ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ




ВВЕДЕНИЕ

В

МИКРОЭКОНОМИКУ

Мозырь 1998

 

УДК 330.1

ББК 65. 01

Д 79

 

Рецензенты:

С.В. Лукин, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Витебского государственного университета;

С.Б. Тарасевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Витебского государственного технологического университета.

 

 

Издаётся по решению научно-методического совета Мозырского государственного педагогического института

 

Дубенецкий Н.А., Коломыс Э.В.

Д 79 Введение в микроэкономику: Учеб. – метод. пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Мозырь.: МозГПИ, 1998. – 48 с.

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для принципиального понимания графических моделей, применяемых в микроэкономике. Основной методический прием заключается в выведении графически выраженных закономерностей из более привычного для студентов табличного материала.

Предварительное прочтение данного пособия позволит студентам осмысленно конспектировать лекционный курс и эффективно готовиться к практическим занятиям.

 

УДК 330.1

ББК 65. 01

 

 

ã Дубенецкий Н.А., Коломыс Э.В., 1998

ã Моз.ГПИ, оригинал-макет, 1998

Оглавление

Тема 1. Введение в микроэкономику…………………………………3

 

Тема 2. Спрос и предложение ……………………………………….. 4

 

Тема 3. Производство и издержки. Прибыль……………………… 12

 

Тема 4. Определение цены и объёма производства………………..18

 

Тема 5. Ценообразование на рынке труда. Заработная плата……..30

 

Тема 6. Ценообразование на рынке земли. Рента…………………..35

 

Тема 7. Ценообразование на рынке капитала. Ссудный процент….40

 

 

Учебное издание

Дубенецкий Николай Александрович

Коломыс Эдуард Васильевич

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Учебно-методическое пособие

 

Компьютерный набор В.А.Сорочик

Компьютерная вёрстка Д.А.Шишенков

Технический редактор Э.В.Коломыс

 

 

Сдано в набор 27.04.98. Подписано в печать 26.05.98. Бумага писчая №1. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 2,81. Уч.- изд. л.2,98. Тираж 30 экз. Заказ____.

 

 

Мозырский государственный педагогический институт. Редакционно-издательский отдел. 247760. г.Мозырь, Гомельская обл, ул.Студенческая, 28.

____________________________________________________________________

Напечатано на множительной технике Мозырского государственного педагогического института. 247760. г.Мозырь, Гомельская обл, ул.Студенческая, 28.

 

Н.А.ДУБЕНЕЦКИЙ, Э.В.КОЛОМЫС

 

 

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

Учебно-методическое пособие

 

Мозырь 1998

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

Экономика (от греч. oikonomike): 1) буквально - искусство ведения домашнего хозяйства; 2) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства; 3) название научной дисциплины. Экономика и экономическая теория - равнозначные понятия.

Микроэкономика (от греч. mikro “малый”): экономическая теория рыночного хозяйства, объясняющая его функционирование с точки зрения двух основных мотивов: 1) стремления производителей максимизировать прибыль; 2) стремления потребителей максимизировать полезность от потребления товаров и услуг.

Предмет микроэкономики. В отличие от естественных наук он не имеет внешней, доступной пяти органам чувств формы. Он постигается умом как проблема. Аналогии: “проблема жизни”, “проблема здоровья”.

Основная проблема микроэкономики. Два основных факта составляют предпосылки этой проблемы: 1) материальные потребности общества буквально безграничны или неутолимы; 2) экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Исходя из этих предпосылок, можно сформулировать основную проблему в виде трех вопросов: 1) что производить? 2) как производить? 3) для кого производить?

Методы микроэкономики: 1) общенаучные; 2) специфические. К общенаучным относятся: индукция и дедукция. Под индукцией мы понимаем выведение принципов из наблюдаемых фактов. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. Под дедукцией мы понимаем объяснение фактов в соответствии с каким-либо априорным принципом. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Специфическим методом микроэкономического анализа является использование аппарата кривых спроса и предложения для самых разнообразных рыночных ситуаций. Условное название этого метода - “ножницы Маршалла”.

Позитивная экономическая теория имеет дело с фактами и свободна от субъективных оценочных суждений. Она объясняет как функционирует тот или иной рынок при заданных экономических предпосылках.

Нормативная экономическая теория пытается построить экономическую модель в соответствии с тем или иным представлением о социальной справедливости. Проще говоря, нормативная экономика выражает субъективные суждения о том, что должно быть.

Функции экономической теории: 1) познавательная, 2) мето-дологическая, 3) прикладная.

Познавательная функция удовлетворяет человеческое любопытство (аналогия: искусство для искусства).

Методологическая функция заключается в выработке понятий, используемых в качестве методов анализа в других научных дисциплинах. Например, микроэкономические понятия цены, эффективности используются для решения конкретных экономических проблем сельского хозяйства, промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Прикладная функция состоит в теоретическом обосновании той или иной экономической политики.

 

Литература 1

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Экономический образ мышления // Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. - С.-Пб., 1992. - Гл. 1. - С. 6-30.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Предмет и метод экономикс; Введение в проблему экономии; Рыночная система и пять фундаментальных вопросов // Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1. - Таллинн, 1993. - Гл. 1. - С. 18-35; Гл. 2. - С. 36-50; Гл. 5. - С. 81-93.

3.Самуэльсон П.А. Введение; Центральные проблемы любой экономической формации // Самуэльсон П.А. Экономика. В 2 т.: Пер с англ. Т. 1. - М.: НПО "АЛГОН", ВНИИСИ "Машиностроение", 1993. - Гл.1. - С. 5-14; Гл. 2. - С. 15-31.

 

ТЕМА 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Спрос - это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Закон спроса - это обратная связь между ценой и величиной спроса.

Таблица 2.1. Закон спроса Рис.2.1. Закон спроса

индивидуального покупателя индивидуального покупателя

на товар Х на товар Х

 

 

Цена за еди-ницу (руб.) Величина спроса в неделю (ед.)
   

 


1 Далее в тексте указывается лишь номер главы и ее название после фамилий авторов.

Таблица 2.2.

Закон рыночного спроса на товар Х (для 3 покупателей)

 

Цена (руб.) Величина спроса Общая величи-на спроса
  1-й 2-й 3-й  
         

 

 

Рис. 2.2. Закон рыночного спроса как сумма кривых индивидуального спроса.

 

 

Таблица 2.3.

Изменение в спросе на товар Х под влиянием неценовых факторов

 

  Цена (руб.)   Исходная величина   Изменение в спросе под воздействием   Итоговая величина
  спроса(D0) потреби-тельских вкусов(D1) числа по-купате-лей(D2) величи-ны до-хода(D3) цен на сопря-женные това-ры(D4) ожида-ний(D5) спроса(D5)
    -5 -5 -5 -5 -5 +10 +10 +10 +10 +10 +10 +10 +10 +10 +10 +5 +5 +5 +5 +5 +7 +7 +7 +7 +7  

 

 

Рис. 2.3. Изменения в спросе на товар Х под влиянием неценовых факторов.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.

Закон предложения - это прямая зависимость между ростом цен и величиной предложения.

Таблица 2.4. Закон индивидуального Рис.2.4. Закон индивидуального

предложения товара Х предложения товара Х

 

 

Цена (руб.) Величина предложения
   

 

 

 
 
Таблица 2.5.  

 


Закон рыночного предложения товара Х (для 3-х производителей)

  Цена руб. Величина предложения Общая величина предложения
  1-й 2-й 3-й  
         

Рис. 2.5. Закон рыночного предложения товара Х

(для 3-х производителей).

 

Таблица 2.6.

Изменения в предложении товара Х под влиянием неценовых факторов

 

  Цена (руб.)   Исходная величина предложе-   Изменения в предложении под воздействием   Итого-вая вели-чина
  ния (S0) Измене-ния цен на ресур-сы (S1) Техно-логии произ-водства (S2) Налогов и дота-ций (S3) Цен на другие товары (S4) Числа продав-цов на рынке (S5) Ожида-ний (S6) предло-жения (S6)
    +50 +50 +50 +50 +50 -25 -25 -25 -25 -25 +40 +40 +40 +40 +40 +10 +10 +10 +10 +10 -20 -20 -20 -20 -20 +30 +30 +30 +30 +30  

 

Рис. 2.6. Изменения в предложении товара Х

под влиянием неценовых факторов.

Рыночное равновесие - достигаемое при определенной (равновесной) рыночной цене равенство между спросом на товар (услугу) и его предложением. В условиях рыночного равновесия потребители желают приобрести продукции ровно столько, сколько ее фактически произвели производители.

 

 

Таблица 2.7. Рыночное предложение Рис. 2.7. Рыночное предложение

и спрос на товар Х и спрос на товар Х

 

D
Кол-во товара Х

Цена (руб.) Общая ве-личина предл. (S) Общая ве-личина спроса (D)   (2) - (3)
       
      +150 +90 -94 -191

 

При цене в 3 руб. достигается рыночное равновесие: предложение =

= спросу=100. При P=3, S=D=100.

 

Уравновешивающая функция цены: в интервале цен, превышающих значение равновесной цены, возникает избыток произведенной и нереализованной продукции, что заставляет фирмы снижать производство до равновесного уровня; в интервале цен, имеющих меньшее значение, чем равновесная цена, возникает дефицит продукции, что заставляет фирмы увеличивать объем производства до равновесного уровня.

 

Рис. 2.8. Модели динамики равновесных цен.

Рис 2.9. Модели экономического равновесия, дефицит и излишек при жесткой цене.

Ценовая эластичность спроса:

 

Ed =

 

1. Эластичный спрос: Ed>1.

2. Неэластичный спрос: 0<Ed<1.

3. Спрос единичной эластичности: Ed = 1.

4. Совершенно (абсолютно) неэластичнный спрос: Ed = 0.

5. Совершенно эластичный спрос: Ed = ¥.

Таблица 2.8.

Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя

общей выручки и коэффициента эластичности

Кол-во спра-шиваемой в течение недели продукции (ед.) Цена за единицу продук-ции (руб.) Общая вы-ручка (1)х х(2) (руб.) Оценка эластичности по показателю общей выручки Коэффициент эластичности, Ed (берется абсолютное значение)
                                            Эластичный спрос   Эластичный спрос   Эластичный спрос   Неэластич-ный спрос      

Рис. 2.10. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки (TR) и коэффициента эластичности (Ed).

 

Таблица 2.9. Абсолютно неэластичный Рис. 2.11. Абсолютно неэластичный

спрос на товар Х спрос на товар Х

 

 

Цена (руб.) Кол-во спрашиваемо-го продукта (ед.)
   

 

Таблица 2.10. Абсолютно эластичный Рис. 2.12. Абсолютно эластичный

спрос на товар Х спрос на товар Х

 

 

Цена (руб.) Кол-во спрашиваемо-го продукта (ед.)
  ¥ - -

 

 

Таблица 2.11.

Спрос единичной эластичности на товар Х

Кол-во спраши-ваемой в течение недели продукции (ед.) Цена (руб.) Общая выручка (1)´(2) (руб.) Коэффициент эластичности, (берется абсолютное значение).
                               

 

Рис. 2.13. Спрос единичной эластичности на товар Х.

Правила определения эластичности спроса в зависимости от изменения цены (Р) и выручки (TR):

1. Эластичный спрос (Ed>1)

2. Неэластичный спрос (Ed<1)

3. Спрос единичной эластичности (Ев=1)

Литература

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Гл. 2. Спрос и предложение: основы. - С. 31-58; Гл. 3. Предложение, спрос и эластичность. - С. 59-78.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Гл. 4. Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение. - С. 61-80; Гл. 22. Спрос, предложение и эластичность. - С. 12-29.

3.Самуэльсон П. Гл. 4. Спрос и предложение. Первоначальные основы. - С. 54- 66; Гл. 20. Спрос и предложение как факторы, определяющие цену. - С. 3-20.

ТЕМА 3. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ. ПРИБЫЛЬ

Фирма - это организация, использующая факторы производства (производственные ресурсы) для производства товаров и услуг, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями и ориентированная в своей деятельности на максимизацию прибыли.

Факторы производства (ресурсы): труд, земля, капитал, предпринимательская способность.

Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей, применяемых в производстве товаров и услуг.

Земля - это все даровые блага природы, которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, пастбища, лесные угодья, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы.

Капитал (инвестиции, инвестиционные ресурсы, инвестиционные товары) - это все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машины, оборудование, рабочий и продуктивный скот, здания, сооружения и т.п., используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием.

Предпринимательская способность - это способность предпринимателя (менеджера) соединять выше перечисленные факторы производства (труд, землю и капитал) с наибольшей эффективностью.

Производственная функция - это количественная взаимосвязь между вводимыми в производственный процесс фирмы факторами производства и итоговым выпуском продукции (услуг).

Производственная функция в промышленности:

TQ=F(K,L), где TQ - совокупный выпуск (объем производства); К - капитал; L -труд.

Технология - это различное сочетание труда и капитала при производстве одной и той же продукции.

Краткосрочный период - это период времени, в течение которого невозможно изменить величину капитала, но возможно изменить величину труда.

Долгосрочный период - это период времени, в течение которого возможно изменить как величину капитала, так и количество труда.

 

Таблица 3.1.

Параметры производственной функции в краткосрочном периоде

Затраты труда (L) (ед.) Затраты капитала (К) (ед.) Совокупный выпуск (TQ) (ед.) Средний продукт (APL) (3):(1) Предельный продукт (MPL)
         
      - - -4 -8

Предельный (дополнительный) продукт труда - это прирост совокупного выпуска, обусловленный наймом дополнительного работника.

 

 

Рис. 3.1. Параметры производственной функции

в краткосрочном периоде.

 

Закономерности производственной функции в краткосрочном периоде:

1) Рост предельного продукта труда (в интервале 1 £ L £ 3) называется законом возрастающей отдачи труда.

2) Снижение предельного продукта труда (в интервале 3 £ L £ 10) называется законом убывающей отдачи труда.

3) Совокупный выпуск достигает максимума при такой численности работников, при которой предельный продукт труда последенего работника равен нулю (L=8, TQ=112).

4) Средний продукт труда (производительность труда) достигает максимального значения, когда его величина и величина предельного продукта труда совпадают (APL=MPL=20).

5) Когда на определенном интервале работников (1 £ L £ 4), MPL>APL, то APL на этом интервале возрастает.

6) Когда на определенном интервале работников (4 £ L £ 10), MPL<APL, то APL на этом интервале снижается.

Взаимозаменяемость труда и капитала в долгосрочом периоде:

1) Капитал и труд взаимозаменяемы, когда один и тот же совокупный выпуск может достигаться или при одновременном росте капитала и сокращении труда, или при росте труда и сокращении капитала.

2) Капитал и труд взаимозаменяемы, когда прирост совокупного выпуска возможен при следующих ситуациях:

а) TQ ­, K ­, L const; б) TQ ­, L ­, K const; в) TQ ­, K ¯, L ­;

г) TQ ­, K ­, L ¯.

Взаимодополняемость труда и капитала в долгосрочном периоде:

1) Капитал и труд взаимодополняемы, когда один и тот же выпуск продукции возможен только лишь при не уменьшении какого - либо из 2-х факторов производства.

2) Капитал и труд взаимодополняемы, когда прирост совокупного продукта возможен только лишь при одновременном росте 2-х факторов производства.

Экономическую прибыль (Пэ) фирмы можно определить как разность между совокупной (валовой) выручкой (TR) от реализации продукции и совокупными (валовыми) издержками ее производства (TC).

Совокупные (валовые) издержки = внешние (явные, эксплицитные) издержки + внутренние (вмененные, неявные, имплицитные) издержки.

Внешние издержки = амортизация + текущие материальные затраты (ТМЗ) + арендная плата + ссудный процент + заработная плата + косвенные налоги.

Внутренние издержки - это упущенная выгода от наилучшего использования факторов производства, находящихся в собственности владельцев фирмы. К ним относятся: нормальная прибыль, т.е. минимальная прибыль, при которой фирма будет функционировать; заработная плата, которую могли бы получать владельцы фирмы, бросив собственное дело и устроившись на иные места работы; арендная плата, которую могли бы получать владельцы фирмы, сдав ее в аренду и др.

Бухгалтерскую прибыль (Пб) фирмы можно определить как разность между совокупной (валовой) выручкой (TR) от реализации продукции и внешними издержками фирмы (ВИ): Пб = TR - ВИ.

 

 
 


 

Рис. 3.2. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

 

Условие сохранения фирмы: Пэ ³ 0.

Условие закрытия фирмы: Пэ< 0.

В краткосрочном периоде совокупные издержки (ТС) на производство какого-либо товара состоят из двух компонентов: постоянных издержек (FC) и переменных издержек (VC).

Постоянные издержки (FC) включают затраты фирмы, которые не зависят от величины совокупного выпуска, например, заработная плата высшего административного аппарата фирмы, затраты на охрану, выплата страховых взносов, арендные платежи и др.

Переменные издержки (VC) включают затраты фирмы, величина которых возрастает (убывает) вместе с ростом (сокращением) совокупного выпуска (ТQ), например, заработная плата рабочих, затраты на сырье, электроэнергию, топливо, тару и т.п.

Таблица 3.2.

Краткосрочные издержки фирмы

Сово- купный выпуск (ТQ) Постоян-ные из-держки (FC) Перемен-ные издержки (VC) Сово-купные издержки (ТС) (2)+(3) Предель-ные издержки (МС) Средние постоян-ные издержки (АFC) (2):(1) Средние перемен-ные издержки (АVС) (3):(1) Средние совокуп-ные издержки (ATC) (4):(1)
               
        - - 16,7 12,5 8,3 7,1 6,3 5,6 - 32,7 25,5 26,9 - 49,3 40,5 33,3 32,1 31,8 32,4

 

Предельные (дополнительные) издержки (МС) - это прирост совокупных издержек ( ТС), обусловленный единичным приростом совокупного выпуска( ТQ=1).

Рис. 3.3. Краткосрочные издержки фирмы.

Закономерности средних и предельных издержек:

1) На определенном интервале предельные издержки (МС), средние переменные издержки (AVC), средние совокупные издержки (АТС) снижаются, а на определенном интервале возрастают.

2) Только лишь средние постоянные издержки (AFC) снижаются на всей оси ТQ.

3) Кривая предельных издержек (МС) пересекает кривые средних переменных издержек (AVC) и средних совокупных издержек (АТС) в их низших точках - это есть правило предельных и средних.

Таблица 3.3.

Взаимосвязь изменения предельных издержек

с изменениями предельного продукта труда

  Кол-во работни-ков (L) (ед.) Предельный продукт труда (МPL) (ед.) Прирост переменных из-держек, обусловленный наймом каждого после-дующего работника ( VС) (руб.) Предельные издержки МС=
Закон возрас-тающей отдачи труда     3,3
Закон убываю-щей отдачи труда     6,7 7,0

Вывод: снижение предельных издержек наблюдается на интервале действия закона возрастающей отдачи труда; возрастание предельных издержек наблюдается на интервале действия закона убывающей отдачи труда.

Производственная мощность фирмы - это максимально возможный выпуск товара (услуг) в краткосрочном периоде.

Эффект масштаба производства - это взаимосвязь величины средних совокупных издержек производства (АТС) с изменением производственной мощности фирмы в долгосрочном периоде.

Положительный эффект масштаба: достижение минимального значения средних совокупных издержек производства (АТС) за счет оптимизации производственной мощности фирмы в долгосрочном периоде.

Отрицательный эффект масштаба: завышение средних совокупных издержек производства (АТС) по сравнению с минимально возможным их значением за счет “мелкости” или “сверхкрупности” фирмы.

Таблица 3.4. Эффект масштаба Рис.3.4. Эффект масштаба

производства производства

Производственная мощность фирмы (ТQ)

Средние совокупные издержки (АТС) (руб.)
Положитель- 50 ный эффект 60 масштаба 70 ________________________ Отрицатель- 90 ный эффект масштаба 100   _________________________  

Литература:

1.Долан Э.Дж., Линдсей Д. Гл. 6. Производство и издержки. - С. 133-162.

2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Гл. 24. Издержки производства. - С. 45-64.

3. Самуэльсон П. Гл. 22. Издержки производства и предложение. - С. 1- 59; Гл. 24. Фирма в положении равновесия. - С. 88-111; Гл. 30. Прибыль и ее стимулирующее значение. - С. 221-247.

 

ТЕМА 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА

Таблица 4.1.

Характерные черты основных моделей рынка

Характерная черта Чистая конкуренция Монополисти-ческая конкуренция Олигополия Чистая монополия
число фирм очень много много несколько одна
тип продукта стандартизиро-ванный дифференциро-ванный стандартизирован-ный или диф-ференцирован-ный уникальный, нет близких заменителей
контроль над ценой отсутствует незначительный значительный при тайном сговоре значительный
условия вступления в отрасль нет препятствий сравнительно легкие наличие существенных препятствий полностью блокировано
неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на торговые марки очень типична реклама свя-зи с общ. организаци-ями
примеры сельское хозяйство розничная торговля, легкая промышлен-ность производство стали, химических средств, транспорта местные предприятия коммуналь- ного хозяйства

I. Условия максимизации прибыли при чистой конкуренции.

Таблица 4.2.

Определение совокупного выпуска фирмы, при котором достигается максимальная экономическая прибыль (Пэ)

Цена     (Р) (руб.) Совокуп-ный выпуск (ТQ) (ед.) Совокупная выручка (1)х(2) (ТR) (руб.) Совокуп-ные издер-жки (ТС) (руб.) Предель-ный доход   (МR) (руб.) Предель-ные издер-жки (МС) (руб.) Экономичес- кая прибыль (3)-(4) (Пэ) (руб.)
             
 
20

          -12 -50

При ТQ = 6, Пэ = 19 (max). МR = , когда ТQ = 1.

Алгебраическое условие максимизации экономической прибыли:

 

Пэ достигает максимума, когда единичный прирост совокупного выпуска ( ТQ = 1) дает нулевой прирост экономической прибыли ( Пэ = 0):

1) Пэ = ТR-ТС; 2) Пэ = ТR- ТС; 3) ;

4) ; 5) = MR поскольку ТQ =1; 6) = MC, поскольку ТQ = 1; 7) 0 = MR-MC; 8) MR = MC.

Итак, экономическая прибыль достигает максимума при таком значении совокупного выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу: MC = MR.

 

 

Пэ=TR-TC==TQ3×P3-TQ3×ATC3

 

Рис. 4.1. Определение совокупного выпуска фирмы, при котором достигается максимальная экономическая прибыль.

 

 

Вывод: Поскольку с ростом рыночной цены (Р) фирме выгодно расширять совокупный выпуск (ТQ), а со снижением цены - сокращать совокупный выпуск, постольку кривая предельных издержек фирмы (МС) совпадает с кривой индивидуального предложения (Si).

Тезис 1. В ценовом интервале 0 < P < P1 фирму целесообразно закрыть, т.к. в случае ее функционирования абсолютная величина убытков превысит абсолютную величину убытков в случае закрытия фирмы. Величина убытков в случае закрытия фирмы соответствует величине постоянных издержек с обратным знаком (- FC).

 

 

Доказательство: 1) Пэ = TR-TC; 2)TR = P1·TQ1; 3) TC = FC + VC; 4) AVCmin = ; 5) VC = AVCmin ·TQ1; 6) TC = FC + AVCmin·TQ1; 7) Пэ = P1·TQ1-FC-AVCmin·TQ1; 8) Пэ = TQ1(P1-AVCmin)-FC.

Если P < P1, то P < AVCmin, Þ Пэ имеет отрицательное значение (убытки) и по абсолютной величине превышает величину постоянных издержек: |Пэ| > |-FC| Þ фирму целесообразно закрыть.

 

Тезис 2. В ценовом интервале P1 < P < P2 фирма может функ-ционировать, т.к. в этом случае абсолютная величина убытков окажется меньше абсолютной величины убытков в случае ее немедленной остановки.

Доказательство: 1) Пэ = TR-TC; 2) TR = P2 ·TQ2;

3) ТС = АТСmin · ТQ2; 4) Пэ = P2 ·TQ2 - АТСmin ·TQ2 = TQ22 - АТСmin). Если P < P2, то Р < АТСmin Þ Пэ - отрицательная величина (убытки).

Пэ = TQ11 - AVCmin)-FC. Если Р > Р1 , то [TQ(P- AVCmin )] - положительная величина Þ абсолютная величина фактических убытков |Пэ| окажется меньше допустимой величины убытков в случае закрытия фирмы |-FC|. Таким образом, фирме целесообразнее функционировать.

 

Тезис 3. В ценовом интервале Р > P2 фирма максимизирует экономическую прибыль.

Доказательство: 1) Пэ = TQ3 (P3-ATC3); т.к. P3 > P2 и P3 > ATC3, то [TQ3 (P3-ATC3)]- положительная величина (Пэ > 0) Þ Фирма получает экономическу ю прибыль и максимизирует ее, устанавливая совокупный выпуск (TQ3) при котором: P3 = MR =MC.

 

Предпосылки определения рыночной цены, на которую ориентируются фирмы, принимая решения о максимизирующем прибыль совокупном выпуске:

1). Благодаря положительному эффекту масштаба производства, допустимо считать фирмы одинаковыми по их производственной мощности.

2). Благодаря одинаковости производственных мощностей фирм, допустимо считать их индивидуальные функции предложения (предельных издержек) также одинаковыми.

3). Благодаря тому, что во многих отраслях постоянные издержки имеют низкий удельный вес в составе совокупных издержек (£ 10%), допустимо считать, что кривые предельных издержек (МС) и средних совокупных издержек (АТС) пересекаются в точке минимального значения последних.

Таблица 4.3.

Определение рыночной цены совокупного выпуска фирмы

Индиви-дуальное предложе-ние одной фирмы (ед.) Кол-во фирм в отрасли Общий объем отраслевого предложения (ед.) (1)´(2) Цена товара (руб.) Общий объем спроса (ед.) Средние совокупные издержки (АТС) (руб.) Экономи-ческая при-быль (Пэ) (руб.) (4) ´ ´(1)-(6) ´(1)
             
 
10

        - - -400 -90 +80 -120 - -

Р = 111, TQ = 8, Пэ = 80.

 

а) одна фирма б) отрасль

Р(руб.)

Рис. 4.2. Определение рыночной цены и совокупного выпуска фирмы.

Проблема максимизации прибыли в долгосрочной перспективе сводится к нахождению равновесной цены и совокупного выпуска фирмы как последствий конкуренции фирмы.

Таблица 4.4.

Определение равновесной цены и совокупного выпуска фирмы

при увеличении числа фирм в отрасли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: