Двадцать первый пример, объединяющий в себе все сказанное ранее.




Урок №134 Духовно нравственное воспитание. (Желательный к изучению урок).

 

Краткое разъяснение достоинств Ислама.

 

 

Автор: АбдуРрахман ибн Насир ибн Саади, да смилуется над ним Аллах (1307 – 1376 гг. х.).

Часть 3.

 

 

 

Десятый пример. [Наследство и завещание покойного].

 

Принесенные шариатом законоположения о переходе прав человека на имущество после его смерти и распределении наследства между наследниками.

 

Всевышний указал на их мудрый смысл, сказав: «Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе и приносит вам больше пользы. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Ан-Ниса, 4:11).

 

Эти законоположения были установлены Самим Всевышним в соответствии с Его знанием о близости и пользе родственников друг для друга, о том, куда, как правило, человек желает передать свое имущество, и какое распределение наследства является наиболее благочестивым и велико­душным. Шариат принес такую систему распределения наследства, которая заставляет здравые умы безоговорочно признать ее правильность и целесообразность. Если бы Аллах предоставил решение этого вопроса мнениям людей, их страстям и желаниям, то это привело бы к такой путанице, несуразности и нецелесообразности, к таким неправильным предпочтениям, что положение было бы близко к хаосу.

 

Всевышний Законодатель предоставил человеку право завещать часть своего имущества на благочестивые и богоугодные цели, с намерением извлечь из этого пользу в вечной жизни, но ограничил это право, постановив, что завещать можно лишь одну треть от всего имущества или меньше этого, в пользу кого-то, кто не входит в круг наследников. Это сделано для того, чтобы имущество, которое Аллах даровал людям в качестве средства для существования, не стало предметом несерьезного отношения со стороны неразумных и мало ре­лигиозных людей при покидании ими земного мира. Что же касается нахождения человека в добром здравии и полном уме, когда он опасается бедности и банкротства, то такое состояние, как правило, удерживает его от вредных для него имущественных трат.

 

Одиннадцатый пример. [Наказание за преступление].

 

Установленные Божественным законодательством наказания и их неодинаковость в зависимости от тяжести преступления.

 

Необходимость наказаний объясняется тем, что преступления и посягательство на права Аллаха и права Его рабов относятся к самым тяжелым формам беззакония, нарушающим благой порядок. Из-за них приходят в расстройство и религия, и мирская жизнь людей. Установленные Всевышним Законодателем меры наказания за преступления и дерзкие посягательства на Его установления (казнь, отсечение руки, побитие плетью и различные виды воспитательных мер) предназначены для того, чтобы служить острасткой и сдерживающим фактором и уменьшить количество преступных случаев. Все меры наказания несут в себе множество пользы — общей и личной, благодаря чему каждый разумный человек убеждается в бла­гости шариата. Полноценно противостоять злу и предотвращать его невозможно без тех мер наказания, которые установлены Законодателем в соответствии с тяжестью преступлений или их количеством.

 

 

 

Двенадцатый пример. [Лишение прав на распоряжение имуществом, для сохранения имущества].

 

Принесенная шариатом мера, заключающаяся в лишении владельца имущества права на распоряжение своими средствами, если таковое способно нанести вред ему самому или другим.

 

Сюда относится наложение запрета на распоряжение имуществом такими категориями лиц, как умалишенные, несовершеннолетние дети, неразумные люди и др., а также наложение зап­рета на имущество должника в интересах кредиторов. Данное предписание шариата относится к одному из его достоинств, поскольку лишить человека права на свободное распоряжение личными средствами, которое, в своей основе, относится к его неотъемлемым правам, в ряде случаев, когда оно приносит больше вреда, чем пользы, и зло от него превышает благо, становится необходимым. В таких случаях Законодатель наложил запрет на самостоятельное распоряжение владельца его имуществом, с целью его полезного применения и побуж­де­ния людей использовать свои средства с тол­ком, избегая всех вредных трат.

 

 

 

Тринадцатый пример. [Инструменты для сохранения прав людей].

 

Узаконивание шариатом механизмов, подтверждающих и обеспечивающих права.

 

Сюда относится такой механизм, как привлечение свидетелей, позволяющий людям добиться того, на что они имеют право, предотвратить непризнание законных прав, устранить возникновение сомнений.

Сюда относятся также залог, гарантирование и поручительство, роль которых состоит в обеспечении посредством них имущественного права людей, которые сталкиваются с невоз­можностью возвращения своих средств теми, кто им должен.

Несомненно, наличие таких механизмов приносит много разнообразной пользы, обеспечивает соблюдение прав, способствует расширению и развитию торгово-финансовых взаи­­мо­отношений, наполнению их справедливостью, честностью, порядком и правиль­ностью.

Если бы не эти механизмы, большая часть взаимоотношений оказалась бы приостановленной. Они полезны по целому ряду известных аспектов, как для того, кто стремится посредством них обеспечить свои права, так и для того, на ком лежит обязательство их удовлетворения.

 

 

 

Четырнадцатый пример. [Благодеяние своим имуществом, при этом ты получаешь награду у Аллаха, а имущество к тебе возвращается, как например дать деньги долг и т.д.].

 

Побуждение шариатом к таким благодеяниям, которые позволяют совершающему их заработать награду у Аллаха и благодарность со стороны людей, после чего к нему возвращается его имущество — либо само, либо его эквивалент — и, таким образом, эти благодеяния позволяют получить самый великий доход без испытания какого-либо вреда.

 

К данному виду благодеяний относятся дача средств в долг, безвозмездное предоставление имущества во временное пользование и другие подобного рода поступки. Невозможно сосчитать, сколько пользы они приносят, сколько проблем решают, от скольких печалей избавляют, сколько блага и добрых дел позволяют достичь.

Совершивший их получает назад свое имущество, приобретя щедрое вознаграждение от своего Господа и оставив у своего брата память о сделанном для него добре и прек­расном поступке, следствием которого становятся благополучие и благодать, прекрасное расположение духа и установление сплоченности и любви.

Что же касается безвозмездного предоставления имущества без условия его возвращения, то на мудрое предназначение такого полного и чистого благодеяния мы указывали ранее, когда говорили о закяте и милостыни.

 

 

Пятнадцатый пример. [Правила для решения спорных вопросов].

 

Правила и принципы, установленные шариатом для разрешения тяжб, развязывания спорных ситуаций, отдачи предпочтения одной из тяжущихся сторон перед другой.

 

Эти принципы построены на справедливости и непреложных доказательствах, учете принятых у людей устоявшихся правил, соответствии здравому естеству. Шариат требует предоставления доказательства от каждого, кто предъявляет претензию на какую-то вещь или какое-то право, и если тот предоставляет доказательство, дающее перевес его стороне и укрепляющее его позицию, то ему присуждается оспариваемое им право, если же у него нет доказательств, а лишь голословная претензия, то тот, кому он ее предъявляет, обязан принести клятву для отведения от него обвинения (иска), и никаких иных обязанностей в отношении обвиняющей стороны на него не возлагается.

Шариат установил в зависимости от категории предметов доказывания различные виды доказательств, причислив к ним косвенные доказательства и устоявшиеся правила, принятые у людей.

Доказательство (аль-баййина) — это название для всего, что проясняет истину и ука­зы­вает на нее.

При неясных ситуациях и паритете тяжущихся сторон шариат установил такую процедуру как справедливое полюбовное соглашение (мировая), которая подходит для любой ситуации в качестве способа разрешения споров и конфликтов.

Любой способ, в котором нет притеснения и несправедливости, и который не толкает людей на ослушание Аллаха, являясь при этом полезным для них, приветствуется шариатом, поскольку способствует окончанию тяжб и прекращению раздоров.

Шариат уровнял во всех правах, связанных с судом, сильного и слабого, правителя и под­данного. Он удовлетворил тяжущиеся стороны тем, что указал им справедливые пути и воспрепятствовал несправедливости.

 

 

 

Шестнадцатый пример. [Призыв советоваться с людьми].

 

Шариат повелел мусульманам советоваться друг с другом и похвалил верующих за то, что все свои религиозные и мирские дела, внутренние и внешние, они решают в совете.

 

Этот великий принцип единодушно воспринимается всеми разумными людьми как благой и прекрасный и рассматривается как единственный способ прийти к самому успешному положению, как наилучшее средство для достижения целей, нахождения правильных решений и следования путем справедливости.

Он способствует развитию и возвышению народов, практикующих его, позволяя добиться всех благ. Чем больше знают и шире мыслят люди, тем больше они убеждаются в необходимости и важности этого принципа. В начальные времена Ислама, когда мусульмане применяли его в религиозных и мирских вопросах, их дела находились в порядке, и община пребывала в состоянии процветания, развития и роста. Когда же они отклонились от этого принципа, то начали приходить в упадок религиозный и мирской аспекты их жизни, пока они не дошли до того положения, которое мы сейчас наблюдаем. Если они вспомнят об этом и других принципах своей религии и вернутся к ним, то достигнут счастья и успеха.

 

 

 

Семнадцатый пример. [Забота о мирской и духовной жизни человека].

 

Этот шариат явился для того, чтобы привести в порядок религиозную и мирскую стороны жизни людей, объединив в себе пользу для духа и пользу для тела.

 

На этот принцип указывают много текстов Корана и Сунны. Аллах побуждает обращать внимание на оба аспекта, указывая, что каждый из них является поддержкой и опорой для другого. К этому же побуждают изречения посланника Аллаха.

Всевышний сотворил людей для поклонения Ему и соблюдения Его прав. Он осыпал их Своими дарами, предоставил им различные пути для получения пропитания и приобретения средств к существованию для того, чтобы они использовали все это для поклонения Ему и чтобы это послужило поддержкой для их сердец и тел.

Он не приказал нам питать лишь один дух, не обращая внимания на тело, но в то же время запретил отдаваться целиком плотским наслаждениям, не заботясь об укреплении сердца и духа. Сказанное становится яснее при рассмотрении следующего принципа.

 

 

 

Восемнадцатый пример. [Знание и религия призваны подправлять власть].

 

Шариат сделал знание и религию, правление и власть вещами, поддерживающими друг друга.

 

Знание и религия призваны подправлять власть. Правление и решения власти должны строиться на религиозном знании. Любые руководящие институты обязаны находиться в рамках знания и религии, которые являются мудростью и прямым путем, ведя к благу, счастью и успеху.

Если религия и власть действуют в паре, помогая друг другу, то дела общества приходят в порядок и выправляется его положение.

Если же одно отделено от другого, то расстраивается жизнь общества, исчезают правильный порядок и благоустройство, возникает разобщенность, отдаляются друг от друга сердца, и положение людей начинает приходить в упадок.

Сказанное подкрепляется тем фактом, что как бы ни развивались науки, какими бы разнообразными ни становились познания и навы­ки, какие бы великие и многообразные изобретения ни появлялись, ничто из них не противоречит указанному в Коране и не является несовместимым с тем, что принес шариат.

В шариате нет ничего, что виделось бы абсурдным здравому рассудку. Напротив, шариат принес только то, что признается рассудком правильным и благим, или же то, общее или частное познание чего для человеческого разума недоступно. Этому посвящен следующий пример.

 

 

Девятнадцатый пример. [Шариат Аллаха пригоден для всех времен и мест].

 

Воистину, шариат не принес ничего, что виделось бы абсурдным рассудку, и ничего, что может быть опровергнуто настоящим знанием.

 

Данное обстоятельство является одним из самых великих доказательств того, что пришедшее от Аллаха — нечто совершенное, прочное, правильное, пригодное для всех времен и мест. Смысл этих кратких слов подробно раскрывается при тщательном изучении всех бытийных явлений и данных социальных наук, и при сопоставлении полученных подлинных данных с тем, что принес шариат. В таком случае становится понятным, что Ислам содержит в себе разъяснение всех вещей, что он не оставил без внимания и учета ничего из малого и великого.

 

 

 

Двадцатый пример. [Победа Ислама, и его распространение, не смотря на козни врагов].

 

Общий взгляд на обширные исламские завоевания, которые выходят за рамки обычных явлений, а также то, что Ислам сохраняет свое уважаемое положение, несмотря на остервенение его врагов, их жестокое противодействие ему и всем известное их отношение к нему.

 

Посмотри на истоки этой религии, на то, как она сплотила жителей Аравии несмотря на их разобщенность, огромную ненависть и враждебность друг к другу, как она собрала вместе далеких и близких, устранив их вражду и заменив ее религиозным братством, после чего они устремились в разные концы земли, открывая одну страну за другой, самыми главными из которых были два сильнейших, мощнейших, величайших по численности населения и вооружению царства того времени — Персидское и Римское. Они покорили эти империи, а также страны, лежащие за ними, благодаря своей религии, силе веры, помощи и содей­ствию, оказанным им Аллахом, в резуль­тате чего Ислам достиг востока и запада земли; и это было одним из знамений Аллаха, непреложных доказательств Его религии, одним из чудес, дарованных Его пророку. Посредством этого люди вошли в Ислам толпами, и не под принуждением и давлением, а спокойно и умиро­творенно, на основании знания и пони­мания.

Всякий, кто посмотрит на это даже общим взглядом, придет к выводу, что Ислам есть истина, противостоять которой не в силах ни одна ложь, какой бы сильной и влиятельной она ни была. Данный факт абсолютно очевиден, он не вызывает сомнения ни у одного беспристрастного человека, ибо является непреложным.

Ему противоречат лишь слова некоторых современных писателей, которые под действием идеологического зомбирования вторят врагам религии и заявляют, что стремительное распространение Ислама и его чудесные завоевания объясняются сугубо материальными причинами, которые им, согласно их ошибочным утверждениям, удалось проанализировать. Результаты их псевдо анализа сводятся к объяс­нению исламского чуда слабостью империй Хос­роя и Кесаря и материальной силой арабов. Дос­­­таточно иметь общие представления об этом вопросе, чтобы понять полную несостоятельность таких выводов. Какая могла быть сила у арабов, позволявшая им противостоять хотя бы маленьким государствам того времени, не говоря уже о том, чтобы бороться одновременно с двумя самыми огромными, сильными и великими по населению и вооружению империями эпохи?! Причем бороться так, чтобы полностью сокрушить их и установить вместо несправедливых законов их правителей-тиранов справедливые законы Корана и религии, которые с готовностью принимаются всеми беспристрастными людьми, стремящимися к истине! Разве можно этот великий прорыв, захвативший отдаленные уголки земли, объяснить чисто материальным превосходством арабов?! Говорить такое может лишь тот, кто пытается умалить исламскую религию, или тот, кто поддался недружественной пропаганде, не зная настоящего положения вещей.

Сохранность этой религии, несмотря на непрекращающиеся беды и остервенелую жажду недругов уничтожить ее и стереть с лица земли — еще одно знамение в ее пользу, которое доказывает, что она — истинная религия от Создателя. Если бы была достаточная сила, желающая помочь ей против агрессии врагов и притеснения тиранов, то на земле не осталось бы иной религии, кроме нее: люди бы приняли ее добровольно, без принуждения, потому что она — религия истины, заложенная в человеческом естестве, религия добра и благоустройства. Однако небрежность, упущения, слабость и разрозненность ее последователей, а также давление врагов на них явились той причиной, которая остановила ее продвижение. И нет силы и мощи, иначе как от Аллаха!

 

 

 

Двадцать первый пример, объединяющий в себе все сказанное ранее.

 

Религия Ислам зиждется на:

•Правильных и полезных убеждениях.

•Благородных нравственных нормах, очищающих и воспитывающих души и умы.

•Деяниях, приводящих в порядок состояние людей.

•Непреложных доводах, касающихся ее основных и дополнительных законоположений.

•Отвержении идолопоклонства и привязан­ности к творениям — разумным и неразум­ным, одушевленным и неодушевленным.

•Посвящении религиозных деяний одному лишь Аллаху, Господу миров.

•Отбрасывании всякого рода суеверий и небылиц, противоречащих физическому восприятию и разуму, и заводящих в тупик здравое мышление.

•Абсолютном благе и праведности.

•Неприятии всякого зла и нечестия.

•Справедливости и недопущении любого беззакония.

•Побуждении к совершенствованию всех дос­тоинств.

 

Подробное обсуждение затронутых в этой работе тем требует гораздо более пространного изложения, однако всякий, кто обладает даже малейшими познаниями, сможет найти источники, которые дадут их ясное и доступное разъяснение.

 

Ограничимся данными краткими словами, содержащими в себе те основы, благодаря которым можно убедиться в совершенстве Ислама, его величии и по-настоящему благотворном влиянии на все. И лишь от Аллаха исходит вся помощь!

 

Написание сего разъяснения было закончено в начале месяца Джумада-ль-уля 1364 года.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: