Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.




СУЛИТ

1. книжн. обещать дать или сделать что-либо ◆ Это не трудно было сделать: Левчинский, по приезде домой, тотчас отправил своего Власа в шинок еврея, чтобы позвать Ицку в хутор и сулить ему хорошее награждение. О. М. Сомов, «Сказки о кладах», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

2. подавать какие-либо надежды; обещать

3. предсказывать, пророчить

 

Поэт очень точно описал битву.

Скажите, пожалуйста, а чем отличается пушкинское описание боя от того, которое вы можете прочитать в учебнике по истории, то есть от научного?

Обратимся к 1-ой части отрывка.

Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»

Работа со словарем (в словаре!)

РОК - Устар. срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое.
Роковой — срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьбарешает участь либо важное событие. Судьба — совокупность событий и обстоятельств,влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила (рок– судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны. Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника: «Уходит...», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)

Почему шведы названы «сыны любимые победы»?

Объясните слова: «Как пахарь, битва отдыхает». (наступает затишье перед боем, солдаты готовятся к главному сражению, как пахарь, отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки; «голодный рев» – требование жертв.)

Как вы поняли выражение: «Тесним мы шведов рать за ратью, темнеет слава их знамён»?

Какие строчки, подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)

Прочитаем вторую часть отрывка.

Какое впечатление производит на читателя образ Петра?

Какие художественные средства помогают Пушкину передать величие и мощь Петра, вызвать восхищение и гордость за него?

Как вы понимаете слово «лик»?

Словарная работа (в словаре!)
ЛИК
Лик — внешний вид, образ человека
Лик — образ святого в православии
Лик — то же, что икона
Лик — изображение лица святого на иконе
Лик — имя ряда мифологических персонажей

Лик святости — разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами
Лик святых или лик ангелов — сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих
Лики (множественное число) — радостные крики, пение, ликование.

 

Почему Пушкин употребил это слово вместо современного «лицо»?

Обратимся к 3-й части отрывка.

Какие слова выбирает поэт, чтобы показать состояние царя, подчеркнуть его энергию, жажду действия?

Прочтём 4-ую часть.

Как появляется Карл на поле боя?

С помощью каких эпитетов рисует Пушкин шведского короля?

О каких чертах характера говорит этот портрет?

Сравните, как два полководца обращаются к войскам, призывая солдат к бою.

Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра падают на погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)

1) Беседа по тексту:

- Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?

- Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

Петр I Карл XII
   
   
   
   

- Какой приём использует А. С. Пушкин?

Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

-Соотнесите термины и их определения.

ЭПИТЕТ - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.
СРАВНЕНИЕ - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.
МЕТАФОРА - переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.
АЛЛИТЕРАЦИЯ- художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры: _____________________________________________________

Сравнения: _____________________________________________________

Эпитеты: _______________________________________________________

Аллитерация:

ВЫВОД: изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.

Заключительное слово

А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".

Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.

Домашнее задание: прочитать В.Г. Распутин «Уроки французского»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: