Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
♦ В ряде случаев блага обладают такими качествами, что их предоставление через рынок чрезвычайно затруднено либо вообще невозможно. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых способов.
В основу классификации благ положены два критерия:
1) степень доступности блага в потреблении (в соответствии с данным критерием выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага
2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления (выделяются признаки избирательности или неизбирательности блага).
Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена.
Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей.
Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении.
Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получение тех же выгод для других. Такое благо является неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов.
|
В соответствии с указанными критериями блага делятся на:
- частные
- общественные.
· Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.
Чистое частное благо — благо, обладающее признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле являются наиболее приспособленными для рыночного оборота.
· Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом
Чистое общественное благо — благо, обладающее признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага.
Чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка.
|
Между тем главная их специфика заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительными эффектами для всех.
Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичные примеры чистых общественных благ — национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.
«Мир благ» не сводится к чистым частным и чистым общественным благам.
Во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако, одно из них в большей степени, а другое в меньшей.
Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации:
избирательность — неисключаемость,
исключаемость — неизбирательность.
Неконкурентные и исключаемые блага | Конкурентные и исключаемые блага |
Неконкурентные и неисключаемые блага | Конкурентные и неисключаемые блага |
Четыре класса экономических благ, различающихся
по своим принципиальным характеристикам
Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех и в этом смысле являются неисключаемым благом. Однако использование парковочного места одним лицом делает невозможным того же для других, что придает ему признак избирательности.
Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, — общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют еще коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».
|
Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага.
Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть снижением полезности для существующих потребителей.
Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Типичными примерами такого блага являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растет и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента.
В некоторых случаях во избежание перегрузки доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей, в виде особого объединения, ставящего своей целью совместное потребление определенного блага.
Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К подобного рода благам можно отнести охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и другие, обусловленные членством в объединении потребителей, блага. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах.