МДК 02.06. «Участие в паллиативной помощи»
Специальности: 34.02.01. «Сестринское дело»
Теоретическое занятие.
Тема: «Профессиональная этика и деонтология в паллиативной медицине».
Учебная цель: формирование знаний и умений, необходимых для освоения части общих и профессиональных компетенций: по специальности «Сестринское дело»: ОК.1,2,4,6,11,12; ПК. 2.8.
Цель: изучить вопросы медицинской этики: этические, моральные, профессиональные нормы поведения медицинских работников в паллиативной практике.
Студент должен знать: этические принципы медицины.
Студент должен уметь: использовать этические принципы медицины в профессиональной деятельности;
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии;
Время: 90 мин
Основная литература:
1. Паллиативная помощь в онкологии [Электронный ресурс]/под общей ред. С.Б.Петерсона//Онкология:учебник/под общей ред. С.Б.Петерсона.-2-е изд., перераб. и доп.-М.,2014.-Гл.7.-Режим доступа:http//www.medcollegelib.ru Консультант студента
2. Паллиативная помощь в педиатрии [Электронный ресурс]/под ред. Е.В.Самочатовой, А.Г.Румянцева//Сестринский уход в детской гематологии и онкологии. Практическое руководство для медицинских сестер/ под ред. Е.В.Самочатовой, А.Г.Румянцева-М.,2011.-Гл.6.- Режим доступа:http//www.medcollegelib.ru Консультант студента
3. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В.Морозова.-Изд. 4-е.-Ростов н/Д:Феникс,2013.-733с.:ил.
Дополнительная литература:
1. Организация специализированного сестринского ухода:учеб. пособие/Н.Ю.Корягина [и др]; под ред. З.Е.Сопиной.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2009.-464с.
2. Пособие по онкологии для медицинских сестер/В.А.Горбунова, Н.С.Бесова, В.В.Брюзгин и др.;-М.:Литтерра,2009.-304с.
|
3. Туркина Н.В., Петрова А.И., Аверин А.В. Паллиативная медицина. Особенности ухода за пациентами, перенесших инсульт.-М.:ФГОУ «МУНМЦ 2 Росздрава»,2006.-172с.
4. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико-социальные, организационные и этические принципы. - М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,2003.-160с.
Технологическая карта теоретического занятия.
Этапы занятия | t | Содержание занятия | Технологии, методы, формы организации обучения | Оснащение занятия | МПС; ВПС |
Организационный момент | Проверка готовности к занятию. | Психологический настрой группы. | Анатомия и физиология человека; история; патология. | ||
Целевая установка | Актуализация темы. | Постановка цели и задач занятия, изложение структуры занятия | |||
Изучение нового материала Формирование профессиональных компетенций через применение теоретических знаний, умений. | 1. Вопросы медицинской этики. 2. Требования к личности медицинской сестры и их значение в паллиативной практике. 3. Стадии принятия смерти по Э. Кюблер-Росс. 4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности медицинской сестры паллиативной практики. | Студенты последовательно изучают под руководством преподавателя новый материал по плану, записывают опорный конспект занятия. | материальное: мультимедийный проектор, компьютер, доска. методическое: учебник, методическая разработка. | ||
Закрепление нового материала | Определить уровень усвоения новой темы, устранить пробелы в знаниях. | Студенты отвечают на теоретические вопросы на закрепление темы. | Методическая разработка. | ||
Домашнее задание. | Конспект. Подготовиться к устному опросу. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ В ПАЛЛИАТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ
|
Актуальность проблемы
Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.
В этических явлениях присутствуют два момента:
1) личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).
Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.
Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).
|
Профессиональная этика
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогрессачеловечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.
Этический кодекс медицинских сестер
Этический кодекс медицинской сестры Россииразработан по заказу Ассоциации медсестер России в 1997г. Он составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух - трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинской сестры.
Кодекс так же отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела (в частности, требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку). В Кодексе нашли отражение те особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, - например, проблемы риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах.