Iэтап: Включённость в деятельность - предполагает:
- выбор темы исследования;
- подбор, изучение, анализ и обобщение материалов по теме;
- разработку рабочего плана.
IIэтап: Определение уровня работы - предполагает теоретическую проработку литературы и постановку проблемы.
IIIэтап: Построение логики исследования. Данные этого этапа отражаются во введении.
Введение можно сравнить с аннотацией к книге: в нем рассматриваются теоретические основы диплома, рассматриваются его структура, этапы и методы работы. Поэтому введение должно быть написано как можно более грамотно и кратко (2-3 страницы). Введение должно подготовить комиссию к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать.
Введение. Во введении необходимо обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы, сформулировать цель и задачи, объект и предмет ВКР, круг рассматриваемых проблем. Объем введения должен быть в пределах 2-3 страниц
1. Актуальность исследования - объяснение того, почему Ваша тема важна, кем востребована. (Отвечает на вопрос: почему это следует изучать?) В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы. Данный пункт введения логично начать с определения экономического явления, на которое направлена исследовательская деятельность. Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования. (Информационная база исследования может быть вынесена в первую часть). Однако нужно понимать, что есть некоторые объективные трудности, которые как раз и разрешаются написанием Вашего диплома. Эти трудности, то есть минусы, которые существуют извне, отражают проблему диплома.
|
2. Проблема исследования (отвечает на вопрос: что следует изучать?) Проблема исследования показывает осложнение, нерешенную задачу или факторы, мешающие её решению. Определяется 1 - 2 терминами. (Пример проблемы исследования: «...противоречие между потребностью организации в формировании положительного образа в сознании потенциальных и реальных потребителей и реальным имиджем гостиницы»).
3. Цель исследования - это то, что в итоге Вы должны получить, то есть конечный результат диплома. (Цель предполагает ответ на вопрос: какой результат будет получен?) Цель должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект. Например:
- Разработать проект (рекомендации)...
- Выявить условия, взаимосвязь...
- Определить зависимость чего-либо от чего-либо...
4. Объект исследования (что будет исследоваться?). Предполагает работу с понятиями. В данном пункте дается определение экономическому явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом может быть личность, среда, процесс, структура, хозяйственная деятельность предприятия (организации).
5. Предмет исследования (как, и через что будет идти поиск?) Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения экономического явления. Предмет исследования направлен на практику и отражается через результаты прохождения практики.
6. Задачи исследования — это шаги для достижения поставленных целей (показывают, как идти к результату), пути достижения цели. Определяются, исходя из целей работы. Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав и параграфов работы.
|
Каждая задача должна начинаться глаголом неопределённой формы. Задачи описываются через систему последовательных действий, например:
- проанализировать;
- изучить;
- исследовать;
- выявить;
- определить;
- разработать.
Как правило, в ВКР (дипломной работе) выделяют 5-6 задач.
Каждая задача должна быть отражена в одном из параграфов теоретического или практического раздела. Задачи должны отражаться в оглавлении. Если задача заявлена во введении, а в оглавлении и в тексте диплома она не видна, это серьезная ошибка.
7. Перечень необходимых задач:
1) «На основе теоретического анализа литературы разработать...» (ключевые понятия, основные концепции).
2) «Определить» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на объект исследования).
3) «Раскрыть» (выделить основные условия, факторы, причины, влияющие на предмет исследования).
4) «Разработать» (средства, условия, формы, программы).
5) «Апробировать» (что разработали) и дать рекомендации...
8. Теоретическая и практическая значимость исследования:
«Результаты исследования позволят осуществить…; будут способствовать разработке...; позволят совершенствовать... Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость. Не носит обязательного характера.
|
9. Методы исследования: дается краткое перечисление. Методологияи сследования - это те методы, которыми пользовался студент в процессе написания диплома. К методам исследовательской деятельности относят: теоретические методы (метод анализа, синтеза, сравнения) и эмпирические методы(наблюдение, метод опроса, эксперимент).
10. База исследования — это наименование предприятия, организации, на базе которой осуществлялось исследование. Чаще всего базой исследования является место преддипломной практики студента.
11. Заключительной фразой введения является описание структуры и количества страниц в ВКР: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения». Здесь допустимо дать более развернутую структуру ВКР и кратко изложить содержание разделов. (Чаще содержание глав ВКР излагается в заключении).
Таким образом, введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы.
IVэтап: работа по основной части ВКР.
Основная часть ВКР включает два раздела: теоретический и практический.
Содержание теоретической и практической частей ВКР определяется, в зависимости от темы дипломной работы.
Первый раздел (теоретический) предполагает анализ объекта исследования и должен содержать ключевые понятия, историю вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практики. Для того чтобы грамотно написать теоретический раздел, необходимо проработать достаточно большое количество научных, научно-методических и других источников по теме диплома. Как правило - не меньше 10.
Первый раздел посвящается рассмотрению теоретических аспектов и анализу современного состояния исследуемой проблемы. В нем рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы и их взаимосвязь, выделяются факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс. Излагая содержание публикаций других авторов, необходимо обязательно давать ссылки на них с указанием номеров страниц этих информационных источников.
В теоретическом разделе рекомендуется проанализировать современное состояние проблемы и выявить тенденции развития исследуемого процесса. Для этого используются действующие нормативные документы, данные официальной статистики, материалы аналитических обзоров и журнальных статей. Следствием анализа нормативных актов должны быть выводы об их влиянии на исследуемую проблему и рекомендации по их совершенствованию. При оформлении статистического материала в тексте работы в обязательном порядке делаются ссылки на источник данных.
В первом разделе целесообразно уделить внимание истории (этапам) развития исследуемого процесса и анализу зарубежного опыта его организации. Результатом анализа зарубежной практики должно быть сравнение исследуемого процесса с отечественной практикой и рекомендации по возможностям его применения в России.
Второй раздел должен носить сугубо прикладной характер. В нем необходимо количественно описать конкретный объект исследования, привести результаты практических расчетов и направления их использования, а также сформулировать направления совершенствования экономической деятельности. Приветствуются и элементы критики. В разделе необходимо обосновать выбор метода решения исследуемой проблемы и подробно его изложить. Можно предложить и собственный метод.
Второй раздел посвящается анализу практического материала, полученного во время производственной практики (преддипломной). В этом разделе содержится:
· анализ конкретного материала по избранной теме;
· описание выявленных проблем и тенденций развития объекта и предмета изучения на основе анализа конкретного материала по избранной теме;
· описание способов решения выявленных проблем.
· описание эксперимента и применяемые методики его проведения, полученные результаты, возможности использования результатов исследования в практической деятельности
· описание практических результатов проведенного исследования.
В ходе анализа могут использоваться аналитические таблицы, расчеты, формулы, схемы, диаграммы и графики.