ПАМЯТКА ПО АНАЛИЗУ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА (вне всевозможных контекстов)




ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Общие замечания

1. Художественный текст всегда ОБРАЗЕН и ИНОСКАЗАТЕЛЕН, т.е. за одним предполагается другое. Но эта иносказательность, как правило, не аллегорична, т.е. одно не заменяет другое, а присоединяется к нему. Происходит приращение смыслов, поэтому художественный текст информативнее нехудожественного.

2. Читая, нужно сопоставлять и противопоставлять части текста между собой.

3. Не увлекайтесь цитатами и пересказом.

4. При понимании текста важную роль могут играть ассоциации (предметные, абстрактные, культурные).

5. В художественном тексте любой элемент МОЖЕТ БЫТЬ ЗНАЧИМЫМ.

6. ЦЕЛОСТНЫЙ – означает не столько полноту анализа, сколько внутреннюю целостность Вашей работы, её концептуальность.

7. Ваша работа должна быть либо научной, либо эссеистической, но стилистически однородной.

ПАМЯТКА ПО АНАЛИЗУ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА (вне всевозможных контекстов)

  1. Внимательно прочитайте стихотворение. Лучше вслух!
  2. Все ли слова вам знакомы? Узнайте значение незнакомых слов.
  3. О чём стихотворение? Сформулируйте его тему. Тема формулируется кратко: словосочетанием или простым предложением, возможно, словами текста. Если текст без названия, попробуйте его придумать. Если текст имеет название, подумайте, как оно сочетается с темой.
  4. Как в стихотворении показан лирический герой? Что он чувствует, о чём думает? Не путайте лирического героя («я») в тексте с автором вне текста. Возможно, лирический герой скрыт в эпитетах или метафорах. Иногда говорят о лирическом субъекте стихотворения.
  5. На какие части можно разделить стихотворение? Проанализируйте его композицию. Попробуйте переставить местами строфы или убрать одну из них — что изменится?
  6. Возможно, вам удастся определить жанр стихотворения (элегия, ода, послание …). Докажите это. Как правило, лирическое стихотворение содержит в себе черты и следы разных жанров.
  7. Обратите внимание на образный ряд стихотворения. Какие тропы (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора, метонимия, оксюморон) использованы автором? С какой целью? Какие слова можно отметить в стихотворении как ключевые? Художественный образ может быть аллегорией (иносказанием), а может стать и символом.
  8. Присмотритесь к языку стихотворения. Отметьте все странности на всех уровнях языка:
    1. Фонетика. Можно ли говорить о различных видах звукописи? Ассонанс —повтор гласных, аллитерация — повтор согласных. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) ударения?
    2. Морфемика. Есть ли необычное употребление отдельных морфем?
    3. Морфология. Есть ли необычные (устаревшие, диалектные, неправильные) формы слов?
    4. Лексика. Использует ли автор лексические повторы? Встречаются ли синонимы? Омонимы? Антонимы, задающие антитезу? Какие понятия в стихотворении противопоставлены, какие сопоставлены? Слова могут быть синонимами и антонимами только в данном контексте. Тогда они называются контекстуальными. Их выявление поможет вам сформулировать основные оппозиции (противопоставления) текста. Есть ли в стихотворении неологизмы (окказионализмы)? Есть ли архаизмы? Есть ли заимствования? Встречаются ли просторечия?
    5. Синтаксис. Какие предложения чаще использует автор — простые или сложные? Распространённые или нет? Есть ли однородные члены? Встречаются ли синтаксические рассогласования? Одинаковые синтаксические конструкции (параллелизм)? Не нарушается ли обычный (прямой) порядок слов (инверсия)? Не выделены ли второстепенные члены в отдельные предложения (парцелляция)?

Каждому языковому явлению ищите функциональное объяснение!

  1. Анализ языковых средств приводит вас к выводам о стиле текста. Каждое наблюдение над языком требует комментария: как языковые явления влияют на стиль. Конечно, стиль стихотворения заведомо художественный, но нельзя забывать о том, что художественный стиль способен использовать элементы разных стилей.
  2. Отдельный предмет анализа — стих. Каким размером написано стихотворение и что это может значить? Как разделение на строфы соответствует композиции? Как способ рифмовки отражается на восприятии текста? Возможно, перед вами твёрдая форма — например, сонет.
  3. Разобрав основные образы стихотворения, проанализировав его языковое и стилистическое своеобразие, вы сможете обратиться к идее (основной мысли) стихотворения. Идея формулируется вашими словами, отдельным предложением, как правило, сложным.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА в контексте…

  1. Известна ли вам дата создания стихотворения? Соотнесите её с тем или иным периодом в творчестве автора.
  2. Входит ли стихотворение в какой-либо цикл или сборник? Если да, какое место там занимает?
  3. Если вам известны те или иные обстоятельства создания данного стихотворения, изложите их и свяжите с содержанием. Посвящено ли стихотворение кому-нибудь?
  4. Встречаются ли образные переклички (аллюзии, реминисценции) с творчеством кого-либо из предшественников или прямые цитаты? О чём это говорит?
  5. В русле какого литературного направления или течения написан данный текст? Этот вывод должен последовательно вытекать из ваших наблюдений (а не наоборот!)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: