Тема 7. РЫНОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Совершенно конкурентная фирма — фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке.
Специфические черты совершенно конкурентной фирмы:
а) не может воздействовать на рыночную цену
б) принимает рыночную цену как данную.
Поэтому при совершенной конкуренции взаимодействие между фирмами лишено стратегического поведения, то есть фирма не учитывает реакции своих конкурентов на принимаемые ею решения, а суть ее поведения сводится к приспособлению к складывающейся рыночной ситуации.
Поскольку продукция совершенно конкурентной фирмы является стандартизированной, то спрос на ее продукцию является абсолютно эластичным, а кривая спроса будет параллельной оси абсцисс (рис. 7.1).
Следует иметь в виду, что речь идет не о том, что на совершенно конкурентном рынке спрос является совершенно эластичным, а лишь о том, что он совершенно эластичен в отношении продукции отдельной фирмы.
Рис. 7.1. Рыночный спрос и спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы
Для совершенно конкурентной фирмы рыночная цена продукции задается извне и с точки зрения принятия фирмой текущих решений может быть принята в качестве постоянной величины В этом случае средняя выручка и предельная выручка (MR = ΔTR / ΔQf = Δ(PQf) / ΔQf = = PΔQf / ΔQf = P) фирмы от реализации продукции будут равны рыночной цене. Это обстоятельство указывает на то, что для совершенно конкурентной фирмы условие максимизации прибыли трансформируется в форму поскольку для данного типа фирмы
Таким образом, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при объеме выпуска, для которого предельные издержки производства равны рыночной цене единицы продукции, что является частным случаем общего принципа. При этом общая прибыль будет определяться как: π = (P – AC) Qf.
|
Предложение в краткосрочном периоде
Так как совершенно конкурентная фирма не способна оказывать влияние на рыночную цену, то для нее реализация принципа максимизации прибыли связана с выбором объема предложения. Он должен быть таким, чтобы предельные издержки производства равнялись рыночной цене единицы продукции.
Учитывая, что в рамках применяемой фирмой технологии уровень предельных издержек определяется особенностями производственной функции, то становится очевидным, что объем предложения фирмы будет зависеть от уровня рыночной цены.
А) Случай максимизации прибыли
Руководствуясь принципом максимизации прибыли, при цене фирма будет осуществлять предложение, равное q1 получая при этом максимальную прибыль, равную — затемненная область (рис. 7.2).
При этом (следует обратить внимание на ряд обстоятельств):
1) Максимальная прибыль получена при объеме выпуска, для которого средние издержки (АС) не являются минимальными.
2) Выпуск, при котором прибыль максимизируется, не означает получение максимальной прибыли на единицу продукции. 3) Следовательно, показатели уровня прибыли и издержек на единицу продукции не являются критериями получения максимальной прибыли.
Фирма всегда максимизирует совокупную прибыль при выпуске, для которого предельная выручка равна предельным издержкам. До тех пор, пока предельная выручка превышает предельные издержки функция совокупной прибыли будет расти, и фирма будет увеличивать предложение.
|
Рис. 7.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой |
Б) Случай самоокупаемости
В случае снижения рыночной цены до уровня минимальных средних издержек фирма будет продолжать производство, функционируя на основе самоокупаемости (рис. 7.3). При этом, не получая экономической прибыли, фирма фактически будет иметь некоторую бухгалтерскую прибыль. Следовательно, фирма всегда осуществляет производство, для которого совокупные издержки минимально превышают совокупную выручку.
Рис. 7.3. Оптимизация производства на уровне самоокупаемости |