Дайте ответы на вопросы:
1. Говорят, что численность популяции в экосистеме контролируется «сверху» и «снизу». Как это понять?
2. Почему в дубраве численность растительноядных животных не становится угрожающе высокой?
3. Чем объясняется рост численности кроликов в Австралии с 24 до нескольких сотен миллионов через 40 лет? Как справились с этой проблемой?
4. Приведите известные вам примеры других экологических катастроф, обусловленные отсутствием контроля «сверху» или «снизу».
Задание 25. «Поток энергии и цепи питания»
Какие варианты ответов верны? (** - несколько правильных вариантов).
Тест 1. В форме химических связей образованного органического вещества дубрава аккумулирует:
1. 0,04% энергии солнечного света.
2. 1% энергии солнечного света.
3. 5% энергии солнечного света.
4. 10% энергии солнечного света.
Тест 2. Расходуется растениями в процессе дыхания:
1. 90% образованного органического вещества.
2. 50% образованного органического вещества.
3. 20% образованного органического вещества.
4. 10% образованного органического вещества.
Тест 3. Энергия солнечного света первоначально запасется в виде химических связей образованного органического вещества:
1. Редуцентов.
2. Консументов.
3. Продуцентов.
4. Гетеротрофов.
Тест 4. Переходит на следующий уровень пищевой цепи в форме прироста биомассы в среднем:
1. 100% энергии съеденной пищи.
2. 50% энергии съеденной пищи.
3. 10% энергии съеденной пищи.
4. 1% энергии съеденной пищи.
Тест 5. В экосистеме происходит:
1. Круговорот веществ и энергии.
2. Круговорот энергии.
3. Однонаправленный поток энергии и круговорот веществ.
Тест 6. Энергия солнечного света, преобразованная в энергию химических связей органического вещества:
|
1. Передается по цепям питания и рассеивается при дыхании на каждом пищевом уровне.
2. Происходит круговорот энергии в экосистеме.
3. Остается в форме образованного органического вещества.
4. Бесконечно передается по цепям питания.
Тест 7. Детритные пищевые цепи начинаются:
1. С растений.
2. С животных.
3. С редуцентов.
4. С органического вещества отмерших организмов.
Тест 8. Цепь питания: фитопланктон, зоопланктон, рыбы, дельфин. На прирост биомассы каждого уровня приходится 10% от съеденной пищи. Масса дельфина 50 кг, масса съеденного фитопланктона:
1. 500 кг.
2. 5000 кг.
3. 50 000 кг.
4. 500 000 кг.
Тест 9. Биомасса консументов 2-го порядка больше биомассы консументов 1-го порядка, а биомасса консументов 1-го порядка больше чем биомасса продуцентов, «перевернутая» пирамида биомассы:
1. В тундре.
2. В тайге.
3. В морях.
4. Такого не может быть.
Тест 10. Масса каждого последующего уровня в пищевой цепи прогрессивно уменьшается. Это правило:
1. Пищевой цепи.
2. Пирамиды биомассы.
3. Пирамиды энергии.
4. Пищевых связей.
Задание 26. «Продуктивность экосистем»
1. Продуктивность экосистемы?
2. Валовая первичная продукция?
3. Чистая первичная продукция?
4. Вторичная продукция?
5. У каких трех экосистем максимальная первичная продукция (г/м2·год)?
Задание 27. «Смена сообществ на покинутом сельскохозяйственном участке»
1. Что такое сукцессия?
2. Какие этапы смены экосистем изображены на рисунке?
|
3. Какое сообщество для данных условий будет климаксным? Что такое климаксное сообщество?
4. Основные этапы смены экосистем на скальных породах островов вулканического происхождения.
5. Чем первичная сукцессия отличается от вторичной?