Общие художественные черты научно-фантастического романа второй половины 20 века.
Научная фантастика (НФ) — жанр в литературе, кино и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях, не выходящих за рамки научного восприятия действительности, как в области естественных, так и гуманитарных наук[1]. Произведения, основанные на ненаучных допущениях, относятся к другим жанрам (фэнтези, мистика и т. п.). Основа фабулы научно-фантастических произведений — новые открытия, изобретения, исследования, такие как космические путешествия, путешествия во времени, а также изменение человека и окружающего его мира под влиянием этих открытий.
Бурные события XX века, череда мировых войн и революций, установление диктатур, породили целый ряд произведений в обоих жанрах – утопии и антиутопии. Ключевые антиутопии XX века:
- «Мы» Е. Замятина;
- «1984» Джорджа Оруэлла;
- «О, дивный новый мир» и «Остров» Олдоса Хаксли;
Поисками истинных ценностей пропитаны произведения фантастического будущего. Писатели-фантасты 50-70-х на новом уровне разрабатывали сюжеты космических путешествий, встреч с инопланетными цивилизациями, мировых катастроф. Опираясь на опыт Герберта Уэллса и создателей антиутопии, они изображали негативные перспективы цивилизации, которая пошла путём безоговорочного увлечения научно-техническими ценностями. В фантастике значительно усилилось философское начало. Особое внимание уделялось проблеме роста моральной ответственности в условиях научно-технического прогресса.
В 70-е годы отмечается невиданный дотоле всплеск интереса академического литературоведения литературе НФ. Прорыв научной фантастики в сферу общественного сознании английский писатель-фантаст Артур Кларк считает наиболее примечательной чертой того десятилетия.
|
Зачастую действие НФ происходит в далёком будущем, что роднит НФ с футурологией, наукой прогнозирования мира будущего. Многие НФ-писатели посвящают своё творчество литературной футурологии, попыткам угадать и описать реальное будущее Земли, как это делали Артур Кларк, Станислав Лем и др. Другие писатели пользуются будущим лишь как сеттингом, позволяющим полнее раскрыть идею их произведения. И в том, и в другом случае фантастам нередко удаётся предсказать реальное развитие науки и техники. Многие авторы антиутопий и постапокалипсиса стремятся предупредить читателей об опасностях бездумного использования достижений прогресса и репрессивных форм государства и общества.
О.В. сказала сравнить что осталось от НФ 19в.и что нового добавилось.
Вот немного об этом..
Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался — как правило, в виде утопии — мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна и Герберта Уэллса.
В XX веке значительный вклад в развитие научной фантастики как жанра внесли американские писатели — представители наиболее технологически развитого государства. В работах всемирно известных авторов, таких как Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн поднимаются философские проблемы путей развития человечества, обсуждаются последствия внедрения технологий. (То есть в 20 веке уже более они уже более пессимистически описаны.)
|
Теперь по мини-лекции ОВ на консультации. Потому что я ни учебников, ни особой информации в инете по этой теме не обнаружила(
НФ в 20в. Уже не новорожденный жанр. Продолжается традиция, когда фантастика связывается с философией, аниутопией.
Антиутопия выступает как вариант научно-фантастического романа.
Происходит разворот после различных войн: дискредитация научного знания как того, что может изменить жизнь.
Появляются
· темы космоса
· проблема контакта с иными цивилизациями
· человек перед лицом альтернативности
Основной вопрос к цивилизации: готовы ли люди мириться с одинаковостью?
Вспоминаем творчество Лема, Кларка, Хаксли, Оруэлла.
Станислав Лем писал о (часто выглядящих непреодолимыми) трудностях общения человечества с внеземными цивилизациями, о технологическом будущем планеты. Более поздние его работы посвящены также идеалистическому и утопическому обществу и проблемам существования человека в мире, в котором нечего делать из-за технологического развития. Его сообщества внеземных миров включают рои механических самоорганизующихся «насекомых» («Непобедимый»), разумный Океан («Солярис») и другие.
Для многих современных писателей-фантастов космос стал довольно условным местом действия, подчас они используют экипаж космического корабля как модель замкнутого общества, а планеты далеких звезд служат им хорошим полигоном для испытания жизнеспособности героев и авторских идей.
|
«Город и Звёзды» Кларка — один из наиболее интересных и значимых романов «космического» цикла. (Вспоминаем и читаем прошлый билет про эту антиутопию).
Антиутопическое общество Дж. Оруэлла в романе «1984 », вызывает прямые ассоциации с советским обществом в сталинском варианте. В «новом мире» существует «министерство правды» — «руководящий мозг, чертивший политическую линию, в соответствии с которой одну часть прошлого надо было сохранить, другую фальсифицировать, а третью уничтожить без остатка». А обитатели этого общества воспитываются на простых истинах, таких как «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила». Антиутопия Р. Бредбери.
Мир Рея Бредбери в романе «451° по Фаренгейту» менее жесток по сравнению с миром, представленным Дж. Оруэллом. Главным преступлением у Бредбери считается чтение книг или хотя бы наличие их дома. Существуют специально отведенные пожарные команды, уничтожающие книги. «Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести? Главная прелесть огня в том, что он уничтожает ответственность и последствия. Если проблема стала чересчур обременительной — в печку ее» — так формулирует этическое кредо своего «антиутопического» мира Брандмейстер, начальник пожарной станции. Бредбери увидел очевидные элементы «программирования» личности в современном ему буржуазном обществе массового потребления.