Воздушные линии сооружаются преимущественно на унифицированных опорах, при этом нет необходимости для каждой проектируемой линии разрабатывать конструкции опор. Поэтому при проектировании должны решаться следующие вопросы: рациональный выбор и применение унифицированных опор, прочностной расчет проводов и тросов в нормальных и аварийных режимах, расстановка опор по профилю трассы линии.
На воздушных линиях могут встретиться пролеты различной длины, что обусловлено рельефом местности, наличием различных преград и пересекаемых инженерных сооружений и пр. Поэтому по известным исходным данным применительно ко всем необходимым расчетным режимам работы линии заранее выполняют расчет провода заданной марки для всего диапазона длин пролетов, которые могут получиться на данной линии, называемый систематическим расчетом. Он дает информацию о механическом напряжении в проводе и стрелах провеса при решении различных задач, возникающих в процессе проектирования механической части линии.
Для воздушных линий электропередачи применяют деревянные, железобетонные и металлические (стальные) опоры.
Выбор материала опор следует производить на основании сравнения технико-экономических расчетов. В настоящее время в большинстве случаев при проектировании линии применяют унифицированные опоры. Согласно нормам технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше, рекомендуются следующие области использования различных материалов.
Железобетонные опоры с предварительно напряженной арматурой намечаются для установки в условиях равнинной местности на всех одноцепных линиях 35,110,150 кВ, где нецелесообразны деревянные опоры, на всех одноцепных линиях электропередачи 220 кВ; на всех двухцепных линиях 35, 110 кВ; на одноцепных линиях 330 кВ с горизонтальным расположением проводов; на линиях электропередачи 500 кВ, сооружаемых в равнинной местности, где металлические опоры экономически нецелесообразны. Металлические опоры следует применять на двухцепных линиях 35,110, 150 кВ и на одноцепных линиях 220, 330 кВ в районах, где нецелесообразно или невозможно применение деревянных и железобетонных опор (в безлесных районах, в горной или сильно пересеченной местности, при удаленности места строительства от базы на расстояние более 1500 км), на одноцепных линиях 330 кВ со смешанным расположением проводов, на двухцепных линиях 220, 330 кВ, на линиях 500 кВ в тех случаях, когда не допускается применение железобетонных опор, на линиях 750 кВ.
|
В проектируемых сетях будем принимать железобетонные опоры как на одноцепных, так и на двухцепных линиях.
После решения вопроса о материале опор приступают к выбору основного типа промежуточных опор, а также типов анкерных и угловых опор.
Как уже указывалось, при проектировании следует применять унифицированные опоры. На основе унификации для каждой опоры установлены условия применения: напряжение линии, число цепей, районы гололедности, максимальная скорость ветра, диапазоны марок проводов, марки тросов. По этим сведениям в справочниках выбирают соответствующий тип опоры.
При выборе типа опор необходимо наметить желаемое расположение проводов на опоре.
Для данного проекта выбираем конструкцию фазы – один неизолированный провод. Район по гололёдности принимаем I.
|
8 Технико-экономическое сравнение вариантов
На следующем этапе расчета необходимо выбрать из ранее выбранных двух вариантов наиболее выгодный с экономической точки зрения. Сопоставляемые варианты электрической сети отличаются друг от друга конфигурацией схемы сети, марками и сечениями проводов, типом подстанций в одноименных узлах. У них могут быть различия в надежности электроснабжения, величине напряжений в узлах и т.п. В силу этих обстоятельств у рассматриваемых вариантов будут неодинаковые потери мощности и электроэнергии. Для их осуществления потребуются разной величины капитальные затраты.
Из этого перечня факторов вытекает, что для сопоставления вариантов сети необходимо использовать какой-то перечень критериев, т.е. реализовать многокритериальный подход. Но, к сожалению, многим из указанных факторов трудно дать количественную оценку. Поэтому на практике используют однокритериальный способ сопоставления вариантов. В практике проектирования сопоставляют варианты по одному целевому критерию - приведенным затратам.
Предпочтение отдают тому варианту, приведенные затраты у которого наименьшие.
Все коэффициенты для расчётов берутся из [2].
Капитальные затраты:
К = КПС + КЛ. (8.1)
Стоимость линий:
КЛ = АЛ + ВЛ·U2НОМ + СЛ·F, (8.2)
где для одноцепной линии коэффициенты аппроксимации:
АЛ = 6.44 тыс.руб/км, ВЛ = 0.0000713 тыс.руб/(км·кВ2), СЛ = 0.016 тыс.руб/(км·мм2);
для двухцепной линии коэффициенты аппроксимации:
|
АЛ = 8.7 тыс.руб/км, ВЛ = 0.000214 тыс.руб/ (км·кВ2), СЛ = 0.021 тыс.руб/(км·мм2);
F – площадь сечения, мм2.
В качестве примера приведем расчет линии 3-7 для схемы №1. Так как линия является одноцепной, то примем соответствующие коэффициенты аппроксимации АЛ = 6.44 тыс.руб/км, ВЛ = 0.0000713 тыс.руб/(км·кВ2), СЛ = 0,016 тыс.руб/(км·мм2); F =240 мм2. Рассчитаем удельную стоимость линии:
КЛуд1-5=6,44+0,0000713*2202+0,016*240=13,73 тыс. руб./км
Полную стоимость получим путем умножения удельную стоимость линии на ее длину:
КЛ3-7= КЛуд3-7·25,08=13,73·25,08=344,35 тыс. руб.
Стоимости линии для схем №1 и №2 приведены в таблицах 8.1 и 8.2 соответственно.
Таблица 8.1 – Стоимость линий для схемы №1
Номер ветвей схемы | Длина линии, Км | Марка и сечение провода, количество цепей | Удельная стоимость, тыс. руб./км | Полная стоимость, тыс.руб. |
3-7 | 25,08 | АС 240/32 | 13,73 | 344,35 |
7-4 | 10,56 | АС 300/66 | 14,69 | 155,13 |
4-6 | 31,68 | АС 240/32 | 13,73 | 434,97 |
6-1 | 11,88 | АС 300/66 | 14,69 | 174,52 |
1-8 | 26,4 | АС 240/32 | 13,73 | 362,47 |
8-4 | 38,28 | АС 240/32 | 13,73 | 525,58 |
8-5 | 31,68 | АС 240/32 | 13,73 | 434,97 |
5-2 | 26,4 | АС 240/32 | 13,73 | 362,47 |
2-3 | 21,12 | АС 240/32 | 13,73 | 289,98 |
Итого: | 3084,44 |
Таблица 8.2 – Стоимость линий для схемы №2
Номер ветвей схемы | Длина линии, км | Марка и сечение провода, количество цепей | Удельная стоимость, тыс. руб./км | Полная стоимость, тыс.руб. |
3-7 | 25,08 | АС 240/32 | 13,73 | 344,35 |
7-4 | 10,56 | АС 240/32 | 13,73 | 155,13 |
4-6 | 31,68 | АС 240/32 | 13,73 | 434,97 |
6-8 | 36,96 | АС 400/51 | 16,29 | 602,08 |
8-1 | 26,4 | АС 500/64 | 17,89 | 472,30 |
8-5 | 31,68 | 2*АС 400/51 | 27,46 | 869,93 |
5-2 | 26,4 | АС 300/66 | 14,69 | 387,82 |
2-4 | 30,36 | АС 240/32 | 13,73 | 416,84 |
2-3 | 21,12 | АС 240/32 | 13,73 | 289,98 |
Итого: | 3973,4 |
Стоимость подстанции:
Кпс = Σ(Ктi·nтi + Кячj·nячj + Ккуk·nкуk) + Кпост, (8.3)
где Ктi, Кячj, Ккуk – стоимость однотипных трансформаторов, ячеек распределительных устройств и компенсирующих устройств соответственно; nтi, nячj, nкуk – соответственно число однотипных элементов из общего числа.
Стоимость одного трансформатора:
КТ = АТ + ВТ·U2НОМ + СТ·SТ НОМ, (8.4)
где коэффициенты аппроксимации:
АТ=20 тыс. руб, ВТ=0,00143 тыс. руб/кВ2, СТ=0,886 тыс. руб/МВА;
SТ НОМ – номинальная мощность трасформатора.
Стоимость компенсирующих устройств, определяемая по их мощности QКУ:
ККУ = АКУ·QКУ, (8.5)
где АКУ - коэффициент аппроксимации, тыс. руб/Мвар, берется АКУ=4.2 тыс. руб/Мвар.
Стоимость ячейки с выключателем:
КЯЧ = АЯЧ + ВЯЧ·U2НОМ, (8.6)
где коэффициенты аппроксимации АЯЧ=15 тыс. руб, ВЯЧ=0.0021 тыс. руб/кВ2.
Постоянная часть затрат:
КП = АП + ВП·U2НОМ, (8.7)
где коэффициенты аппроксимации АП=50 тыс. руб, ВП=0.013 тыс. руб/кВ2.
В качестве примера рассчитаем полную стоимость подстанции 2 для схемы №1.
Стоимость двух трансформаторов ТРДЦН-63000/220:
КТ=(20+0,00143·2202+0,886·25)·2=222,72 тыс. руб
Стоимость ячеек с выключателями:
КЯЧ=7· (15+0.0021·2202)+13·(15+0.0021·112)=314,94 тыс. руб.
Постоянная часть затрат:
КП=50+0.013·2202=679,2 тыс. руб.
Стоимость подстанции:
КПС=КТ+КЯЧ+КП=222,72+314,94+679,2=1216,86 тыс. руб.
Результаты расчетов остальных подстанций для схем №1 и №2 приведены в таблицах 8.3 и 8.4.
Таблица 8.3 – Стоимость трансформаторов подстанций для схемы №1
Номер узла | Количество трансформаторов | Напряжение высшей обмотки, кВ | Номинальная мощность, МВА | Стоимость трансформаторов тыс. руб. |
222,72 | ||||
222,72 | ||||
222,72 | ||||
249,30 | ||||
249,30 | ||||
355,62 | ||||
Итого: | 1522,38 |
Таблица 8.4 – Стоимость трансформаторов подстанций для схемы №2
Номер узла | Количество трансформаторов | Напряжение высшей обмотки, кВ | Номинальная мощность, МВА | Стоимость трансформаторов тыс. руб. |
222,72 | ||||
222,72 | ||||
222,72 | ||||
249,30 | ||||
249,30 | ||||
355,62 | ||||
Итого: | 1522,38 |
Таблица 8.5 – Стоимость ячеек подстанций для схемы №1
Номер узла | Напряжение высшей обмотки, кВ | Кол. Яч. | Стоимость ячеек в год, тыс. руб. | |
ВН | 1932,6 | |||
НН | 211,9 | |||
ВН | 1932,6 | |||
НН | 32,6 | |||
ВН | 4509,4 | |||
СН | 861,5 | |||
НН | 130,4 | |||
ВН | 1932,6 | |||
НН | ||||
ВН | 1932,6 | |||
НН | 358,6 | |||
ВН | 1932,6 | |||
НН | 619,4 | |||
Итого: | 16712,8 |
Таблица 8.6 – Стоимость ячеек подстанций для схемы №2
Номер узла | Напряжение высшей обмотки, кВ | Кол. Яч. | Стоимость ячеек в год, тыс. руб. | |
ВН | 4509,4 | |||
НН | 211,9 | |||
ВН | 1932,6 | |||
НН | 32,6 | |||
ВН | 4509,6 | |||
СН | 861,5 | |||
НН | 130,4 | |||
ВН | 4509,6 | |||
НН | ||||
ВН | 1932,6 | |||
НН | 358,6 | |||
ВН | 1932,6 | |||
НН | 619,4 | |||
Итого: | 21886,4 |
Постоянная часть затрат на подстанции для схем №1 и №2
Схема № | Номинальное напряжение, кВ | Постоянная часть затрат на подстанцию,тыс.руб. |
4075,2 | ||
4075,2 |
Таблица 8.7 – Полная стоимость схем №1 и №2
Номер варианта | Полная стоимость, тыс. руб. |
Вариант 1 | 22310,38 |
Вариант 2 | 27483,98 |
Для пересчета в белорусские рубли учтем повышающий коэффициент k2008=6560.
Таблица 8.8 – Капитальные затраты для схем №1 и №2
Номер варианта | Полная стоимость, тыс. руб. |
Вариант 1 | |
Вариант 2 |
Приведенные затраты:
З = Иа + Иэ+ И∆W = pа×К + рэ×К + DWx×bx + DWн×bн, (8.8)
где pа = 0.024 (воздушные линии на железобетонных опорах) + 0.064 (электрооборудование и распределительные устройства) = 0.088 – норма отчислений на амортизацию;
pэ=0.004 (воздушные линии на железобетонных опорах) + 0.02 (электрооборудование и распределительные устройства) = 0.024 – норма отчислений на эксплуатационные расходы;
К –капитальные затраты;
DWx - потери энергии холостого хода, кВт·ч;
βx=100руб./кВт·ч – стоимость потерь электроэнергии холостого хода, DWн - нагрузочные потери электроэнергии, кВт·ч;
β н = 100 руб./кВт·ч – стоимость нагрузочных потерь электроэнергии.
Ежегодные расходы на амортизацию:
Иа = ра·К. (8.9)
Эксплуатационные расходы:
И э= рэ·К. (8.10)
Стоимость потерянной электроэнергии:
И∆W = ΔWx·βx + ΔWн·βн, (8.11)
где ΔWн, ΔWx – соответственно годовые нагрузочные потери энергии и холостого хода.
И∆W = (ΔРх+DРК)· Т ·βx + ΔРнб· τ ·βн, (8.12)
где ΔРнб – нагрузочные потери мощности в режиме наибольших нагрузок (берем из программы RastrWin);
ΔРх – потери мощности холостого хода (по справочным данным трансформатора);
DРК – потери мощности на корону, для провода 240/32 DРК=2,5 кВт/км, для провода 400/51 DРК=1,5 кВт/км;
– время наибольших потерь;
Т – время работы в году рассматриваемого элемента сети (из предыдущих расчётов ТСР= ч).
ч.
Таблица 8.9 – Нагрузочные потери мощности в режиме наибольших нагрузок для схем №1 и №2
Номер варианта | Нагрузочные потери мощности в режиме наибольших нагрузок, МВт |
Вариант 1 | 3,15 |
Вариант 2 | 3,15 |
Таблица 8.10 – Потери мощности холостого хода для схем №1 и №2
Номер варианта | Потери мощности холостого хода, МВт |
Вариант 1 | 1,65 |
Вариант 2 | 1,65 |
Приведенные затраты:
схема №1:
,5
схема №2:
,7
Поскольку приведенные затраты по первому варианту схемы сети оказались меньше приведенных затрат по второму варианту схемы (З1 < З2), то для дальнейшего расчёта выбираем первый вариант схемы как наиболее целесообразный.