Ш. Условия максимизации прибыли при монополистической конкуренции.




Следует отметить, что определение рыночной цены и совокупного выпуска, при которых максимизируется прибыль в краткосрочном периоде, принципиально соответствует логике их определения в условиях чистой монополии.

В долгосрочном периоде условия максимизации прибыли модифицируются:

1) вступление новых фирм в отрасль, обусловленное наличием экономической прибыли, сокращает (сдвигает влево) спрос на продукцию монополистической фирмы;

2) возрастание количества близких заменителей товара, повышает эластичность спроса на продукцию фирмы.

 

Рис. 4.6. Определение цены и объема производства

в долгосрочной перспективе.

 

 

Выводы:

1) рыночная цена снижается (с Р1 до Р2);

2) совокупный выпуск сокращается (с TQ1 до TQ2);

3) Пэ ® 0.

 

Обеспечивает ли монополистическая конкуренция эффективность денежной экономики? (На примере рис. 4.6.).

1. Производственная эффективность почти полностью обеспечивается, т.к. АТСфакт. ® АТСmin.

2. Эффективность распределения ресурсов почти полностью обеспечивается, т.к. Р2 ® АТСmin, а Пэ ® 0. Таким образом, фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, имеют тенденцию к получению нормальной прибыли в долговременном периоде.

 

IV. Условия максимизации прибыли при олигополии.

 

1. Не основанная на тайном сговоре олигополия.

 

 

MR1
TQ2
TQ1

 

Рис. 4.7. Определение цены и объема производства

в долгосрочном периоде.

 

Можно предположить, что олигополист в долгосрочной перспективе, опасаясь конкуренции, внедряет достижения НТП и сокращает предельные издержки производства, что сдвигает их из положения МС1 в МС2. В этом случае следовало бы ожидать как снижения рыночной цены с Р1 до Р2, так и расширения совокупного выпуска с ТQ1 до ТQ2. Однако, если все олигопольные фирмы будут придерживаться такой стратегии, то произойдет понижение рыночной цены на продукцию отрасли, поэтому спрос на продукцию отдельной олигопольной фирмы (D2) в точке Р1 “ломается”, т.е. становится гораздо менее эластичным, чем спрос D1, построенный из расчета, что остальные фирмы сохраняют цены постоянными. С понижением эластичности спроса начинается “обрыв” и предельного дохода, соответствующий интервалу (f), а затем и резкое его снижение (МR2). В результате совокупный выпуск фирмы ТQ2 будет реализован при значительно более низкой цене (Р3), что тождественно прямым убыткам. Предвидя подобные результаты, каждый олигополист стремится сохранить в долгосрочной перспективе совокупный выпуск (ТQ1) и рыночную цену (Р1) на неизменном уровне.

2. Основанная на тайном сговоре олигополия. Тайный сговор означает, что конкуренции на период сговора между олигопольными фирмами не существует.

Таким образом, олигополия превращается в чистую монополию с соответствующими последней условиями максимизации прибыли.

3. Лидерство в ценах. Особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь). Следуя за лидером в повышении цены, все олигополисты получают возрастающую экономическую прибыль при незначительном сокращении индивидуального, а значит и всего отраслевого выпуска. В этом случае характер эластичности спроса на продукцию олигополиста полностью совпадает с характером спроса на продукцию всей отрасли. Это совпадение происходит потому, что все фирмы синхронно изменяют цены вместе с ценой лидера.

 

 

 

Рис. 4.8. Определение цены и объема производства

в долгосрочной перспективе.

 

4. Ценообразование по принципу: “издержки плюс”. В этом случае каждый олигополист конструирует цену, исходя из постоянной величины средних переменных (а значит и предельных) издержек. Величина средних переменных издержек (АVС) находится эмпирическим путем, например, при 80-процентной загрузке производственной мощности фирмы: формула конструкции цены: Р = ,

где Р1 - норматив рентабельности продукции или процент надбавки к средним переменным издержкам.

Пример. AVC = 100 руб., Р1 = 20%; P = руб.

При данной цене (Р = 120) спрос на продукцию олигополиста будет зависеть от изменений цен на продукцию других олигополистов:

1) если эти цены понизятся, то спрос на продукцию данного олигополиста уменьшится, и совокупный выпуск уменьшится;

2) если эти цены повысятся, то спрос на продукцию данного олигополиста возрастет, и совокупный выпуск возрастет.

Обеспечивает ли олигополия эффективность денежной экономики?

Поскольку олигополия наиболее приближена к модели чистой монополии, постольку она не обеспечивает ни производственной эффективности (АТСфакт. > АТСмин.), ни эффективности распределения ресурсов (Р > АТСфакт.).

 

Проблема сравнитель ной эффективности конкурентного и монополизированного рынка.

Сделанные ранее выводы о полной эффективности рынка совершенной конкуренции некоторые экономисты (Шумпетер, Гелбрэйт) подвергают сомнению и утверждают, что монополизированные рынки экономически эффективнее. По мнению названных экономистов, положительный эффект масштаба, а значит и производственная эффективность в условиях множества мелких фирм, принципиально недостижимы. Дело в том, что создание крупного предприятия, в которых средние совокупные издержки действительно минимальные (при данном историческом уровне технологии), требует централизации финансовых ресурсов конкурирующих фирм. А эта централизация есть не что иное, как слияние мелких фирм и образование ими рынка или монополистической конкуренции, или олигополии, или чистой монополии. Одинаковость производственных мощностей мелких фирм не свидетельствует о том, что они достигли оптимальных размеров производства, а свидетельствует о недостатке капиталов у их владельцев для внедрения индустриальных технологий. Поэтому фактические средние совокупные издержки одинаковых по производственной мощности конкурентных фирм намного превышают объективно возможный уровень средних совокупных издержек. Следовательно, конкурентные фирмы не достигают производственной эффективности. Не достигают они и эффективности распределения ресурсов, т.к. в условиях монополизированного рынка равенство спроса и предложения устанавливается на более высоком уровне, чем при равновесной цене рынка совершенной конкуренции.

 

Таблица 4.7.

Сравнительная эффективность рынка

совершенной конкуренции и олигополии

К-во фирм (ед.) Производ-ственная мощность фирмы (TQ) (ед.) Отраслевой выпуск (Q) (ед.) (1)´(2) Рыночная цена (Р) (руб.) Спрос на продукцию отрасли (D) (ед.) Фактические средние сово-купные издержки фирмы (ATC) (руб.) Экономичес-кая прибыль фирмы (Пэ) (руб.) [(4)-(6)]´(2)
             
             

 

 

 

Рис. 4.9. Сравнительная эффективность совершенной конкуренции

и олигополии.

 

Выводы:

1. Олигопольный рынок предлагает большее количество продукции (15000 > 10000) и по более низкой цене (100 < 150), чем рынок совер-шенной конкуренции.

2. Наличие экономической прибыли или ее отсутствие не может считаться показателем экономической эффективности.

 

 

Литература

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Гл.7. Предложение в условиях совершенной конкуренции. - С. 163-192; Гл.8. Теория монополии. - С. 193-214; Гл. 9. Организация промышленности, монополистическая конкуренция и олигополия. - С 215-240.

2. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Гл. 25. Определение цены и объема производства: чистая конкуренция. - С. 65-91; Гл. 26. Определение цены и объема производства: чистая монополия. - С. 92-111; Гл.27. Определение цены и объема производства: монополистическая конкуренция. - С. 112-123; Гл. 28. Определение цены и объема производства: олигополия. - С. 124-141.

3. Самуэльсон П.А. Гл. 24. Фирма в положении равновесия. - С. 88-111; Гл. 25. Несовершенная конкуренция и антитрестовская политика. - С.112-129.

 

ТЕМА 5. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Основные положения теории предельной производительности факторов производства:

1). Закон убывающей производительности применим в краткосрочном периоде не только к труду, но и к земле, и к капиталу.

2). Спрос на факторы производства является производным (вторичным) от спроса на товары и услуги.

3). Спрос на факторы производства формируется в соответствии с принципом убывающей доходности ресурсов.

Предельный продукт факторов производства - это или предельный продукт труда, или предельный продукт капитала, или предельный продукт земли.

Предельный продукт капитала - это прирост совокупного выпуска фирмы, обусловленный приростом капитала на 1 ед., при постоянных значениях труда и земли.

Предельный продукт земли - это прирост совокупного выпуска фирмы, обусловленный приростом земли на 1 ед., при постоянных значениях капитала и труда.

Предельный доход фактора производства ( MRP) - это прирост валовой выручки фирмы, обусловленный приростом какого-либо из факторов производства на 1 ед., когда два других фактора производства остаются неизменными.

Предельные издержки на фактор производства ( MRC) - это прирост совокупных издержек фирмы, обусловленный дополнительной покупкой единицы какого - либо фактора производства.

Условие максимизации экономической прибыли или условие оптимального сочетания факторов производства: экономическая прибыль достигает максимального значения при такой величине каждого фактора производства, когда единичное увеличение данного фактора дает нулевой прирост экономической прибыли.

1. Пэ = TR-ТС. 2. , где — единичный прирост фактора производства. Учитывая, что , получим 3. 4. MRP = MRC -общее условие оптимального сочетания факторов производства для любых типов рынка. Это условие может быть преобразовано:

 

, где К, L, T - соответственно капитал,

труд, земля.

Таблица 5.1.

Определение количества труда, максимизирующего экономическую прибыль фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции

рынка продукта

 

Кол-во труда (ед.) Кол-во продукта (ТQ) (ед.) Предельный продукт (MPL) (ед.) Рыночная цена продукта (Р) (руб.) Валовая выручка (TR) (2)´(4) Предельный доход ресурса (MRPL) (3)´(4) (руб.) Рыночная цена труда (RL) (руб.) Предельные издержки ресурса (MRCL)
               
0   - - - - - -
    -1 -2     -20 -40    

 

MRPL=MRCL=40, при L = 6.

 

Таблица 5.2.

Определение количества труда, максимизирующего экономическую прибыль фирмы в краткосрочном периоде, в условиях несовершенной конкуренции рынка продукта

Кол-во труда (L)(ед.) Кол-во продукта (ТQ) (ед.) Предельный продукт труда (MPL) (ед.) Рыночная цена продукта (Р) (ед.) Валовая выручка (TR) (2)´(4) Предельный доход труда (MRPL) (руб.) (TRn-TRn-1) Рыночная цена труда (RL) (руб.) Предельные издержки ресурса (MRCL) (руб.)
               
0   - -1 -2 - 15,2 - - -8 -30 -46 -62 -62 - -

 

MRPL=MRCL=40, при L = 3.

 

Рис. 5.1. Определение количества труда, максимизирующего экономическую прибыль фирмы в краткосрочном периоде, в условиях рынка совершенной и несовершенной конкуренции. Где: Dс.к.- спрос фирмы на труд в условиях совершенной конкуренции рынка продукта; Dн.к.- спрос фирмы на труд в условиях несовершенной конкуренции рынка продукта.

Вывод: при прочих равных условиях рынок совершенной конкуренции обеспечивает большую занятость, чем рынки

монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Предпосылки анализа ценообразования на общенациональном рынке труда:

1). Все работники универсальны, т.е. могут выполнять как самую квалифицированную, так и неквалифицированную работу.

2). Все работники абсолютно мобильны, т.е. могут предложить услуги своего труда в любой точке страны в кратчайшее время (например, 3 дня).

3). Все фирмы одинаковы по размерам, функционируют в условиях совершенной конкуренции и имеют одинаковые функции спроса на труд.

Таблица 5.3.

Ценообразование на общенациональном рынке труда

Предельный продукт труда (PL) (ед.) Цена товара, произведен-ного фирмой (Р) (руб.) Цена труда (PL=MRPL) (1)´(2) (руб.) Спрос на труд одной фирмой (d) (чел.) Кол-во фирм (N) (ед.) Общий спрос на труд (D L(0)) (4)´(5) (чел.) Общее предложе-ние труда (SL(0)) (чел.)
             
7            

При РL = 40, DL=SL=6000 (чел.).

 

 

При РL=40, DL=SL=6000(чел.).

Рис. 5.2. Ценообразование на общенациональном рынке труда.

 

Факторы изменения общего спроса на труд и равновесной цены труда (заработной платы).

Таблица 5.4. Рост цены товара, Рис. 5.3. Рост цены товара,

производимого фирмой, при производимого фирмой, при

неизменной производительнос- неизменной производительнос-

ти труда ти труда

MPL (ед.) Р (руб.) PL= MRPL (руб.) dL (чел) N (ед.) DL (1) (чел.) SL (0) (чел.)
7            

 

При PL=60, DL=SL=7000 (чел.).

 


Таблица 5.5. Рост производитель- Рис. 5.4. Рост производительности

ности труда при неизменной цене труда при неизменной цене

на товар фирмы на товар фирмы

MPL (ед.)

Р (руб.) PL= MRPL (руб.) dL (чел) N (ед.) DL (2) (чел.) SL (0) (чел.)
11            

При РL=80, DL=SL=8000 (чел.).

 

 

Заработная плата - это цена, выплачиваемая за использование труда (ставка оплаты часа, дня, недели, месяца и т.д. труда).

Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю, месяц труда.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

 

 

(хоккеисты)

Рентный доход хоккеиста: Рентный доход врача: Рентный доход неквалифицированного 100-70=30 (руб.) 10-7 =3 (руб.) труда: 1-1=0 (руб.)

Рис. 5.5. Дифференциация ставок заработной платы.

 

 

           
   
 
 
 
Уменьшая предложение труда с SL (1) до SL (2) путем создания искусственных препятствий для вступления в профсоюз, замкнутые профсоюзы добиваются увеличения ставок заработной платы с PL (1) до PL (2) при одновременном сокращении занятых с L1 до L2.
 
Отраслевые профсоюзы добиваются повышения ставки заработной платы PL (1) до PL (2). В результате занятость сокращается с L1 до L2 за счет работников, не вступивших в профсоюз.
 

 

 


Если профсоюзы смогут расширить спрос на труд с DL(1) до DL (2), то ставка заработной платы увеличится с PL (1) до PL (2) вместе с ростом занятых с L1 до L2.
Рис 5.6. Влияние профсоюзов на ставку заработной платы и занятость.

 

Литература

 

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Гл. 10. Ценообразование на рынках ресурсов. - С. 241-266.

2. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Гл. 29. Производство и спрос на экономические ресурсы. - С. 142-155; Гл. 30. Ценообразование и использование ресурсов: определение заработной платы. - С. 156-157.

3. Самуэльсон П.А. Гл. 26. Теория производства и предельных продуктов. - С. 130-151; Гл. 28. Установление в процессе конкуренции заработной платы и заключение коллективных договоров. - С. 171-202.

 

 

ТЕМА 6. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЗЕМЛИ. РЕНТА

 

Рента (арендная плата) - это цена услуг (РT) конкретного участка земли: R=MPT´P, где R - величина ренты с конкретного участка земли (ц), MPT предельный продукт данного участка земли (руб.), Р - цена сельхозпродукции, выращенной на этом участке земли (руб.).

Цена земли: = , где R - величина ренты с конкретного участка земли (руб.), - величина ставки ссудного процента (%).

Условие максимизации экономической прибыли с/х фирмой:

MRPT=MRCT, где MRPT - предельный доход от использования дополнительного участка земли; MRCT - предельные издержки, связанные с приобретением этого участка.

MRPT=MPT´P=R, а MRCT равны фактической рыночной цене (РТ) услуг земли.

 

 

Таблица 6.1.

Определение количества земли, при которой максимизируется

экономическая прибыль с/х фирмы в краткосрочном периоде

в условиях совершенной конкуренции

 

Кол-во земли (Т) (га) Предельный продукт земли (МРТ) (ц) Рыночная цена c/х продукции (Р) (руб.) Рента или предельный доход от земли (MRPT) (2)´(3) руб. Фактическая рыночная цена услуг земли (РТ=MRCT)
         
1        

 

Т=6 (га), при MRPT(R)=MRCT(PT)=500 (руб.).

 

Рис. 6.1. Определение количества земли, при которой максимизируется экономическая прибыль с/х фирмы в краткосрочном периоде

в условиях совершенной конкуренции.

Предпосылки анализа ценообразования на рынке земли:

1. Все земельные участки одинаковы по качеству.

2. Все с/х фирмы функционируют в условиях совершенной конкуренции.

3. Все с/х фирмы имеют одинаковые размеры и одинаковые функции индивидуального спроса на землю.

4. Предложение земли неизменно (абсолютно неэластично).

Таблица 6.2.

Определение равновесной рыночной цены (РТ) услуг земли

Рыночная цена земли (РТ=MRPT= =R) (руб.) Индивидуаль-ный спрос на землю (dT) (га) Кол-во фирм N (ед.) Совокупный спрос на землю (DT) (га) (2)´(3) Предложение земли (ST) (га)
         
1000        

 

При РТ=MRPT=R= 500 (руб./га), DT=ST= 6000 (га).

 

 

При РТ=MRPT=R= 500 (руб./га), DT=ST=6000 (га).

Рис. 6.2. Определение равновесной цены (РТ) услуг земли.

 

Таблица 6.3.

Рост рыночной цены на с/х продукцию как фактор увеличения

равновесной цены земли (ренты)

Предель-ный про-дукт земли (МРТ) Рыночная цена с/х продукции (Р) (руб.) Рыночная цена земли (РТ=MRPT==R) (руб.) Индивидуаль-ный спрос на землю (dT) (га) Кол-во фирм (N) (ед.) Совокупный спрос на землю (DT(2)) (га) Предложение земли (ST) (га)
10            

При РТ=MRPT=R=1000 (руб./га), DT=ST=6000 га.

 
 

 

 


Рис. 6.3. Рост рыночной цены на с/х продукцию как фактор увеличения равновесной цены услуг земли (ренты).

Вывод: рост рыночной цены на с/х продукцию увеличивает рыночную цену (ренту) земли.

Рынок с/х продукции Рынок услуг земли

Рис. 6.4. Взаимосвязь рынка с/х продукции и рынка земли.

 

Выводы:

1. С ростом спроса на c/x продукцию (D1 ® D2) возрастает ее равновесная цена с Р1 до Р2, а соответственно увеличивается спрос на услуги земли (DT(1) ® DT(2)) и их цена (R(1) ® R(2)).

2. С понижением спроса на с/х продукцию (D1 ® D3) снижается ее равновесная цена с Р1 до Р3, а соответственно снижается спрос на услуги земли (DT(1) ® DT(3)). При этом равновесная цена услуг земли может стать равной нулю: R3=0.

 

 

 

Рис. 6.5. Абсолютная и дифференциальная рента.

 

Абсолютная рента соответствует величине ранее рассматриваемой ренты, когда мы предполагали, что все земельные участки имеют одинаковое качество, какой бы критерий качества мы не взяли (плодородие, месторасположение). В нашем примере абсолютная рента (RА) равна величине R3, т.е. при предпосылке превращения лучших и средних земель в одинаково худшие земли.

R1 и R2 -это величины общей ренты (R0), которая включает как абсолютную ренту (RA = R3), так и дифференциальную ренту (Rd).

Дифференциальная рента - отражает превышение предельного дохода от использования лучших и средних земель над предельным доходом от использования худших земель.

Дифференциальная рента с лучших земель:

Rd (лучшее) = R1 - R3

Дифференциальная рента со средних земель:

Rd (среднее) = R2 - R3

При допущении, что рента и арендная ставка оплаты единицы земельной площади (км2, га, м2 и т.д.) тождественные понятия, то общий размер арендной платы (АП) можно рассчитать следующим образом:

АП = R´S, где S размер земельной площади.

Следует отметить, что арендная плата является внешними издержками для арендатора земли и внутренними издержками для с/х фирмы, являющейся собственником земли. Однако в любом случае арендная плата является специфическим доходом земельных собственников.

Литература

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Гл. 11. Рынки капиталов и природных ресурсов. - С. 267-288.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Гл. 31. Ценообразование и использование ресурсов: рента, ссудный процент и прибыль. - С. 176- 188.

3. Самуэльсон П.А. Гл. 27. Образование цен на факторы производства. Земельная рента и рента на другие ресурсы. - С. 152-170.

 

ТЕМА 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ КАПИТАЛА.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ

Если на земельном рынке в основном продаются услуги земли (территории, недра), а не сама земля, то на рынке капиталов в основном продаются сами капитальные блага (средства производства, инвестиционные товары), а не услуги капитала. Другими словами: землю фирмы главным образом арендуют, а капитал - покупают.

Ключевая проблема темы остается такой же, как и для двух предыдущих тем: 1) определение количества капитала (капитального блага), максимизирующего прибыль фирмы при данной рыночной цене капитального блага; 2) определение самой рыночной цены капитального блага.

Предпосылки анализа ценообразования на рынке капитала:

1) Рынок товаров (услуг), которые производятся с помощью капитальных благ (инвестиционных товаров), соответствует модели рынка совершенной конкуренции.

2) Фирмы, производящие капитальные блага (инвестиционные товары), также находятся в состоянии совершенной конкуренции.

3) Модифицируется условие максимизации прибыли MRPk = MRCk, со следующими уточнениями:

a) предельные доходы от использования капитального блага суммируются за все время его службы: MRPk(i), где t - срок службы капитального блага (здания, станки, коровы и т.п.) в годах. Сумму таких предельных доходов ( MRPk(i)) назовем интегральным предельным доходом;

б) интегральный предельный доход уменьшается по соответствующей норме дисконта (о которой ниже).

Дисконтированный, т.е. уменьшенный по норме дисконта, интегральный доход иначе называют дисконтированной стоимостью (PDV).

4) С учетом поправок а) и б) условие максимизации прибыли от использования капитальных благ выглядит следующим образом:

PDV = MRCk,

в свою очередь MRCk = Pk, где Pk - рыночная цена данного капитального блага.

Следует отметить, что анализ ценообразования на капитал при допущении несовершенной конкуренции на взаимосвязанных рынках товаров (услуг) и капитальных благ (инвестиционных товаров) аналогичен анализу ценообразования на несовершенно конкурентном рынке труда.

 

Общий вывод: любые формы монополизации рынков товаров (услуг) и факторов производства (земли, труда, капитала) - при прочих равных условиях - приводят к завышению величины рыночных цен и занижению рыночного предложения товаров (услуг) и факторов производства по сравнению с рынками совершенной конкуренции.

Природа ссудного процента может быть раскрыта следующим образом:

I. Ссудный процент в условиях отсутствия рынка денег имеет первоначальную форму относительной нормальной прибыли.

Абсолютная величина нормальной прибыли для каждого предпринимателя строго индивидуальна и образуется как выигрыш в потреблении за длительный промежуток времени. Этот выигрыш связан с отказом от текущего потребления для инвестирования (вложения) денежных средств в производство капитальных благ, чтобы с помощью последних произвести большее количество продукции.

Пример. Предположим, что любитель рыбы, имеющий 10000 тыс. рублей стоит перед альтернативой: тратить ли в течение 10 лет имеющиеся деньги на ежегодную покупку рыбы в размере 1000 руб. в год или купить лодку, которая за десять лет своей службы позволит выловить рыбы на 12000 руб. при постоянстве цен на рыбу. Если любитель рыбы предпочтет 2-й вариант, то абсолютная величина нормальной (для данного рыболова) прибыли составит:

Пнорм.= 12000-10000 = 2000 (руб.)

Относительная величина нормальной прибыли (или рентабельность) есть выраженное в процентах отношение абсолютной величины нормальной прибыли (Пнорм.) к размеру инвестиций (I), отвлеченных от текущего потребления во имя будущего потребления.

Для нашего примера относительная нормальная прибыль равна: = 20%

При прочих равных условиях, чем больше рентабельность, тем больше соблазн отказаться от текущего потребления для будущего. Конкретная величина относительной нормальной прибыли (рентабельности) превращает потребителя товаров (услуг) в производителя или заказчика капитальных благ.

 

II. Каким же образом нормальная прибыль (рентабельность) превращается в ссудный процент (ставку ссудного процента)?

Это превращение связано с наличием в обществе потенциальных предпринимателей, которые знают высокорентабельные инвестиционные проекты, но не имеют достаточных денежных средств для их осуществления. В этом случае они создают спрос на деньги. Предложение денег создают потенциальные предприниматели, которые имеют представление о низкорентабельных инвестиционных проектах. Акт предоставления денег в ссуду происходит в том случае, если заемщик согласен выплатить кредитору нормальную, с точки зрения последнего, прибыль. В этом случае нормальная прибыль потенциального инвестора превращается в ссудный процент.

Ссудный процент - это денежная сумма, которую выплачивает заемщик денежных средств своему кредитору сверх размера денежной ссуды.

Ставка (норма) ссудного процента (r1) - это выраженное в процентах отношение ссудного процента к размеру ссуды.

Пример. Годовой размер ссудного процента, который хочет получить кредитор от заемщика за 1000 р. ссуды равен 100 руб. Тогда годовая ставка ссудного процента: = 10%.

Месячная ставка (Rмес.) ссудного процента на примере рассчитывается следующим образом:

Итак, ссудный процент связан с появлением денежного рынка и представляет внешние издержки для инвестора - заемщика или внутренние издержки для инвестора - владельца денежных средств.

Чем же довольствуется инвестор - заемщик, т.е. что представляет минимально необходимые внутренние издержки, денежная компенсация которых заставляет человека "лезть" в долг? Конкуренция среди потенциальных заемщиков определяет уровень внутренних издержек займа как величину заработной платы управляющего (директора) конкретно специализированной фирмы по производству капитальных благ.

При прочих равных условиях предложение денежных ссуд находится в прямой зависимости от ставки ссудного процента, а спрос - в обратной зависимости.

Таблица 7.1. Денежный рынок и равно- Рис. 7.1. Денежный рынок и равно-

весная ставка ссудного процента весная ставка ссудного процента

 

Предложение денежных ссуд (MS) (руб.)

Ставка ссуд-ного процента (r1) (%) Спрос на де-нежные ссуды (MD) (руб.)
     

При r1 =5 %, MS=MD=5000 (руб.) При r1 =5%, MS=MD=5000 (руб.)

 

III. В связи с тем, что для инвестора, т.е. производителя капитальных благ, ссудный процент является элементом внешних или внутренних издержек производства, он вынужден уменьшать (“очищать”) интегральный предельный доход от использования каждой дополнительной единицы капитала на величину ссудного процента. Такое уменьшение называется дисконтированием.

Под дисконтированной стоимостью (PDV) понимают стоимость будущих доходов сегодня. Чем больший срок между моментом инвестирования и моментом получения дохода, тем менее ценен для инвестора каждый рубль будущего дохода, т.к. положив тот же самый рубль в настоящее время в банк или купив ценную бумагу, он бы получил ссудный процент на него в будущем. Чем длительнее срок вклада, тем большие проценты “нарастают” на сданный в ссуду рубль.

Общее правило дисконтирования будущего дохода:

данная сумма будущего дохода (т.е. дохода через n лет) сегодня стоит такой суммы денег, одолжив которую под конкретную годовую норму ссудного процента, заимодавец (кредитор) через n лет получит данную сумму будущего дохода.

 

Пример: Сколько стоит 1 рубль 2008 года в 1998 году, если я в 1998 году могу одолжить его под 10 % годовых?

Ответ: руб.

Итак, 1 рубль 2008-го года стоит сегодня 39 коп., т.к. если я положу в 1998 году 39 коп. на срочный вклад при r = 10 % (0,1), то через 10 лет, т.е. в 2008 году эти 39 коп. превратятся в 1 рубль.

 

Схема 1. Возрастание стоимости рубля, отданного в ссуду на n лет при годовой ставке ссудного процента: r = 3 % (0,03).

1´1,03| ´1,03|´1,03|´...´

1 год | |

2 год |

3 год

PV = (1 + 0,03)n = 1,03n, где PV - будущая стоимость рубля, n - конкретный срок ссуды в годах.

 

 

Схема 2. Дисконтирование рубля будущего дохода по годовой ставке ссудного процента r=3 % (0,03).

1999 год - руб.

2000 год - руб.

i - ый год = , де n = i -ый год - 1998 год.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: