Задание 1. Трансактный анализ общения




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Диагностика поведения собеседников в процессе общения

Коммуникабельность и общительность - это основные качества, которые позволяют успешно устанавливать связи с другими людьми и добиваться успехов в самых разных сферах жизни. Для того чтобы определить, насколько вы успешны в общении, можно пройти тест на коммуникабельность.

Задание 1. Трансактный анализ общения

Трансакция — единица акта общения, в течение которой со­беседники, находящиеся в одном из трех состояний «Я», обмени­ваются, общаются.

Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние РОДИТЕЛЯ, ВЗРОСЛОГО или ДИТЯ.

 

Характеристики состояний

 

Назидательный, самоуверенно­ агрессивный РОДИТЕЛЬ Учит, направляет, оценивает, осуждает, опекает
Рациональный, корректный, сдержанный ВЗРОСЛЫЙ Трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой
Эмоциональный, неуверенный, подчиняемый ДИТЯ Капризничает, упрямится, творит, протестует

 

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние «Я».

Деловое общение должно происходить на уровне В = В.

Трансактный анализ общения позволит вам овладеть тонко­стями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вер­нуться во «взрослое» состояние, что и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении? Для этого оцените приведенные высказывания в бал­лах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я — увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от об­стоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1,4,7, 10, 13, 16, 19 (Д — «дитя»)

2,5, 8, 11, 14, 17, 20 (В — «взрослый»)

3,6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р — «родитель»)

Расположите соответствующие символы в порядке убыва­ния веса. Если у вас получилась формула ВДР, это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру им­пульсивны и непосредственны, не склонны к назиданиям и по­учениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, кол­лективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и са­моуверенность противопоказаны, например, педагогу, организато­ру — словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладате­лю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредствен­ностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уны­ния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульма­ном или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захоти­те передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые груп­пы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.

Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, од­нажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумал­ся лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

Но детская непосредственность хороша до определенных пре­делов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: