

Изваяние — скульптурное изображение, статуя, идол.

Ингумация — захоронение тела умершего, трупоположение в могильную яму.

Индустрия — определенные, устойчиво повторяющиеся приемы обработки камня и изготовления каменных орудий труда.

Инкрустация — украшение изделий путем вставок из другого материала (перламутра, мрамора, дерева и пр.) или драгоценных камней.

Каменная баба — каменное изваяние, изображающее женщину или воина.

Камера погребальная — помещение для погребения со стенами, укрепленными деревянным срубом или каменными плитами.

Катакомба — специальное сооружение, подбои в землю в сторону от могильной ямы для погребения.

Кельт — металлическое, чаще бронзовое, орудие в виде полого клина, насаживалось на рукоятку, иногда снабжено ушками или отверстием для закрепления на рукоятке. Употреблялось как наконечник заступа, мотыги, тесла или топора в зависимости от способа крепления к ручке.

Кенотаф — ложное погребение, не содержавшее тела или праха умершего.

Клад — намеренно спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи: орудия, оружие, украшения, монеты.

Кливер — в археологии орудие с косым сколом.

Колесница — повозка на двух или четырех колесах. Древнейшие имели колеса-диски, более поздние — на спицах и втулке. Появляется в энеолите.

Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.

Копье — колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла.

Костяк — археологический термин, то же, что скелет.

Кремация — сжигание тела умершего.

Кресало — железный предмет для получения огня путем высекания искры при ударе о камень.

Крица — твердая губчатая масса железа с большим содержанием шлаков, полученная в результате сыродутного способа варки железа из руды.

Кромлех — отдельно стоящие крупные камни, в комплексе образующие круг.

Культурный слой — слой земли, образованный в результате жизнедеятельности людей. Включает остатки жилых и хозяйственных строений, предметы, отбросы. Слои различаются между собой, содержат археологическую и хронологическую информацию.

Курган — надмогильное сооружение из земли, дерна или камней.

Курильница — изделие из камня или керамики для горящих углей, благовоний, небольших жертвоприношений.

Леваллуа — двойная техника обработки камня: 1) скалывание правильной формы пластин (треугольных, овальных) с тщательно подготовленного, нуклеуса (ядрища) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин для получения нужного орудия.

Личина — схематичное изображение человеческого лица или маска.

Лощило — инструмент для шлифовки изделий, поверхности сосудов.

Льячка — глиняная ложка (ковш) для разлива расплавленного металла в формы.

Макролиты — крупные грубо оббитые каменные орудия.

Маски погребальные — накладывались на лицо погребенного. Их делали из терракоты, металла, бересты, кожи и материи.

Меандр — орнамент в виде ломаной линии. Характерен для андроновской культурной общности.

Мегалиты — древние сооружения из больших каменных блоков.

Менгиры — вертикально поставленные продолговатые каменные плиты, образующие ряды, иногда параллельные, длиной в несколько сотен метров или несколько километров («аллеи менгиров»). Связаны с погребальными, культовыми комплексами.

Микролиты — мелкие каменные пластинки, как правило, в форме трапеции, сегмента, треугольника и др.; часто использовались как вкладыши в составных орудиях.

Могила — место для погребения умерших: яма в грунте, яма, оборудованная деревянным срубом, выложенная камнем, и сооружение над ней типа кургана.

Могильник — комплекс погребений. Выделяют могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.

Нарезной орнамент — встречается на керамике. Наносился на глину до обжига острым инструментом.

Некрополь — букв, город мертвых. Так называли античные могильники.

Ножевцдные пластины — кремневые удлиненные пластины, полученные скалыванием с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками для изготовления орудий, вкладышей путем вторичной обработки отжимной ретушью; характерны для верхнего палеолита и мезолита.

Нуклеус (букв, ядро, сердцевина) — специально обработанный камень, с которого скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы — дисковидные (овальные), затем пирамидальные (эпоха мустье) и призматические (верхний палеолит).

Оббивка — ударная техника обработки каменных орудий. Самая древняя в истории каменной индустрии.

Оленный камень — вытянутый камень с высеченными на нем изображениями (обычно оленей). Были распространены в степной, лесостепной полосе Евразии в скифскую эпоху.

Орнамент — ритмично повторяющийся геометрический или другой стилизованный узор на каких-либо предметах. В археологии большое значение имеет орнамент на керамике. Выделяются расписной (рисованный), штампованный, нарезной, прочерченный орнаменты.

Острога — орудие для ловли рыбы, имеющее несколько костяных зазубренных наконечников.

Остроконечник — каменное вытянуто-треугольное орудие из отщепа, крепилось на древко.

Остеологический материал — костный материал скелетов.

Отбойник — камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

Отжимная ретушь — техника обработки каменных орудий, при которой мелкие чешуйки отделялись при помощи костяных или каменных инструментов.

Отжимник — заостренная костяная палочка, использовавшаяся для скола каменных чешуек.

Отщеп — осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

Очаг — место для разведения открытого огня в жилище, определяется по наличию очажной ямы, каменной выкладки, остаткам пятна, угля или изменению цвета земли, глиняной вымостки или каменной обкладки.

Палеоантропы — обобщенное название ископаемых древних людей мустьерской эпохи.

Палеопочвы — древние почвы, перекрытые другими, не почвенными слоями грунта.

Панцирные пластины — плоские железные (деревянные, керамические) пластины для защитного доспеха.

Пекторалъ — ювелирное украшение, которое носили на груди.

Петроглифы — рисунки, изображения на каменных плитах, скалах.

Погребальное сооружение — сооружение типа дольмена, кургана, камеры и т.д., предназначенное для погребения.

Подбой — вырытое в боковой стенке ямы углубление для захоронения человека, животного или вещей.

Подъемный материал — археологический материал: керамика, отщепы, кости и пр., который находится на поверхности разрушенного культурного слоя или захоронения.

Пещерное искусство — палеолитические гравировки и росписи, реже — барельефы и одиночные образцы лепки из глины в пещерах позднего плейстоцена.

Пифос — большой широкогорлый глиняный сосуд для хранения зерна и других продуктов.

Пластина ножевидная — длинный отщеп с параллельными краями, полученный от специально подготовленного нуклеуса. Она может быть орудием сама или служить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.
Погребальный инвентарь — предметы, помещавшиеся в могилу вместе с умершим. Сюда входили личные вещи, жертвоприношения и провизия для покойника.

Погребальный обряд — действия, совершаемые над умершим человеком во время его погребения.

Погребение — обычай захоронения умершего человека. Выделяют два способа захоронения: кремацию (трупосожжение) и ингумацию (трупоположение). Хоронить могли в земле, на поверхности, на помостах, на деревьях, в скалах и т.п. Покойника хоронили на спине, на боку, в скорченном положении. Погребение появилось в мустьерскую эпоху.

Посад — ремесленно-торговая часть древнерусских городов. В среднеазиатских городах - называлась рабад.

Поселение — место проживания группы людей. Они бывают постоянные и временные, открытые (селища, стоянки) и укрепленные (городища).

Праща — ручное орудие для метания камней. В петлю вкладывался камень, раскручивался в воздухе, один конец отпускался и камень с силой летел в цель.

Пряслице — круглый с отверстием в центре грузик из керамики или камня. Служил для увеличения инерции вращения веретена. С помощью веретена пряли нити.

Псалии — часть конской уздечки, пара стержней, служивших для ограничения движения удил во рту лошади и облегчавших управление конем.

Расписная керамика — посуда, поверхность которой покрыта орнаментом, нанесенным красками, т.е. крашеная керамика.

Ретушь — снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого орудия. Известны три типа ретуши: 1) ударная —чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная — орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная — когда мелкие чешуйки отделяются путем нажима острой костяной палочкой, отжимником.

Ритон — кубок в виде рога.

Ритуал — совокупность действий, обрядов, связанных с погребением, принесением жертвы, праздниками и пр.

Рубило—универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Распространено в раннем палеолите.

Сакральный — священный. В археологии — культовый предмет или помещенный с погребенным согласно ритуалу.

Саркофаг — каменный, деревянный (долбленый) гроб.

Святилище — место совершения культовых обрядов, поклонения духам, божествам. То же — культовое место, капище.

Селище — неукрепленное долговременное поселение.

Семантика — в археологии смысловая сторона рисунка, изображения, знака.

Серп — ручное орудие для уборки злаковых. В неолите и энеолите были вкладышевые серпы, позднее металлические с гладким лезвием. Ранние серпы слегка изогнуты, поздние изогнуты полукругом. Известны серпы с отверстием на ручке и с крючком.

Скребло — каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло служить в качестве ножа или скребка.

Солярный знак — символ солнца, круг, спираль, свастика.

Составные орудия — орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей — каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы.

Стела — вертикальный камень или вертикально поставленная плита, часто украшенная резьбой или надписями.

Стоянка — временное поселение.

Стратиграфия — в археологии изучение залегания слоев, напластований человеческой деятельности на поселениях и других археологических объектах.

Стремя — приспособление для упора ноги всадника при верховой езде. Стремена делали из кожи, дерева, кости, металла.

Сырцовый кирпич — кирпич, не подвергавшийся обжигу. В областях с сухим климатом кирпичи не обжигали, а лишь высушивали на солнце.

Су фа — специальная лежанка у стены.

Тамга — родовой знак, которым метили различные предметы.

Терракота (букв, обожженная глина) — неглазурованные керамические изделия: сосуды, мелкая пластика, пряслица, грузики ткацких станков, сетей, урны.

Тигель — сосуд из огнеупорной глины, в котором плавили металл, стекло.

Топография - описание расположения памятника на местности.

Торевтика — ручная рельефная обработка художественных изделий из металла — тиснения, чеканки. Торевтикой называют и сами изделия — металлическую посуду, наборные пояса и т.п.

Трансгрессия — движение суши, изменение рельефа, уровня Мирового океана. Связаны с большими природными катаклизмами в истории земли: вулканической деятельностью, образованием материков, горных систем, рек, таянием ледников.

Тризна — пиршество в память умершего, то же, что и поминальный обряд, поминки.

Тулово сосуда — основная часть сосуда, имевшая овальную, круглую, яйцевидную кубковидную или другие формы.

Ударная площадка — поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.

Удила — деталь конской сбруи, вставляются в рот животного, предназначены для управления конем. Известны сухожильные, бронзовые, железные удила.

Фалар — металлическая бляха на конском снаряжении, помещавшаяся на груди лошади, обычно круглая, орнаментированная.

Фреска — роспись стены водяными красками по сырой штукатурке.

Хум — большой сосуд для хранения припасов.

Царские курганы — большие по размерам насыпи с обширными погребальными камерами, курганы степной Евразии скифской эпохи.

Чеканка — рельефное изображение на листовом металле.

Черепица — керамические фигурные пластинки для кровельного настила.

Черешок — узкий выступ в основании орудия для закрепления его на рукояти.

Чоппер — крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.

Чоппинг — крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.

Шлем — головной убор воина. Были двух видов: открытые — без забрала, закрытые — с забралом, защищающим лицо от удара.

Шнуровой орнамент — орнамент в виде оттиска шнура или имитации

шнура на сосуде.

Штампованный орнамент — сочетание разнообразных фигур-штампов, нанесенных по сырой глине специальным орудием — штампом, обычно в виде зубцов гребенки.

Эмаль — стеклообразное покрытие, наносимое на металлическое изделие и закрепляемое обжигом, то же — финифть. Эмали бывают выемчатые, перегородчатые и др.

Ямочно-гребенчатъй. орнамент — орнамент, состоящий из чередования оттисков гребенчатого штампа и углублений, ямок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: