Практическое занятие 2. Расчетные показатели постоянно действующих предприятий общественного питания




Практическое занятие 2

«Размещение общедоступных предприятий общественного питания»

Общую потребность в сети общедоступных предприятий общественного питания на расчетный срок и на первую очередь строительства определяют по нормативным данным.

Поскольку нормативы развития сети общедоступных предприятий общественного питания установлены в целом по городу, при обосновании необходимой проектной мощности предприятия учитывают: численность населения города в целом; район предполагаемого строительства проектируемого предприятия; систему размещения предприятия в структуре застройки города.

Общую потребность города в предприятиях общественного питания на расчетный срок и первую очередь строительства определяют в соответствии с нормативами развития сети общедоступных предприятий общественного питания на 1000 жителей.

Потребность в предприятиях общественного питания местного значения, размещаемых в жилой зоне, определяют по формуле:

где Р— число мест в предприятиях общественного питания местного значения;

N — численность населения города, чел.;

Рн норматив мест на 1000 жителей (табл. 1).

Сеть постоянно действующих предприятий общественного питания в городских зонах массового отдыха в целом по городу рассчитывают исходя из нормативов мест на 1000 человек населения с учетом обеспеченности его общедоступной сетью (табл. 3).

Таблица 3

Расчетные показатели постоянно действующих предприятий общественного питания

Города с населением, тыс. чел. Число мест на 1000 чел. населения с учетом степени обеспеченности общедоступной сетью, % На перспективу (расчетный срок)
до 50 51 — 75 76 — 100
Свыше 250 до 500 0,55 0,8 1,1 1,6
Свыше 500 до 1000 0,7 1,1 1,4 1,8

Пример: Рассчитать число мест в предприятиях общественного питания, расположенных в городских зонах массового отдыха, на первом этапе строительства для города с численностью населения 600 тыс. человек.

 

 

Методические указания.

 

1. Для решения задач по теме: «Покупательные фонды населения и емкость рынка» необходимо знать формулы для определения этих показателей:

 

Покупательные фонды населения = сумма всех доходов населения — сумма нетоварных расходов

К нетоварным расходам относят расходы, связанные с обязательными платежами – это оплата коммунальных услуг, квартплата, услуги телефонной сети, добровольные или принудительные взносы, денежные переводы и так далее.

Емкость рынка = покупательные фонды населения + инорайонный спрос + объем закупок товаров предприятиями и организациями

(мелкий опт)

инорайонный спрос - это покупательные фонды приезжего населения, используемые для покупки товаров в данном районе.

Пример:

Определить емкость рынка города по данным:

- денежные доходы населения в планируемом году составят 5000 млн. руб.;

- нетоварные расходы - 25% ко всем доходам;

- инорайонный спрос - 7% к покупательным фондам;

- объем закупок товаров предприятиями, организациями - 20млн. руб.

Решение

1. Нетоварные расходы:

5000 млн. руб. *25% / 100%= 1250 млн. руб.

2. Покупательные фонды населения:

5000 млн. руб. - 1250 млн. руб. = 3750 млн. руб.

3. Инорайонный спрос:

3750 млн. руб. *7% / 100%=262,5 млн. руб.

4. Емкость рынка:

3750 млн. руб. +262,5 млн. руб.+20 млн. руб. = 4032,5 млн. руб.

 

2. Для решения задач по теме «Расчет численности потребителей, пользующихся услугами предприятия питания» необходимо знать методы расчета численности потребителей:

а) по общему выпуску блюд = общий выпуск блюд / количество рабочих дней в периоде и / на количество блюд, приходящихся на одного потребителя в день;

б) по выпуску вторых блюд = среднедневной выпуск вторых блюд равен численности потребителей в день;

в) по средней стоимости покупки = среднедневной товарооборот, деленный на среднюю стоимость одной покупки

Пример:

Определить среднедневную численность потребителей предприятия по данным:

· общий выпуск блюд за год = 137500 блюд (275 рабочих дней в году), в том числе вторых 35%;

· на одного потребителя в день приходится в среднем 2 блюда.

Решение:

1) Определить среднедневную численность потребителей:

а) по общему выпуску блюд:

137500 блюд / 275 дней / 2 =250 (чел.)

б) по выпуску вторых блюд:

количество вторых блюд составляет:

137500*35% / 100%=48125 (блюд);

численность потребителей равна:

48125 / 275=175 (чел.)

При решении задач по теме: «Анализ товарооборота и выпуска продукции» необходимо знать следующие формулы:

1. розничный товарооборот всего = розничный товарооборот по собственной продукции + розничный товарооборот по покупным товарам

Например, если общий объем розничного товарооборота = 4500т.р., в т. ч. по собственной продукции 4200 т. р., то объем товарооборота по покупным товарам = 4500 т. р.- 4200 т. р. = 300 т. р.;

2. процент выполнения плана розничного товарооборота = (сумма товарооборота фактически / сумму товарооборота по плану) *

100%;

Выполнение и перевыполнение оцениваются положительно, невыполнение — отрицательно.

1. сопоставимый товарооборот с учетом изменения цен = фактическая сумма товарооборота / индекс цен

2. динамика товарооборота = ((сумма фактического

товарооборота за отчетный период * 100%) / (сумма

фактического товарооборота за прошлый соответствующий период)) -100%

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача № 1

Исчислить покупательные фонды населения города, емкость рынка и план товарооборота столовой будущем году на основании следующих данных:

- в планируемом году сумма всех доходов населения города составит 48000 млн. руб.

- нетоварные расходы - 20% к общей сумме доходов;

- спрос приезжего населения - 15% к покупательным фондам местного населения;

- объем закупок предприятий, учреждений и организаций - 42 млн. руб.;

- в емкости рынка объем товарооборота столовой составит 5%.

 

Задача № 2

Определить план товарооборота 4-х самых крупных предприятий питания области на основании следующих данных:

- в предстоящем году сумма фонда оплаты труда населения составит 745 млн. руб.;

- прочие доходы населения - 27% к сумме фонда оплаты труда;

- нетоварные расходы - 18% к общей сумме всех доходов населения;

- инорайонный спрос - 6% к покупательным фондам населения;

- объем закупок организаций, учреждений – 38 млн. руб.

- удельный вес товарооборота первого предприятия в емкости рынка составит 8%, второго – 12%, третьего – 15%, четвертого – 7%.

 

Задача № 3

В отчетном году все доходы населения области составят 52500 млн. руб.; нетоварные расходы - 22% ко всем доходам населения; инорайонный спрос - 5% к покупательным фондам; объем закупок предприятиями и организациями составит 52,5 млн. руб.

В планируемом году предполагается увеличить доходы населения в среднем на 15%; сумма нетоварных расходов возрастет на 5%; инорайонный спрос увеличится на 2%; объем закупок товаров организациями, предприятиями, учреждениями останется на уровне отчетного года. Определить емкость рынка области в планируемом году.

Задача № 4

Определить численность потребителей кафе по общему выпуску блюд, если за квартал (90 рабочих дней) было продано 60 тыс. блюд.

На одного потребителя в среднем приходится 2 блюда.

В будущем году за счет развертывания рекламной компании намечено увеличить численность потребителей на 20%.

 

Задача № 5

На заводе работает 5200 человек. В планируемом квартале в столовой завода намечено выпустить 720 тыс. блюд (76 рабочих дней). На одного потребителя планируется 2,5 блюда в день.

Определить численность потребителей столовой по общему выпуску блюд и процент охвата услугами столовой общего количества работающих на заводе.

 

Задача № 6

Определить численность потребителей предприятия по средней стоимости покупки на основании следующих данных:

· розничный товарооборот кафе на квартал (90 рабочих дней) запланирован в размере 2250 тыс. руб.;

· средняя стоимость одного обеда - 170 рублей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: