Экстраверт вы или интраверт, можно предположить уже по внешним признакам. Как правило, более развитой половиной лица у экстравертов является левая, а у интровергов - правая. Активная сторона лица кажется более вытянутой, активный глаз - больше и осмысленнее. В целом, лица экстравертов подвижнее, у интровертов мимика сглажена (на лбу практически не бывает морщин).
Экстраверт направлен наружу, обращен к окружающим объектам. Понять других ему легче, чем самого себя. Интроверт как бы отделен от внешнего мира "прозрачной стеной". Себя ему понять легче, чем других. Для экстраверта вопрос самосовершенствования является большой проблемой, он обычно стремится изменить окружающих. Интроверт же "в чужой монастырь со своим уставом не ходит" и скорее сам постарается приспособиться. Экстраверт склонен к повышенной активности, часто переоценивает свои шансы, поступает опрометчиво. Интроверт наоборот, нуждается в активизации со стороны, всегда экономен в расходовании сил. Ошибочным является мнение, что "экстраверт - это общительный весельчак", а "интроверт - угрюмый отшельник". В спорных случаях следует понаблюдать, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Экстраверт не боится открыто противопоставить себя обществу (например, он может демонстративно обособляться). Интроверт же предпочтет не выделяться в компании ни в ту, ни в другую сторону.
Экстраверт пропускает через себя большее количество информации, но рассматривает ее поверхностно. Интроверт думает медленнее. но прорабатывает информацию детально. В обществе экстраверт всегда заметнее интроверта. Экстравертный руководитель видит своей целью расширение производства, увеличение выпуска продукции. Организация его смело участвует в конкуренции, захватывает новые территории, открывает филиалы. Интересы коллектива подчиняются цели, поставленной руководителем. Это сфера крупного бизнеса. Установка оправдана при необходимости быстрого развития отрасли. Интровертный руководитель стремится к усовершенствованию системы отношений в коллективе, повышению качества труда. Он не любит конкуренции, мало интересуется чужими сферами влияния. Это сфера малого бизнеса. Установка способствует стабилизации жизни общества. Обычно изобретателем качественно нового товара является интроверт, а организатором его производства - экстраверт.
|
Экстраверт стремится к ответственности, но не любит обязанностей. Ответственность воспринимается им как привилегия, а обязанность - как насилие. У интроверта все наоборот - он с удовольствием выполняет свои обязанности и всячески старается уйти от того, что называется ответственностью.
В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их "расшевелить", рассмешить, иначе ему скучно. Интроверт стремится привлечь внимание к себе, а если не замечают - ему становится неинтересно.
Экстраверт - это вдохновитель и организатор. Интроверт - прикрывает его тылы. Первый стремится добиться цели, изменить мир. Второй (даже если очень деятелен) скорее избегает неприятностей и неудач. Экстраверт постоянно недоволен тем, что не сделал еще чего-то, а интроверт - что проявил "излишнюю активность'. Критику за избыточную деятельность первый расценит как комплимент. Для второго же любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, может надолго отбить желание действовать. Более устойчивые отношения бывают в браках, где один из партнеров экстраверт, а другой - интроверт.
|
Таким образом:
Экстраверт
- ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;
- активен, инициативен, склонен к риску;
- открыто высказывает свое мнение;
- контактен, легко знакомится и также легко расстается с людьми;
- соотносит свои взгляды с мнением окружающих;
- хорошо работает в коллективе.
Интроверт
- ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;;
- часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;
- стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;
- внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;
- обычно не любит неожиданностей;
- хорошо работает в одиночку.
Если вы экстраверт, то скорее всего вы:
1.Имеете тенденцию сначала говорить, а потом думать, не всегда знаете заранее, что скажете. Вы нередко ругаете за это сами себя, говоря: научусь я когда-нибудь держать язык за зубами.
2.Знакомы с множеством людей и считаете немало из них своими близкими друзьями. Чем с большим количеством людей вы сталкиваетесь в своей деятельности, тем лучше себя чувствуете.
3.Не имеете ничего против того, чтобы читать или с кем-то разговаривать, когда включен телевизор или радио, или ведутся какие-то разговоры, скорее всего вы не обращаете на это внимание.
|
4.Пользуетесь расположением друзей, коллег и даже незнакомых людей, хотя возможно до некоторой степени доминируете в разговоре.
5.С удовольствием прерываетесь на телефонные звонки, немедленно снимаете трубку (или заходите к кому-то в кабинет) как только вам надо что-то сказать.
6.С удовольствием ходите на собрания, горя желанием поделиться своим мнением, бываете огорчены, если вам не удается высказать свою точку зрения.
7.Предпочитаете делиться своими идеями с другими, а если долгое время находитесь наедине со своими мыслями, чувствуете, что вам чего-то не хватает.
8.Находите, что слушать труднее, чем говорить, вам нравиться находиться в центре внимания, а когда вы не можете принять участие в разговоре, вам становится скучно.
9.Облегчаете себе задачу, рассуждая вслух: "Я потерял очки. Кто-нибудь видел мои очки?"
10.Нуждаетесь в том, чтобы коллеги, начальники и подчиненные говорили вам, что вы собой представляете, что делаете, как выглядите и др. Может быть, вы и знаете, что все обстоит хорошо, но вам нужно подтверждение, чтобы поверить в это до конца.
Если вы интроверт, то скорее всего вы:
1.Продумываете то, что хотите сказать и предпочитаете, чтобы другие делали то же самое. Часто отвечаете: "Я должен это обдумать" или "Позвольте мне сказать вам об этом позже."
2.Любите быть предоставленными самим себе, считаете, что на ваше личное время слишком многие посягают, а потому умеете так сконцентрироваться, что можете отгородиться от разговоров и телефонных звонков.
3.Считаетесь хорошим слушателем, но чувствуете, что другие злоупотребляют этим.
4.Слышите иногда, что вы застенчивы. В глазах других вы выглядите иногда замкнутым, задумчивым.
5.Любите проводить время с одним или несколькими друзьями.
6.Хотели бы более настойчиво предлагать свои идеи. Обижаетесь на тех, кто выбалтывает то, что вы только что собирались сказать.
7.Не любите, чтобы вас прерывали, когда вы говорите о своих чувствах и мыслях, не прерываете других в надежде на то, что они ответят вам взаимностью, когда очередь дойдет до вас говорить.
8.Нуждаетесь, чтобы побыть в одиночестве и перезарядиться после того, как побываете на собрании, разговариваете по телефону или в обществе. И чем напряженней было общение, тем больше вероятность того, что вы будете чувствовать себя опустошенным.
9.Слышали от родителей: "Пойди на улицу, поиграй с друзьями". Вероятно, ваши родители были обеспокоены тем, что вам нравится оставаться наедине с собой.
10.Не любите пустой болтовни, с подозрением относитесь к людям, которые слишком щедры на комплименты или раздражаетесь, когда они говорят то, что уже было кем-то сказано.
Логика – Этика
Логические типы ИМ отличаются от этических своим отношением к объективному миру и к другим людям.
Сила этических проявляется в отношении к людям, сила логических - в отношении к объективному миру. Этические не уверены, что они могут сделать что-то объективно цепное, логические не знают, что они собой представляют в глазах других людей, какие нрава на них имеют.
Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает своими делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с ними отношения, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в своих правах па них. И постоянно не уверен в своих собственных силах и способностях, которые долго, мучительно и пассивно обдумывает, когда остается наедине. Обычно логические типы воспринимаются как более самостоятельные. Но это - лишь кажущееся, потому что в отношениях с людьми такой самостоятельностью отличаются этические. Самостоятельность логических проявляется при решении проблем и задач объективного мира, самостоятельность этических - при решении проблем человеческих взаимоотношений и регулировке эмоциональной жизни. Все старания логических быть положительными, сильными, хорошими людьми основаны на желании угодить этическим, заработать признание. Логические часто удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные задачи, этические - тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не понимают своего влияния на них.
Очень важным отличием логических от этических является то, что логические обычно доказывают свою правоту, а этические - уговаривают, им нетрудно и попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры других часто поддаются легче. Обещаниям логических можно верить больше, чем обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдержать свое слово, а если чего-то не могут, говорят заранее, чтобы "не обмануть человека". Этическому не так важно не обмануть человека, сколько не испортить с ним отношений, поэтому он часто обещает не то, что сможет выполнить, а то, чего от него, как от "хорошего человека", ожидают. Он чувствует себя не лгуном, а лишь осторожным дипломатом.
Оценивая поступки других людей, логический больше пользуется критериями логично-нелогично, правильно-неправильно, разумно-глупо, рационально-нерационально. Хорошо то, что разумно, разумное не может быть плохим. Этический - хорошо-плохо, нужно - не нужно людям или отдельному человеку, гуманно-негуманно, честно - нечестно.
Этический умеет заботиться о людях, о себе и о своих близких, делать им приятное. Но по-настоящему честно заботится лишь о тех, кого причисляет к "своим". Умеет за них просить и таким образом перекладывать эту заботу и на посторонних людей. Поэтому близкие их ценят и любят, прощают все погрешности. Логический в лучшем случае, когда он сенсорный, умеет получить то, что ему положено "по праву". Для этического существуют не нрава одного человека среди других людей, а то, что реально можно "выбить", получить, па что можно склонить, "уломать" других людей любыми уговорами, просьбами и эмоциями. Лучший толкач - этический, несомненно, когда он - сенсорный.
Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, поэтому правда и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то, что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже делает приятное. Быть приятным и любимым - то, чего виртуозно добивается каждый этический. Оп умеет производить хорошее впечатление, умеет отчитываться за содеянное, писать отчеты и притом похвалить всех и прежде всего себя. Отлично чувствует себя в любой компании, среди любых людей, легко становится эмоциональным центров компании. Логический при отчетах склонен говорить о еще не выполненном, о своих и чужих ошибках и недочетах, потому что старается/разобраться в реальной ситуации, увидеть и показать реальное положение дел или перспективу. Следует заметить, что этика всех логических - нормативная, они строго выполняют установленные другими этические нормы и никакого творчества в этом себе не позволяют. В исполнении норм стремятся к совершенству и никогда не уверены, что его достигли. Потому в этих своих стремлениях нередко разочаровываются. Этика всех этических более или менее творческая, они считаются не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходимым, более сильным среди других людей.
То же самое можно сказать про логику. Логика всех этических нормативная. Они строго выполняют все логические нормативы, им очень важно, что является научным или хотя бы всеобще принятым, потому что ни новых логических отношений, ни новых методов действия не открывают и не изобретают. В своих поступках и логических рассуждениях очень осторожны и никогда не уверены в их совершенстве. По той же причине кругозор их логических интересов широк, они начитаны больше логических, являются хорошими рассказчиками разных научных истин. Логические обычно отличаются начитанностью в области художественной литературы, которая дает возможность познать этические нормы.
Этические отличаются тонкостью чувств и эмоции, хотя они и не чувствительнее логических, точно так же, как логические не интеллектуальнее этических. Существенная разница между ними в том, что этические видят и понимают не только свои, но также и чувства и эмоции других людей. За сравнительно неконкретными поступками, случайными словами, мимикой этический видит сложный мир чувств другого человека. И это лучше, чем их видит сам логический, для которого собственные чувства -- малопонимаемая загадка, и нужно, чтобы нашелся кто-то, кто ее разгадает. Этические типы все поступки и чувства других людей как будто измеряют своими собственными. Любовь - сфера этического мышления. Его задача и его талант. Основной талант логических - оценивать логику других. Только они правильно оценивают ум и логичность этического и ему самому разъясняют. Они могут оценить деятельность другого таким же образом, как этические - доброту человека, глубину его переживания. Сам этический не может оценить количество своего труда, склонен утонуть в любом деле, в том числе в домашнем хозяйстве, никогда не уверен, имеет уже моральное право на отдых или нет. Поэтому взаимная дружба индивидов с логическим к этическим мышлением (хоть и не в каждом сочетании) обогащает обоих, увеличивает их удовлетворенность собой. Этический рядом с логическим не сомневается в логике своих поступков, логический - что все его поступки являются поступками хорошего человека. Это и есть продолжение одного человека в другом.
По данным нашего исследования (см. табл.2), логический тип более распространен среди мужчин, этический - среди женщин. Но этические больше стараются быть такими, как нужно, как принято. Поэтому часто подчеркнуто мужественными - в хорошем смысле этого слова - бывают мужчины с этическим мышлением. Самые женственные женщины - тоже с этическим мышлением. Логический тип выделяется отсутствием любых показательных элементов. Поэтому мужчины часто кажутся "никакими", а женщины, если только они не интровертны, - маскулинными. Логическое мышление мешает бежать за быстро меняющейся модой и делать множество нерациональных, не имеющих практического значения мелочей (кратковременные прически, маникюр, тускли на неудобном каблуке), так как дает способность ценить свои усилия и затраты энергии.
Как уже говорилось, люди с логическим мышлением не умеют говорить о своих чувствах, избегают этого. Чувство их заставляет действовать в пользу любимого объекта, а не говорить о нем. Если в отношениях с любимыми они не являются достаточно ласковыми, совершают ошибки, то только потому, что не знакомы с другими моделями поведения. Такому мужчине часто легче спросить "выйдешь ли ты за меня?", чем сказать "люблю". Чувства индивида с логическим мышлением --нежные, ломкие, их легко "спугнуть". Для того чтобы они окрепли, нужны время и активные действия партнера.
Чувства логического тина более устойчивы, потому что требуют больше времени для принятия решения, пока чувства проверяются логическими рассуждениями. Больше времени нужно и для отмены принятого решения. Поэтому логический, который решился связать с кем-нибудь свою судьбу, этого своего решения склонен держаться более устойчиво.
Этический любит сознательно, любит, потому что хочет любить. Любовь - сознательное творчество принятых эмоций - себе и другому. Если другим самое главное - любят ли их, этим - любят ли они: "Меня не любишь ты, так что ж, зато тебя люблю я..." Эта экспансия чаще всего удачна, так как направляется на людей, которые, как предполагается заранее, должны сдаться. Если объектвнимания не сдается, о нем самым серьезным образом говорят, что он оказался недостойным любви и поэтому пусть обвиняет себя. Кто не ответил на чувства - неблагодарный, неразумный или воображает, что ему нужно больше внимания, чем уделялось. Это значит, что он хочет слишком многого, хочет больше, чем заслужил. Жизнь этих людей часто сложна только потому, что объектов любви появляется слишком много, неизвестно, когда остановиться, что любовь как будто есть, а настоящей опоры в другом человеке нет. Что из-за непонятной причины утомляет странное чувство беспокойства, которое требует менять партнеров, н что ни в одном из них нет того, что их сделало бы его объектом постоянной любви и наконец дало бы спокойствие."0
Для человека с этическим типом ИМ любовь - один из самых важных вопросов в мире. Однако ему нужен партнер с логическим типом ИМ, который не демонстрирует своих чувств, но в них, этих чувствах, устойчив. Его притягивают хладнокровие и логика логического. Если девушка с этическим мышлением некоторое время дружила с очень умным, но ее представлению, парнем, всех других своих друзей она будет сравнивать с ним. И пока не найдет такого, который покажется более умным, будет чувствовать себя неудачливой и несчастливой. То же самое можно сказать про юношу с логическим мышлением.
Этический тип не. боится любых чувств. Как любви, так и ненависти. Любит то, что является хорошим, но с не меньшей силой ненавидит зло, то, что вызывает неприятные эмоции. И не скрывает этого. Поэтому, если разочаруется в любви, может стать опасным. Он хочет любить. Даже когда его чувства неуместны. Он может одно чувство променять на другое - на положительное чувство к другому объекту или отрицательное к тому же самому, но не отказаться от самого чувства. Когда убеждается, что любимый является "плохим", "недостойным", "изменяет", то есть хотя ничего нового по сути дела не произошло, но какая-то капля переполнила чашу его терпения, положительное чувство превращается в отрицательное, любовь - в ненависть. Если партнер думает, что услуги и уступки этического бесконечны, что самоотречение - часть его характера, то ошибается и копает себе яму сам. Не умеющий измерять своих благодеяний, этический в конце концов все равно прозревает. То есть наступает момент, когда он не может дольше скрывать от себя "неблагодарности" не оценивающего его услуг партнера и приходит в ярость.