Этот материал охватывает не только разделы науки: фонетика, лексика, морфология, синтаксис, стилистика и другие; но и рассматривает различные лингвистические понятия: знаки препинания, синонимы, частицы, глаголы, суффиксы и т.п.
План написания сочинения 9.1
Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…
4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).
Типовые конструкции для аргументации
1. Известный лингвист (писатель, филолог…) … (инициалы, фамилия, автора) утверждал: «….».
2. Я целиком разделяю эту точку зрения. Действительно, … (своё мнение по смыслу цитаты). Попытаюсь доказать сказанное на конкретных примерах из текста …(автор).
3. Во-первых, в предложении … (номер) … (первый аргумент, микровывод).
4. Во-вторых, в … (номер) предложении … (второй аргумент, микровывод).
5. Следовательно, утверждение …(автор) справедливо. (Вывод по цитате, теме сочинения).
Конструктор сочинения-рассуждения 9.1
Соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логично.
№ | Композиционные части сочинения-рассуждения | Цель | Речевые клише | Образец сочинения-рассуждения 9.1 |
1. | Тезис и рассуждение на его основе | Сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе |
|
|
2. | Аргументация | Привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте: - Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании. - Найдите примеры данного явления в тексте. - Выпишите их или укажите номер предложения. - Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове. - Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац. | Аргумент 1
| Аргумент 1 Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (предложение 20) в корне –нес- содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени –л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание –а указывает на форму единственного числа женского рода. Аргумент 2 Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня -сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс –ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода. |
3. | Вывод (заключение) | Пишем заключение:
|
| Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н.Тихонова справедливо. |