Логический тип больше распространен среди мужчин, этический - среди женщин. Логические женщины часто выгладят мужеподобно. Они не отвлекаются на такие нерациональные "мелочи", как посещение парикмахерских, косметических салонов, домов моды.
Сила этических типов проявляется по отношению к людям, логических - к объективному миру. Этик (эмоциональная личность) прекрасно разбирается в том, "что такое хорошо и что такое плохо". Он умеет налаживать контакты, манипулировать ими, является заботливым (но, как правило, по отношению к "своим людям"). Этическому типу важно не испортить свои связи, поэтому он может обещать не то, что способен выполнить, а то, чего от него "как от хорошего человека" ожидают другие. При этом этик не ощущает себя обманщиком, а, наоборот, "осторожным дипломатом". Для этического типа не существует "прав одного человека среди других людей". Он признает лишь тактику уговоров, просьб, "уламывания" и "выбивания" того, что ему нужно от других. Лучшим "толкачом", "пробивным типом" является именно этический (особенно этико-сенсорный экстраверт или интроверт). Этик пользуется критериями: "честно-нечестно", "гуманно-негуманно", поэтому объективная истина для него является понятием относительным.
Быть приятным и любимым - вот чего виртуозно добивается каждый этический тип. Он легко становится эмоциональным центром коллектива. Видит и понимает не только свои, но и эмоции окружающих. За случайными словами, оговорками, мимикой этик способен разглядеть сложный мир чувств другого человека. Любовь относится к сфере этического мышления. Этик считает себя вправе первым проявить инициативу (Татьяна Ларина - Евгению Онегину: "Я к Вам пишу, чего же боле...") Доверяет только своим симпатиям и антипатиям. Никогда не бывает уверен в логичности своего поведения, хотя старается строго выполнять все логические нормативы. Кругозор логических интересов этиков широк, они являются хорошими рассказчиками научных истин (хотя новых погических систем не изобретают). В социальной жизни субъективизм этиков имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Они способны как защищать идеалы гуманизма, так и разжигать национальную и религиозную рознь. В любом коллективе этики создают и культивируют сеть неформальных контактов, что часто негативно отражается на интересах дела. Ведь коллектив -"теплая компания" занят исключительно углублением межличностных отношений. В браке партнерство двух этиков может быть либо нежизнеспособным (пример любви Ромео и Джульетты), либо достаточно мучительным с постоянными взаимными упреками, обидами, нотациями и выяснением отношений.
|
Этику очень важно, чтобы рядом находился партнер, способный контролировать его поступки с точки зрения разумности, привести хаос мыслей в логический порядок, решить практические проблемы. И таким партнером может быть только логик.
Логик (мыслительный тип) все свои поступки совершает, исходя из здравого смысла. Поэтому он уверен в правильности своего поведения, независимо от того, что по этому поводу думают окружающие. Деловые отношения не принесет в жертву этическим (хоти бы потому, что последние для него непонятны). Логик все старается сделать сам. Свою нужность другим доказывает делами. Его самостоятельность проявляется при решении проблем объективного мира. Свою правоту логик подтверждает фактами; уговаривать и просить не умеет (но сам на уговоры поддается). Свои обещания старается сдержать любой ценой. Поступки логический тип оценивает с точки зрения "правильно-неправильно", "разумно-глупо". Он не всегда уверен в этичности своего поведения, поэтому к этическим нормативам относится серьезно и педантично им следует (не проявляя творчества). Логик отличается начитанностью в области художественной литературы, которая дает ему возможность глубже понять чувства людей. Природу своих эмоций логик осознает плохо. Он менее влюбчив, чем этик, но его чувства более стабильны и продолжительны. Боится дать выход своим эмоциям. Логику - мужчине легче спросить у возлюбленной: "Выйдешь ли ты за меня замуж?", чем сказать: "Я люблю тебя". Для развития чувств логика требуются сильные эмоции со стороны этика. Логический тип не может найти выхода из ситуации этического кризиса (ему трудно просить прощения). В коллективе хорошо чувствует себя на должности руководителя. Степень его объективности определяется полнотой имеющейся информации. Логики определяют ту часть коллектива, которая твердо ориентирована на поставленные цели и не скатывается на "выяснение отношений".
|
В браке союз двух логиков весьма проблематичен. Они постоянно поучают друг друга, оставаясь каждый при своем мнении. Ни один из них не чувствует себя по-настоящему любимым. Взаимная интеллектуальная "холодность" приводит к отталкиванию.
|
Логику нужен этик. Первого во втором привлекают живые эмоции. Второго в первом - хладнокровие и ум.
Таким образом:
Логический тип:
- ориентирован на систему, закон и порядок;
- любит анализировать и устанавливать логические связи;
- в интересах дела может игнорировать чувства людей;
- не способен говорить о своих эмоциях, которые устойчивы и скрыты;
- не любит выяснять причины ссор и недоразумений.
Этический тип:
- человек чувства, хорошо разбирается в эмоциях окружающих;
- способен влиять на других своими эмоциями и сам подвержен такому влиянию;
- принимает решение под влиянием симпатий - антипатий;
- склонен идти на компромиссы ради хороших отношений; сам обидчив и боится обидеть других;
- часто говорит комплименты; любовь для него - самое важное в мире.
Если вы Логик, то вы:
1.Способны оставаться невозмутимым и сдержанным в ситуации, в которой другие теряют самообладание.
2.Будете улаживать спор не во имя блага, а во имя истины.
3.Будете доказывать свою точку зрения ради ясности, можете принять участие в споре, поддерживая то одну, то другую сторону, желая расширить свои интеллектуальные возможности.
4.Обладаете скорее волевым, чем мягким характером. Если вы расходитесь во взглядах с людьми, вы скорее скажете им об этом, чем промолчите и позволите им думать, что они правы.
5.Гордитесь своей объективностью, несмотря на то, что многие обвиняют вас в холодности и равнодушии. Вы знаете, что это далеко не так.
6.Способны принимать непростые решения и не можете понять, почему люди беспокоятся о том, что не имеет к ним прямого отношения.
7.Считаете, что важнее быть правым, чем кому-то нравиться. Вы не считаете, что для того, чтобы успешно работать в контакте с людьми, обязательно относиться к ним с симпатией.
8.Полагаетесь больше на логичные и научно обоснованные теории. Например, пока не получите достаточно информации, подтверждающей пользу типоведения, будете относиться к нему скептически.
9.Легче запоминаете номера и цифры, чем лица и имена.
Если вы Этик, то вы:
1.Считаете "хорошим" решением то, которое принимает во внимание чувства других людей.
2.Считаете, что нельзя точно определить понятие Любовь. Вы с негодованием относитесь к тем, кто пытается это сделать.
3.Будете из кожи вон лезть, чтобы удовлетворить потребности других людей, сделать все возможное, чтобы помочь им даже ценой своего благополучия.
4.Ставите себя на место других. Вероятно вы из таких, кто спрашивает на собрании: как это отразится на тех, кто принимает в этом участие.
5.С удовольствием оказываете людям услуги, хотя находите, что некоторые этим злоупотребляют.
6.Задаетесь вопросом: Неужели никому нет дела до того, чего я хочу, хотя вам трудно задать этот вопрос вслух.
7.Нераздумывая возьмете сказанные слова назад, если считаете, что они кого-то обидели. Из-за этого вас считают нерешительным.
8.Предпочитаете согласие. Конфликты приводят вас в смятение и вы стараетесь или избежать их (Давайте сменим тему) или сгладить (Давайте пожмем друг другу руки и будем друзьями).
Сенсорика – Интуиция
Сенсорные типы ИМ живут в полном смысле этого слова ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое "я" и его потребности, имеют ясно выраженный ритм жизни.
Сенсорный живет как будто лишь этим днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Благодаря неразвитому абстрактному мышлению он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю.61 Он или слишком активен (экстраверт) и сам себе этим усложняет жизнь, или слишком пассивен (интроверт), боится ошибок, не уверен в необходимости делать то, что вроде бы делать "надо". Боится перестараться - это сделало бы его сметным в своих собственных глазах, а также в глазах всех прочих интровертов.
Ощущениям интуитивных типов ИМ не хватает яркости, они постоянно рассеянны. Даже свое физическое "я" воспринимается неопределенно. Часто уверенности в своей материальности хватает лишь до тех пор, пока смотрят в зеркало.
Сенсорный живет другой жизнью: иначе ест, иначе дышит, иначе чувствует природу, красоту, то есть по-другому воспринимает полноту жизни, которая интуитивному становится доступной только рядом с любящим и уважающим его сенсорным. В то же время сенсорный благодаря дружбе с интуитивным может более спокойно созерцать происходящее, доверять будущему, избегать неожиданностей. Интуитивный с удовольствием приспосабливается к нужному ему ритму сенсорного, если он подходит но другим параметрам (интеллект, интересы, культура), вместе с тем давая перспективу будущего или обогащая чувством относительности ценности каждой деятельности и нескончаемым рядом новых возможностей.
Сенсорные в полном смысле этого слова внимательны ко всем своим физическим потребностям, оценивают их как неотъемлемую часть своего физического "я". Поэтому и влечение - неотъемлемое право на самореализацию и средство влияния на других людей. Для интуитивных влечение, как и все конкретное окружение и свое "я", - не полностью ощущаемое и не очень надежное явление. Они постоянно не уверены и сомневаются: реальность это или только продукт фантазии, выдумка. Поэтому не берут инициативу в свои руки, ждут ее от других. Сенсорный ищет объект влечения и старается добиться своей физической реализации. Интуитивный чувствует потребность стать таким объектом, так как это дает возможность стать полностью собой, приобретая право па свои потребности и желания. Влечение партнера - доказательство его материальности, то есть момент психического дополнения. Средство овеществления, материализации своего "я". Влечение для них нужно, необходимо, желательно и - имеете с тем - опасно. Они неизбежно втягиваются в жизненный ритм партнера, как в водоворот, из которого сами выбраться не могут. Отсюда осторожность и страх попасть в подчинение.
Следовательно, только сенсорики, а не интуитивные стараются привлечь объект внимания. В их руках и инициатива отказа от "выцветших" чувств, если оказывается, что второй удовлетворяет далеко не все психические потребности, не является настоящим дополнением личности. В партнере сенсорику нужны постоянство и своеобразная зависимость, послушность. Таким может быть только интуитивный, который поддерживает инициативу сенсорного, но в свои руки взять ее не может. Интуитивный быстро понимает, что является желанным, но н после этого активности не показывает. Собственная сексуальная активность для него - табу. Не из-за застенчивости н хорошего воспитания, хотя это создает дополнительные затруднения, а из-за специфики их сексуальной активности. Если показывают активность, превышающую активность партнера, чувствуют себя очень плохо, бывшая положительная установка к партнеру превращается в отрицательную. Любое сближение для интуитивного сложно, поэтому он более сдержан и, несмотря на все свое свободомыслие, которым часто отличается, как правило, не склонен пользоваться сексуальными свободам.
Интересная функцня ревности во взаимоотношениях интуитивных и сенсорных. Интуитивный знает: ничего не изменится от случайных поступков партнера. Ревнует сенсорный, который судит но своему собственному опыту. На интуитивного небольшая доза ревности влияет положительно, придает ему ценность в собственных глазах. Напоминает, что он нужен, желанен и незаменим. Это самое убедительное доказательство его ценности.
Каждый интуитивный успешнее заботится о других, чем о себе. Сенсорный понимает свои материальные интересы и умеет их отстаивать. Интуитивный ждет того, что останется от других, или - пока о нем позаботятся другие.
Сенсорика интуитивного нормативная, он строго придерживается установленных эстетических нормативов, например моды, не готов ни к каким откровениям. Однако если никакой сенсорик его не дополняет, от этих своих усилий устает, теряется и может дойти до пол ной запущенности и беспорядка в быту. Об эстетике обычно знает много, но в своем эстетическом вкусе не уверен. Не уверен и эстетичности своего -гола, одежды, движений. Поэтому он достаточно часто становится неуклюжим. Несомненно, если нет режиссуры со стороны дополняющего. При наличии "режиссера" достигает совершенства и обгоняет довольных собой сенсориков. Эти же нормативы относятся к самочувствию человека. Сенсорик доверяет своим ощущениям и не сомневается, когда он здоров, когда болен: он же "чувствует". Это врач должен подчиняться его конкретным, реальным ощущениям, а не он - необоснованным диагнозам врача. Если один врач "ничего не нашел", он идет к другому и добивается своего. Интуитивному свои собственные ощущения кажутся менее объективными, чем диагноз врача. Диагноз - это "норматив", и он ведет себя соответственно диагнозу, а не соответственно самочувствию.
У сенсорика нормативная интуиция, поэтому он исключительно осторожен в отношении использования своего времени, а также в отношении использования потенциальной энергии, потенциальных возможностей объектов, субъектов и явлений. Несомненно, никакого творчества здесь не получается. Поэтому сенсорик - тактик, а интуитивный - стратег.
Отличаются они и внешне: глазами, походкой. Глаза интуитивного - это глаза, которые смотрят - и не видят. Глаза сенсорного - наоборот, глаза очень хорошо видящего и все замечающего человека. Походка каждого интуитивного менее уверена, он как бы немного парит в воздухе и готов каждому уступить дорогу. Походка сенсорного отличается отчетливостью, самоуверенностью, неуступчивостью.
Интересно еще такое. Самыми узкими кажутся лица у людей с черной интуицией. Самые широкие - у людей с черной сенсорикой. Возьмем, к примеру, интуитивных экстравертов и сенсорных экстравертов. И те и другие - циклотимы, значит, никаких врожденных различий, если брать среднего представителя одного или другого тина, не должно быть. Однако лица интуитивных экстравертов, как правило, кажутся продолговатыми. Это в основном за счет морщин вокруг рта и на. лбу. Л вот лица сенсорных экстравертов - круглыми. Это в основном за счет развитых у этих волевых людей скул. Сжатые скулы особенно бросаются в глаза у сенсорно-этического экстраверта.
По глазам можно судить не только о том, сенсорик человек или интуитивен, но и о том, экстравертны или интровертны его сенсорика и интуиция. Это определяется раскрытостью глаз: самые широкие глаза у людей с белой интуицией (А), самые узкие, наиболее прищуренные - у людей с черной интуицией (А). Это наиболее заметно, когда человек в задумчивом состоянии. Сенсорики распределяются посередине, причем у людей с белой сенсорикой глаза шире и менее острые, чем у людей с черной сенсорикой. Это потому, что первые стараются охватить все наблюдаемое пространство, а вторые - лишь конкретные объекты. По раскрытости или прищуренности глаз при всех прочих равных условиях, то есть при похожем сложении лица, из всех типов ИМ можно образовать такой ряд (от самых широких до самых прищуренных):
1. интуитивно-логические и интуитивно-этические интроверты;
2. логико-интуитивные и этико-интуитивныс экстраверты;
3. сенсорно-логические и сенсорно-этические интроверты;
4. логико-сенсорные и этико-сенсорные экстраверты;
5. логико-сенсорные и этико-сенсорныс интроверты;
6. сенсорно-логические и сенсорно-этические экстраверты;
7. логико-интуитивные и этико-интуитивные интроверты;
8. интуитивно-логические и интуитивно-этические экстраверты.
Мы говорили раньше, что этические не умеют оценивать количество своего труда. Интуитивные же не могут оценить его качества и потому тоже утопают в нескончаемых делах. Они просто не уверены, что сделано достаточно хорошо, и потому не могут закончить.