Лабораторный практикум № 3




Лабораторный практикум № 1

Тема: Развитие личности и воспитание (2 ч.)

Цель: обеспечить условия для понимания взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание», научить устанавливать связи между педагогическими явлениями процесса развития личности в ходе решения педагогических задач.

Основные вопросы:

1.Особенности процесса развития и формирования личности.

2.Индивидуальное развитие личности и его движущие силы.

3.Ребенок как объект и субъект воспитания.

4.Решение педагогических задач на установление связи между педагогическими явлениями процесса развития личности.

Методические рекомендации

Задание 1. Подготовиться и принять участие в дискуссии:

Ф.Ницше писал, что считает «инфицированным» того, кто приписывает ценность неэгоистическому началу. «Если человек не эгоистичен, то он болен, он на пути к самоотрицанию … Нужно любым способом восстановить его эгоизм и, следовательно, вернуть его к жизни» (Ницше.Ф. Соч.: В 2 т. –М., 1990. – Т.2. – С.743.)

Вопрос: Прав ли философ? Гуманизм и индивидуализм в развитии – это всегда антиподы? Какую позицию должен занимать здесь педагог?

Форма отчета: тезисы выступления в «ДЛПП».

 

Задание 2. Подготовить и выступить с докладом на тему «Трудные дети, одаренные дети: в чем проблемы их развития?» с постановкой вопросов для обсуждения в группе.

Форма отчета: текст доклада с вопросами для обсуждения в «ДЛПП».

 

Задание 3. Подготовиться и принять участие в обсуждении:

Как вы понимаете высказывание А.Г. Асмолова и А.В. Петровского, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?

Форма отчета: эссе на тему в «ДЛПП».

Задание 4. Подготовиться и принять участие в диспуте:

Ф.Аквинский называл женщину изуродованным мужчиной, Ш.Летурно писал, что женщина была первым домашним животным человека. В 20в. Мы наблюдаем другую крайность: общество стремится воспитать из девочки будущего специалиста больше, чем будущую мать или жену.

Вопрос: Это правильно? Почему? Должна ли педагогика оставаться бесполой?

Форма отчета: тезисы выступления в «ДЛПП».

Литература:

Лабораторный практикум № 2

Тема: Закономерности и принципы воспитания (2 ч.)

Цель: обеспечить усвоение закономерностей и принципов воспитания.

Основные вопросы:

1. В чем состоит значение знания принципов воспитания для учителя?

2. Система принципов воспитания и раскрывающих их правил воспитания.

3. Специфика проявления принципов воспитания в работе учителя технологии (с привлечением результатов собственного исследования).

Методические рекомендации

Задание 1. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.

Закономерности воспитания Принципы воспитания
  Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества ……………………………… ……………………………….. ………………………………..
  ……………………………………… ……………………………………….. ……………………………………….   Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке
  Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства …………………………………….. ……………………………………. …………………………………….. ……………………………………..

Обсуждение результатов заполнения таблицы.

Форма отчета: таблица в «ДЛПП».

 

Задание 2. Привести пример педагогических ситуаций, разрешение которых основывается на следующих принципах

- общественная направленность воспитания;

- опора на положительное;

- гуманизация воспитания;

- личностный подход;

- единство воспитательных воздействий.

Организовать обсуждение в группе.

Форма отчета: описание педагогической ситуации и путей ее разрешения на основе приведенных принципов воспитания в«ДЛПП».

Литература:

 

Лабораторный практикум № 3

Тема: Система методов воспитания (2 ч.)

Цель: обеспечить условия для овладения понятиями «метод воспитания», «система методов»; научить различать методы воспитания и приемы воздействия; отработать умение выбора методов воспитания и приемов воздействия.

Основные вопросы:

1.Понятие методов воспитания в педагогике.

2.Классификации методов воспитания (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И. Щуклиной, Т.Д. Конниковой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.).

3.Методы и приемы воспитания. Условия выбора конкретного метода и приема. Характеристика методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мнения, поощрения, наказания и др.)

4.Анализ педагогических ситуаций. Предложение своих методов или приемов педагогического воздействия. Аргументация выбора.

Методические рекомендации

Задание 1. Подготовиться и принять участие в обсуждении: «Я не могу признать полезным для ребенка какое бы то ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный поступок не действует на него сильнее, чем само страдание» (Локк Дж. Мысли о воспитании // Пед.соч. – М., 1939. – С.96.)

А как добиться этого при применении наказания? Можете ли вы привести подобные примеры из школьной практики?

Форма отчета: эссе на тему в «ДЛПП».

 

Задание 2. Подготовиться и принять участие в дискуссии:

\\ В.А. Сухомлинский сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня». (Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Новосибирск, 1985. – С. 60).

Вопрос: Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания, как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?

\\ Как известно в Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения, например поили рабов вином допьяна, чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству: дети видели, как безобразен пьяный человек, и учились воздержанности.

Вопрос: Считаете ли вы оправданным использование отрицательных примеров как метода воспитания? Почему?

Форма отчета: тезисы доклада в «ДЛПП».

 

Задание 3. Подобрать педагогическую ситуацию из литературных источников или из собственного опыта, сформулировать задачу и подготовиться и провести «мозговой штурм» в группе по ее разрешению.

Форма отчета: описание педагогической ситуации, формулировка задачи и вопроса для «мозгового штурма» в «ДЛПП».

Литература:

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: