СУЛИТ
1. книжн. обещать дать или сделать что-либо ◆ Это не трудно было сделать: Левчинский, по приезде домой, тотчас отправил своего Власа в шинок еврея, чтобы позвать Ицку в хутор и сулить ему хорошее награждение. О. М. Сомов, «Сказки о кладах», 1829 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
2. подавать какие-либо надежды; обещать
3. предсказывать, пророчить
Поэт очень точно описал битву.
Скажите, пожалуйста, а чем отличается пушкинское описание боя от того, которое вы можете прочитать в учебнике по истории, то есть от научного?
Обратимся к 1-ой части отрывка.
Автор образно и ярко представляет нам картины боя. Какие средства выразительности использует автор, описывая следующее: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «рассыпались стрелки», поле «роковое», «счастье... служить... начинает нам»? (Чуть озаренный восток, пушки уже грохочут. Темно-красный дым, густой, не развеваемый ветром, поднимается к небесам. Полки сплотили ряды свои, отдельные стрелки замаскировались в кустах. Падают на землю ядра, свистят пули, солдаты готовы ринуться в штыковую атаку: «нависли хладные штыки». Шведы рвутся вперед. Поле битвы – поле «роковое»
Работа со словарем (в словаре!)
РОК - Устар. срок, урочное время, пора, Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое.
Роковой — срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьбарешает участь либо важное событие. Судьба — совокупность событий и обстоятельств,влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила (рок– судьба). От победы на поле или поражения зависит судьба солдат, страны. Но русские солдаты сдерживают натиск врага и оттесняют противника: «Уходит...», «сдается Шлиппенбах». Бог Брани (войны, Марс) на стороне русских.)
• Почему шведы названы «сыны любимые победы»?
• Объясните слова: «Как пахарь, битва отдыхает». (наступает затишье перед боем, солдаты готовятся к главному сражению, как пахарь, отдыхают перед началом тяжелой и необходимой работы (пахоты), пахарь – труженик и воин – труженик. Идет перегруппировка сил, молчит боевая музыка, молчат пушки; «голодный рев» – требование жертв.)
• Как вы поняли выражение: «Тесним мы шведов рать за ратью, темнеет слава их знамён»?
• Какие строчки, подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
Прочитаем вторую часть отрывка.
• Какое впечатление производит на читателя образ Петра?
• Какие художественные средства помогают Пушкину передать величие и мощь Петра, вызвать восхищение и гордость за него?
• Как вы понимаете слово «лик»?
Словарная работа (в словаре!)
ЛИК
Лик — внешний вид, образ человека
Лик — образ святого в православии
Лик — то же, что икона
Лик — изображение лица святого на иконе
Лик — имя ряда мифологических персонажей
Лик святости — разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами
Лик святых или лик ангелов — сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих
Лики (множественное число) — радостные крики, пение, ликование.
• Почему Пушкин употребил это слово вместо современного «лицо»?
Обратимся к 3-й части отрывка.
• Какие слова выбирает поэт, чтобы показать состояние царя, подчеркнуть его энергию, жажду действия?
Прочтём 4-ую часть.
• Как появляется Карл на поле боя?
• С помощью каких эпитетов рисует Пушкин шведского короля?
• О каких чертах характера говорит этот портрет?
• Сравните, как два полководца обращаются к войскам, призывая солдат к бою.
• Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под градом раскаленным» – пули, ядра; стена наступающих и отражающих нападение падает, следующая стена смыкает штыки – вступает в рукопашный бой, «летучая» конница – быстрое перемещение, звенят сабли, рубят, «бросая груду тел на груду» – новых погибших на уже погибших. Горячие ядра падают на погибших, шипят в крови. Жестокость боя и его стремительность усиливаются употреблением глаголов – «колет, рубит, режет», а затем только существительных – «бой», «клики», «скрежет», «гром», «топот», «ржанье», «стон».)
1) Беседа по тексту:
- Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?
- Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:
Петр I | Карл XII |
- Какой приём использует А. С. Пушкин?
Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.
-Соотнесите термины и их определения.
ЭПИТЕТ - | форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений. |
СРАВНЕНИЕ - | повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. |
МЕТАФОРА - | переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту. |
АЛЛИТЕРАЦИЯ- | художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления. |
- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?
Метафоры: _____________________________________________________
Сравнения: _____________________________________________________
Эпитеты: _______________________________________________________
Аллитерация:
ВЫВОД: изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.
Заключительное слово
А.С. Пушкин - часть истории России, может быть, её сердце. И могучим источником творческого вдохновения поэта было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества. По его мнению, "России определено было высокое предназначение".
Творчество Пушкина "продолжало эпоху прошлого, наполняло мужественными звуками настоящее и посылало свой голос в будущее", т.е. к нам. Давайте помнить о том, что настоящего гражданина своей Родины, по мнению Александра Сергеевича, характеризует бережное отношение к прошлому родины, "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам", и следовать его совету - узнавать как можно больше историю своей Родины.
Домашнее задание: прочитать В.Г. Распутин «Уроки французского»