Возраст: 5-6 лет.
Вид игры: Игра на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Цель: развитие чувства ритма в процессе музыкально-дидактической игры,
помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкального ритма,
обучение играть сольно – по одному, и все вместе (одновременно) разные ритмические партии.
Дидактические задачи:
- развивать интерес к музыкальной игровой деятельности
- совершенствовать игровые умения детей в музыкально-дидактической игре
- развивать инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и воспроизведению разных ритмических последовательностей
-научиться согласовывать движения и речевое сопровождение
Дидактический материал:
Бубен, пальчиковые куколки – фигурки дедушки, бабушки, мышки, рубель, деревянные палочки – клавесы.
Ход игры: Трое из детей фигурками отстукивают ритм на бубне, остальные дети играют на палочках. Музыкальный руководитель подыгрывает на рубеле.
Правила игры: Группа делится на команды по три игрока – за дедушку, бабушку, мышку. По очереди играют на бубне свой ритмический рисунок. Остальные дети подыгрывают на палочках. Солисты меняются. Выигрывает та группа, которая более чётко исполнит ритм
«Ритмическая разминка»
Возраст: 5 – 7 лет
Вид игры: Игра на закрепление у детей чувства ритма, 3-х частной музыкальной формы, развитие психических процессов.
Цель: Развитие общей музыкальности детей.
Дидактические задачи:
- развитие чувства ритма
- закрепление 3-х частной музыкальной формы
- формирование коммуникативных качеств
- развитие комбинаторных действий, умений действовать по образцу и замыслу
- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления
|
Дидактический материал: Ритмические палочки по две на ребенка, карточки с изображением ритмического рисунка, карточки с графическим изображением предметов (дом, снежинка, елка, бантик, бабочка и т. п.), любая 3-х частная форма музыкального произведения, например, «Звездная полька», Австрия.
Правила игры: Число участников – вся группа. Дети заранее разделены на команды по 3 человека, в руках у каждого по две ритмические палочки. На первую часть музыки дети свободно двигаются по залу, выполняя руками «моталочку» перед собой. На вторую часть музыки дети выполняют ритмический рисунок, изображенный на предложенной карточке. На третью часть музыки дети ищут свою команду в условленном месте и собирают предложенное графическое изображение. Ведущим может быть как музыкальный руководитель, так и ребенок. Количество детей в одной команде может варьироваться, в зависимости от предложенного графического рисунка. Затем игра повторяется с другими карточками.
«Дятел»
Возраст: 5 – 7 лет
Вид игры: Игра на развитие чувства ритма, психических процессов.
Цель: Развитие чувства ритма.
Дидактические задачи:
- развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления
- развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии
- формирование артикуляционно- телесных и двигательных ощущений, элементарных ритмических рисунков
- развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой
- развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать
|
Дидактический материал: Мнемотаблица, карточки с изображением ритмического рисунка, ритмические палочки.
Правила игры: Число участников – вся группа. В мнемотаблице зашифровано стихотворение О.С.Боромыковой «Дятел».
Дятел сядет на сучок:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Дятел смотрит, где жучок:
Туки-туки-туки-тук,
Снег идет, метут метели:
Так-так, так-так-так,
Прячьтесь птицы, прячьтесь звери:
Туки-туки-туки-так.
Назначается ребенок ведущий, который проговаривает строчку из мнемотаблицы, и в пустую клетку вставляет карточку с изображением ритмического рисунка. Дети повторяют строчку из мнемотаблицы и отстукивают ритмическими палочками заданный ритм. Игра повторяется снова со следующей строчки. Отстукивать ритмический рисунок можно любым другим способом, например, звучащими жестами. Как вариант игры, можно разделить детей на две подгруппы: первая читает строчку из мнемотаблицы, сопровождая речь звучащими жестами, вторая подгруппа отстукивает заданный ритм палочками.