Туристическая игра - соревнование
«Вместе весело шагать»
Составитель: Гусихина О.Ю.
Пояснительная записка.
В течение нескольких лет наша школа традиционно каждый сентябрь проводит игру-соревнование, посвященное Всемирному дню туризма (27 сентября). За прошедшие годы накопился опыт проведения туристических мероприятий, который я решила обобщить в данной разработке. Предлагаю сценарий организации и проведения туристической - игры соревнования «Вместе весело шагать».
Цель данного мероприятия:предоставление возможности для развития творческой активности, физического и духовного совершенствования учащихся средствами туризма, краеведения и практического применения учащимися теоретических знаний школьного курса ОБЖ и туристских навыков..
Задачи:
1. Выявление творческого потенциала учащихся и их способность к активной внеучебной деятельности в школе.
2. Содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему физическому развитию школьников.
3. Воспитание их в духе патриотизма, коллективизма и дружбы, выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и организованности.
4. Привлечение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Данная разработка туристической игры-соревнования предназначена для учащихся 5-9 классов. Игра – спутник детства. С помощью игр педагог легко может проверить организаторские способности детей, их интеллектуальное и физическое развитие, их совместимость и отношения друг с другом. Туристическая игра «Вместе весело шагать» поможет руководителям вовлечь детей в творческую деятельность, воздействовать на личность ребенка; сплотить класс в единый коллектив, объединив всех ее участников общей творческой деятельностью; закрепить полученные на уроках знания, умения и навыки; развивать навыки общения и поведения; использовать в качестве декораций естественное природное окружение;
Задания данной игры потребует от ребят проявить свою смекалку и находчивость, наблюдательность, внимание, а основной ценностью провозгласить дружбу.
Подготовительный этап.
ü Создание оргкомитета игры (учителя, совет старшеклассников), выбор турсудей.
ü Выбор места проведения игры.
ü Обсуждение хода игры, поощрения играющих.
ü Разработка заданий на каждый этап маршрута, составление положения.
ü Подготовка реквизита.
ü Разработка маршрутного листа для всех мероприятий, которые описаны в сценарии туристической игры (маршрутные листы составляются с таким учетом, чтобы команды не встречались на станциях (пример маршрутных листов см. в Приложении).
ü Издание приказа о проведении туристической игры.
ü Информирование классных руководителей и членов совета классов о содержании этапов игры.
ü Командам необходимо придумать название, девиз, кричалку, выбрать песню.
Оборудование: маршрутные листы, ручки, аптечка, фотоаппарат, 2 компаса, секундомер, деревянные дощечки, два котелка или ведра, две веревки, полиэтиленовая пленка 1,5 м/ 2м, цветной скотч, карточки с заданиями для этапов «Родной край». «Карта мой друг», «Скорая помощь».
Методические рекомендации организаторам игры.
1. Дистанцию участники проходят с классным руководителем и родителем, но задания выполняют самостоятельно. Маршрутные листы для всех мероприятий, которые описаны в сценарии игры, составляются с таким учетом, чтобы команды не встречались на этапах.
2. Организаторы игры должны четко продумать ход игры, какие этапы поставить вперед, как все время поддерживать настроение участников.
Ход проведения игры
Оргкомитет и турсудьи встречают участников игры в спортивном зале. Участники должны быть заранее ознакомлены с правилами техники безопасности, им сообщается местонахождение стенда со всей информацией об этапах игры, они знакомятся с организаторами игры, к которым можно обратиться по любым вопросам.
Программа игры выполняется согласно Положению. К моменту старта соревнований все этапы должны быть готовы и приняты оргкомитетом (турсудьи накануне определяют место проведение каждого этапа).
Игра начинается с построения команд в спортивном зале и приветствия. Каждая команда произносит название и девиз. Организаторы объясняют содержание и правила игры. Команды получают маршрутные листы. Команда движется по маршруту с классным руководителем. На каждом этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания. Штрафные баллы, полученные командой, записываются в маршрутный лист. Пройдя все этапы игры, команда подбегает к финишу, где сдаются маршрутные листы. Оргкомитет на основе маршрутных листов подводит итоги игры и определяет победителей. Победитель – та команда, которая преодолеет все этапы быстрее других с наименьшим количеством штрафных баллов.
Поэтапное описание игры
этап. Кочки – подскочки.
Для этого этапа необходимо заранее заготовить «Кочки» - небольшие дощечки. Руководитель обозначает две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды – быстро переправиться от одной линии до другой, прыгая с «кочки» на «кочку» и не касаясь ногами поверхности «болота» - земли. За касание судья начисляет участнику штрафные баллы. Запрещается двум участникам одновременно находиться на одной «кочке». За нарушение – штраф.
Соревнование усложняется вводом транспортировки груза по «тропе» через «болото»: нескольких тяжелых рюкзаков со снаряжением, котелков, наполненных водой. В случае падения в «болото» предметов снаряжения, расплескивания воды из котелков во время перехода по «тропе», команда также получает штраф.
Этап. Острый глаз.
На столе (траве) перед детьми находится ряд мелких предметов (10-15 штук). Дети рассматривают эти предметы и запоминают их. Затем все дети отворачиваются, руководитель меняет местами несколько предметов и один – два забирает. Дети поворачиваются и пытаются назвать те предметы, которые убрали, и те, которые поменяли местами.
Этап. Родной край.
Задание № 1
Викторина
- Как называют людей, отдыхающих на курорте без путевки?
o туземцы
o варвары
o дикари
o отшельники
- Как называется лагерь для автотуристов, расположенный в загородной местности или в зоне отдыха?
o стойбище
o кемпинг
o парковка
o пристанище
- При какой температуре кипит вода высоко в горах?
o менее 100 С
o при 100 С
o более 100 С
o вообще не кипит
- Какой из перечисленных вулканов является действующим?
o Килиманджаро
o Везувий
o Карадаг
o Кетой
- Какая категория мест в самолете, считается наивысшей по уровню комфорта?
o бизнес-класс
o первый класс
o эконом-класс
- Как называется африканская охота на крупных хищников?
o родео
o коррида
o сафари
o пейнтбол
- Туристическая поездка с использованием транспортного средства не только для перемещения, но и для временного проживания, питания и обслуживания?
o шоп-тур
o круиз
o сити-тур
o горящий тур
- Когда отмечается всемирный день туризма?
o 27 сентября
o 1 июня
o 6 июля
o 15 мая
- Отдельная постройка, используемая для размещения туристов, часто предлагается в тропических и южных странах?
o апартаменты
o мотель
o бунгало
o пансион
- Как в водном туризме называется катание на парусной доске?
o серфинг
o дайвинг
o виндсерфинг
o вейкбординг
Задание 2. Определи названия птиц (см. приложение №1).
1._____________________2._____________________3.____________________
4._____________________5._____________________6.____________________
7._____________________
Ответ.
Дятел, поползень, сойка, синица, клёст, пищуха