Практическое занятие 2
«Размещение общедоступных предприятий общественного питания»
Общую потребность в сети общедоступных предприятий общественного питания на расчетный срок и на первую очередь строительства определяют по нормативным данным.
Поскольку нормативы развития сети общедоступных предприятий общественного питания установлены в целом по городу, при обосновании необходимой проектной мощности предприятия учитывают: численность населения города в целом; район предполагаемого строительства проектируемого предприятия; систему размещения предприятия в структуре застройки города.
Общую потребность города в предприятиях общественного питания на расчетный срок и первую очередь строительства определяют в соответствии с нормативами развития сети общедоступных предприятий общественного питания на 1000 жителей.
Потребность в предприятиях общественного питания местного значения, размещаемых в жилой зоне, определяют по формуле:
где Р— число мест в предприятиях общественного питания местного значения;
N — численность населения города, чел.;
Рн — норматив мест на 1000 жителей (табл. 1).
Сеть постоянно действующих предприятий общественного питания в городских зонах массового отдыха в целом по городу рассчитывают исходя из нормативов мест на 1000 человек населения с учетом обеспеченности его общедоступной сетью (табл. 3).
Таблица 3
Расчетные показатели постоянно действующих предприятий общественного питания
Города с населением, тыс. чел. | Число мест на 1000 чел. населения с учетом степени обеспеченности общедоступной сетью, % | На перспективу (расчетный срок) | ||
до 50 | 51 — 75 | 76 — 100 | ||
Свыше 250 до 500 | 0,55 | 0,8 | 1,1 | 1,6 |
Свыше 500 до 1000 | 0,7 | 1,1 | 1,4 | 1,8 |
Пример: Рассчитать число мест в предприятиях общественного питания, расположенных в городских зонах массового отдыха, на первом этапе строительства для города с численностью населения 600 тыс. человек.
|
Методические указания.
1. Для решения задач по теме: «Покупательные фонды населения и емкость рынка» необходимо знать формулы для определения этих показателей:
Покупательные фонды населения = сумма всех доходов населения — сумма нетоварных расходов
К нетоварным расходам относят расходы, связанные с обязательными платежами – это оплата коммунальных услуг, квартплата, услуги телефонной сети, добровольные или принудительные взносы, денежные переводы и так далее.
Емкость рынка = покупательные фонды населения + инорайонный спрос + объем закупок товаров предприятиями и организациями
(мелкий опт)
инорайонный спрос - это покупательные фонды приезжего населения, используемые для покупки товаров в данном районе.
Пример:
Определить емкость рынка города по данным:
- денежные доходы населения в планируемом году составят 5000 млн. руб.;
- нетоварные расходы - 25% ко всем доходам;
- инорайонный спрос - 7% к покупательным фондам;
- объем закупок товаров предприятиями, организациями - 20млн. руб.
Решение
1. Нетоварные расходы:
5000 млн. руб. *25% / 100%= 1250 млн. руб.
2. Покупательные фонды населения:
5000 млн. руб. - 1250 млн. руб. = 3750 млн. руб.
3. Инорайонный спрос:
3750 млн. руб. *7% / 100%=262,5 млн. руб.
4. Емкость рынка:
3750 млн. руб. +262,5 млн. руб.+20 млн. руб. = 4032,5 млн. руб.
2. Для решения задач по теме «Расчет численности потребителей, пользующихся услугами предприятия питания» необходимо знать методы расчета численности потребителей:
|
а) по общему выпуску блюд = общий выпуск блюд / количество рабочих дней в периоде и / на количество блюд, приходящихся на одного потребителя в день;
б) по выпуску вторых блюд = среднедневной выпуск вторых блюд равен численности потребителей в день;
в) по средней стоимости покупки = среднедневной товарооборот, деленный на среднюю стоимость одной покупки
Пример:
Определить среднедневную численность потребителей предприятия по данным:
· общий выпуск блюд за год = 137500 блюд (275 рабочих дней в году), в том числе вторых 35%;
· на одного потребителя в день приходится в среднем 2 блюда.
Решение:
1) Определить среднедневную численность потребителей:
а) по общему выпуску блюд:
137500 блюд / 275 дней / 2 =250 (чел.)
б) по выпуску вторых блюд:
количество вторых блюд составляет:
137500*35% / 100%=48125 (блюд);
численность потребителей равна:
48125 / 275=175 (чел.)
При решении задач по теме: «Анализ товарооборота и выпуска продукции» необходимо знать следующие формулы:
1. розничный товарооборот всего = розничный товарооборот по собственной продукции + розничный товарооборот по покупным товарам
Например, если общий объем розничного товарооборота = 4500т.р., в т. ч. по собственной продукции 4200 т. р., то объем товарооборота по покупным товарам = 4500 т. р.- 4200 т. р. = 300 т. р.;
2. процент выполнения плана розничного товарооборота = (сумма товарооборота фактически / сумму товарооборота по плану) *
100%;
Выполнение и перевыполнение оцениваются положительно, невыполнение — отрицательно.
|
1. сопоставимый товарооборот с учетом изменения цен = фактическая сумма товарооборота / индекс цен
2. динамика товарооборота = ((сумма фактического
товарооборота за отчетный период * 100%) / (сумма
фактического товарооборота за прошлый соответствующий период)) -100%
Задачи для самостоятельного решения
Задача № 1
Исчислить покупательные фонды населения города, емкость рынка и план товарооборота столовой будущем году на основании следующих данных:
- в планируемом году сумма всех доходов населения города составит 48000 млн. руб.
- нетоварные расходы - 20% к общей сумме доходов;
- спрос приезжего населения - 15% к покупательным фондам местного населения;
- объем закупок предприятий, учреждений и организаций - 42 млн. руб.;
- в емкости рынка объем товарооборота столовой составит 5%.
Задача № 2
Определить план товарооборота 4-х самых крупных предприятий питания области на основании следующих данных:
- в предстоящем году сумма фонда оплаты труда населения составит 745 млн. руб.;
- прочие доходы населения - 27% к сумме фонда оплаты труда;
- нетоварные расходы - 18% к общей сумме всех доходов населения;
- инорайонный спрос - 6% к покупательным фондам населения;
- объем закупок организаций, учреждений – 38 млн. руб.
- удельный вес товарооборота первого предприятия в емкости рынка составит 8%, второго – 12%, третьего – 15%, четвертого – 7%.
Задача № 3
В отчетном году все доходы населения области составят 52500 млн. руб.; нетоварные расходы - 22% ко всем доходам населения; инорайонный спрос - 5% к покупательным фондам; объем закупок предприятиями и организациями составит 52,5 млн. руб.
В планируемом году предполагается увеличить доходы населения в среднем на 15%; сумма нетоварных расходов возрастет на 5%; инорайонный спрос увеличится на 2%; объем закупок товаров организациями, предприятиями, учреждениями останется на уровне отчетного года. Определить емкость рынка области в планируемом году.
Задача № 4
Определить численность потребителей кафе по общему выпуску блюд, если за квартал (90 рабочих дней) было продано 60 тыс. блюд.
На одного потребителя в среднем приходится 2 блюда.
В будущем году за счет развертывания рекламной компании намечено увеличить численность потребителей на 20%.
Задача № 5
На заводе работает 5200 человек. В планируемом квартале в столовой завода намечено выпустить 720 тыс. блюд (76 рабочих дней). На одного потребителя планируется 2,5 блюда в день.
Определить численность потребителей столовой по общему выпуску блюд и процент охвата услугами столовой общего количества работающих на заводе.
Задача № 6
Определить численность потребителей предприятия по средней стоимости покупки на основании следующих данных:
· розничный товарооборот кафе на квартал (90 рабочих дней) запланирован в размере 2250 тыс. руб.;
· средняя стоимость одного обеда - 170 рублей.