По своим принципиальным характеристикам




Тема 13. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА

♦ В ряде случаев блага обладают такими качествами, что их предо­ставление через рынок чрезвычайно затруднено либо вообще невоз­можно. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется посредством особых способов.

В основу классификации благ положе­ны два критерия:

1) степень доступнос­ти блага в потреблении (в соответствии с данным критерием выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага

2) характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребле­ния (выделяются признаки избирательности или неизбирательности блага).

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом од­ним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалент­ного (рыночного) обмена.

Неисключаемость в потреблении означа­ет невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потреби­телей.

Избирательность в потреблении означает, что получение опреде­ленных выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного при­знака проявляется в том, что потребители вынуждены конкуриро­вать за право потребления блага, отчего его иногда называют прин­ципом конкурентности в потреблении.

Неизбирательность в потреб­лении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получение тех же выгод для других. Такое благо является неконкурентным, и его потребление ка­ким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов.

В соответствии с указанными критериями блага делятся на:

- частные

- общественные.

· Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.

Чистое частное благо — благо, обладающее признаками избира­тельности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исклю­чает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность по­требляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле являются наиболее приспо­собленными для рыночного оборота.

· Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом

Чистое общественное благо благо, обладающее признаками неиз­бирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъек­том не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности извлекаемой от нее другими. Одно­временно никто не может быть исключен из числа потребителей это­го блага.

Чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка.

Между тем главная их специфика заключается в том, что по­требление такого блага всегда сопровождается положительными эффектами для всех.

Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичные примеры чистых общественных благ — национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.

«Мир благ» не сводится к чистым частным и чистым обществен­ным благам.

Во-первых, используемые для классификации благ при­знаки имеют разную степень проявления в отношении каждого от­дельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбиратель­ности), однако, одно из них в большей степени, а другое в меньшей.

Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые раз­ные комбинации:

избирательность — неисключаемость,

исключаемость — неизбирательность.

 

Неконкурентные и исключаемые блага Конкурентные и исключаемые блага
Неконкурентные и неисключаемые блага Конкурентные и неисключаемые блага

Четыре класса экономических благ, различающихся

по своим принципиальным характеристикам

 

Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех и в этом смысле явля­ются неисключаемым благом. Однако использование парковочного места одним лицом делает невозможным того же для других, что при­дает ему признак избирательности.

Блага, характеризующиеся высо­кой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, на­зываются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что, несмотря на высокую степень конку­рентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые му­ниципалитетами, — общественные парки, пляжи, другие места об­щественного пользования, отчего их называют еще коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обусловливает высо­кую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъек­том не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости дан­ного блага.

Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми обще­ственными или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых слу­чаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») пре­доставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть снижением полезности для существующих потребителей.

Блага, неконкурент­ность в потреблении которых сохраняется только в рамках определен­ного числа потребителей, называются перегружаемыми общественны­ми благами. Типичными примерами такого блага являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные перепра­вы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.п.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части рас­тет и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определенного момента.

В некоторых случаях во избежание перегрузки доступность к благу может быть ограничена узким кругом потребителей, в виде особого объединения, ставящего своей целью совместное потреб­ление определенного блага.

Блага, доступность к потреблению ко­торых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К подобного рода благам можно отнести охот­ничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и другие, обусловленные членством в объединении потребителей, блага. Потре­бители таких благ имеют возможность извлекать желаемую полез­ность при меньших индивидуальных затратах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: