Список использованных источников. Храм Богородицы «Всех скорбящих Радость» п.г.т




Н. Рубцов

 

 

Храм Богородицы «Всех скорбящих Радость» п.г.т. Городище расположен на центральной площади поселка и виден издалека. Величественная старая церковь красного кирпича – молчаливый свидетель многих событий, пережитых этим краем с 1905 года…

Давайте перенесемся с вами в середину XIX в., чтобы узнать о том, как появился храм, и какие люди несли здесь свое служение Господу.

Итак, в 1840 г. в деревне Городище был открыт православный приход, и службы проводились в молебном доме. Первым штатным священником был о. Владимир Святославский, прослуживший на приходе до 1888 г.

В 1845 г. появилась большая деревянная церковь, купленная в Царицыне на средства купца Бабаева, которую в 1848 г. освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А в 1905 г. усилиями благотворителей было начато строительство каменного храма, настоятелем которого в это время являлся о. Константин Хитров. Вскоре священник был злодейски убит.

По неуточненным данным, примерно в 1914 г. храм был освящен. Это событие произошло уже при настоятеле священнике Викторе Крылове, который с 1906 г. нес свое пастырское служение. После октябрьского переворота 1917 г. и во время гражданской войны власть в селе Городище неоднократно менялась: пришли тяжелые времена, когда проводить богослужения стало делом сложным и опасным. Красногвардейцы не просто создавали препятствия для приходской жизни – были случаи даже хладнокровного осквернения святынь. А что может быть страшнее этого для православного человека! В 1918 г. о. Виктор Крылов умер от сердечного приступа, будучи не в силах перенести глумления солдат над алтарем храма [1].

К 1929 г. настоятелем Городищенского храма был назначен о. Яков Добрынченко. Недолго служил здесь батюшка во славу Божию. Случилось событие, которое, с одной стороны, документально вписалось в сложную историю храма, а с другой стороны – изменило судьбу отца Якова и частично сохранилось до сегодняшних дней на нескольких разрозненных листках бумаги из уголовного дела № 5322, уцелевшего в архиве УФСБ РФ по Волгоградской области.

…Декабрь далекого 1929 г. остался в памяти у жителей Городища в связи с тем, что с колокольни храма были сняты колокола. За 12 лет, прошедших после революции, несмотря на активную безбожную идеологию большевистской власти, ничего не изменилось в сознании православных. Храм – сердце и совесть христиан – по-прежнему созывал прихожан на богослужения звоном колоколов. В сложное и смутное время, когда советское правительство сознательно разрушало исконно православный устой жизни, когда индустриализация и коллективизация насильственно внедрялись на городищенской земле, и «вся власть была отдана Советам», душа верующего человека, как и много веков подряд, возносила молитву к Всевышнему о сохранении Церкви мира во всем мире.

Из предъявленного обвинения: «…В настоящем материале имеются данные, свидетельствующие, что 16-го декабря 1929 г., на основании вынесенного постановления на общегражданском собрании в с. Городище Сталинградского р-на, о снятии с церкви указанного села колоколов с передачей их в фонд индустриализации страны, туда прибыла рабочая бригада Рудметаллторга для выполнения этой работы. Священник Добрынченко Яков Петрович совместно с членами церковного совета Нужновым М. С. и Мешковым Н. П., по предварительной договоренности, решили воспрепятствовать выполнению постановления граждан через посредство организации массового выступления верующих с требованиями прекратить работу по снятию колоколов. С этой целью члены церковного совета Мешков Н. П. и Нужнов М. С. собрали несколько женщин и предложили им оповестить об этом граждан через обход домов и тревожный звон в колокола, что ими и было выполнено…» [2][1].

Благодаря сохранившемуся протоколу допроса от 5 января 1930 г. мы можем узнать о настоятеле храма следующее. Добрынчеко Яков Петрович родился в 1876 г. в слободе Бутурлиновка. Беспартийный, великоросс. Образование – богословские трехгодичные курсы. Женат. Является священником с. Городище. Из имущества – дом с надворными постройками и одна корова. В старой, а также в Белой и Красной армиях не служил. До революции, в период революции и до сего времени по роду занятий являлся и является священником.

Из постановления от 1930 года, января 5-го дня гор. Сталинграда: «…Я, Вр. Уполномоченного 1-го Отделения Сталинградского Окротдела ОГПУ - ______ А. П., рассмотрев сего числа имеющийся материал на священника с. Городище – Добрынченко Якова Петровича, … подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10 УК, принимая во внимание, что нахождение на свободе Добрынченко может вредно отразиться на ходе дальнейшего следствия, а посему, руководствуясь ст. 144-145 УПК, постановил: Добрынченко Якова Петровича заключить под стражу в Сталинградском ОКР ИТД…».

Активное участие в отстаивании неприкосновенности храма, вместе с другими верующими, принимали упомянутые выше Мешков Н. П. и Нужнов М. С. На основании постановления от 12 января 1930 года г. Сталинграда, касающегося заведения следственного дела по ст. 59 ч. 2 УК, из сохранившихся документов мы можем немного узнать об этих людях. «…Нужнов Мартын Савельевич – беспартийный, русский, неграмотный, хлебороб, женат, имущественное положение – зажиточный, в армиях не служил, о судимости официальных сведений не имеется… Мешков Никифор Прокофьевич – беспартийный, великоросс, малограмотный, специальность – торговец, женат, имущественное положение – кулак, в армиях не служил, о судимости официальных сведений нет...».

К сожалению, кроме этих скупых официальных данных ничего не знаем мы и о дальнейшей судьбе арестованных. Тем более, что очень суровы строки постановления о предъявлении обвинения: «…В результате собравшаяся масса крестьян, подстрекаемая указанными выше лицами, требовала кровавой расправы с членами сельсовета, коммунистами и прибывшими рабочими бригадниками…». Рассчитывать на милость безбожной советской власти в этой ситуации, конечно, не приходилось. Уповать можно было только на безграничное милосердие Божие, на тот высший Промысел, который уготован был им, отцу Якову и двум смельчакам из народа, защищавшим храм, колокола и Самого Спасителя ценою собственной жизни.

Из обвинительного заключения: «…Инициатор данного решения священник Добрынченко, дабы отвлечь от себя подозрение в подстрекательстве массы на этот поступок, дав соответствующие указания Нужнову и Мешкову, сам выехал в город. По прибытии бригады в село, таковая поставила сельсовет в известность о цели своего прибытия, последний вызвал весь состав церковного совета и объявил таковому, что на основании постановления, … сейчас будет произведено снятие колоколов, для чего церковный совет должен указать место работы и обеспечить нормальный ее ход. Состав церковного совета, проводив рабочую бригаду на колокольню, сейчас же разошелся… Отойдя на недалекое расстояние от церкви, члены церковного совета Мешков и Нужнов вернулись обратно. Подойдя к стоявшей около церкви небольшой группе женщин, они разослали таковых по селу собрать крестьян к церкви. Девице Кожиной В. А. Мешков Н. П. предложил: «Собери подруг, и звоните тревогу, собирайте народ, надо защищать церковь, вы – молодые девчата, и вам за это ничего не будет». Кожина, послушав Мешкова Н. П., с подругой Безугловой стала звонить в колокол, веревка от такового была с колокольни опущена до земли, что дало возможность избежать предупреждения звона со стороны рабочих… Нужнов Мартын Петрович … сзывал народ к церкви, после чего деятельно подстрекал женщин к производству террористических актов над прибывшими для работы по снятию колоколов рабочими и местными работниками-коммунистами. Проходя от одной группы к другой, говорил: «Церковь грабят, надо отстаивать это Божье дело, не допустим кощунства, бейте, гоните богохульников… Всем миром надо действовать, стеной идти, всем селом надо бить, тогда ничего не будет… Бейте их, сукиных сынов! Вам, бабам, за это ничего не будет – храм спасем; а мужикам нельзя: в тюрьму попадут». Когда же член церковного совета Черкашин, по предложению сельсовета, стал уговаривать толпу разойтись, Нужнов, подойдя к нему, закричал: «Христопродавец ты, продался коммунистам, предатель, не быть тебе живому – полетишь вместе с властью вверх тормашками…».

Таким образом, примерно к 18 февраля 1930 г. уголовное дело, за подписью зам. прокурора, было передано через ПП ОГПУ на Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для рассмотрения и применения к обвиняемым меры социальной защиты, предусмотренной ст. 58-10 п. II УК во внесудебном порядке. Арестованных Добрынчеко Я. П., Нужнова М. С. И Мешкова Н. П. перечислили содержанием за ОГПУ.

Таковы документальные сведения исповедничества новейшего времени, за которыми стоит подлинный христианский подвиг. Неизвестно, как сложился в дальнейшем крестный путь этих людей. Знаем только, что в 30-е гг. XX в. осужденных за контрреволюционную деятельность и попавших в лагеря уже не освобождали, а, напротив, добавляли срок, и многие люди просто физически не выдерживали лагерного режима и умирали, а некоторых просто расстреливали. Зачастую, как и в нашем случае, нет никаких точных сведений о пострадавших за Христа, кроме скупых упоминаний в разных «делах» по поводу «контрреволюционной деятельности» тех или иных исповедников и новомучеников Российских. И порой весьма сложно увидеть сквозь штампы революционной фразеологии и стиль следственных документов ту высоту христианского духа, в смирении исповедующего своего Спасителя.

Однако по уголовному делу № 5322 весточка появилась только в июле 1989 г. Мы имеем заключение, утвержденное прокурором Волгоградской области, в отношении Добрынченко Якова Петровича, который «арестован 6.01.30 г. Обвинялся в контрреволюционной деятельности. Заседанием Тройки ПП ОГПУ по Н.-В. краю от 23.02.30 г. приговорен к 3-м годам ссылки. Добрынченко Яков Петрович подпадает по действие статьи I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов».

Мы познакомились только с одним «делом», касающимся тех людей, которые не поклонились Ваалу в годину лютых гонений и смело взошли на свою Голгофу, дабы спасти бессмертную душу. Сколько таких «дел» было по всей Руси, и сколько теперь новых молитвенников на Небе, взывающих ко Христу: «Господи, спаси и помилуй верных чад Твоих и Отечество наше земное!» [3].

А колокола храма Богородицы «Всех скорбящих Радость» нынче созывают народ к службе, как и много-много лет назад! Они были установлены на отстроенный ярус звона колокольни 1 мая 2002 г. уже при настоятеле протоиерее Василии Желубове. Всего восемь колоколов весом соответственно 4, 8, 19, 32, 64, 150, 500 и 850 кг были изготовлены в г. Воронеже. Приобретены они были на средства ОАО «Пивовар – Живое Пиво» благодетелем Борисом Тимофеевичем Изгаршевым.

Слава Богу за все!

Ирина Решетова

Статья была опубликована в газете «Православное слово» (ежемесячное издание Волгоградской епархии и Царицынского Православного университета прп. Сергия Радонежского), № 6 (188), июнь 2008 г.



Список использованных источников

1. А. Н. Минх. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Том. 1, выпуск, лит. А-Г, 1898. – с. 171.

2. Архивные документы УФСБ РФ по Волгоградской области (протокол допроса, постановления, заключения).

3. www.orthedu.ru/nbpi/nbpi/ispovedniki.htm.

 


[1] И далее по тексту все, выделенное курсивом. – И. Р.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: